Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Задание 8. Константность восприятия величины




Задание 8. Константность восприятия величины. Зависимость от условий наблюдения и установки наблюдателя

Тема задания

 

В задании рассматривается планирование двухфакторного эксперимента с интраиндивидуальной схемой сравнения экспериментальных условий. Вводится представление и проводится анализ основных результатов действия экспериментальных условий и взаимодействий.

 

Под константностью восприятия принято понимать относительное постоянство воспринимаемых свойств предметов и явлений внешнего мира при существенных различиях в условиях их восприятия. Наиболее изученными видами константности являются константность восприятия величины, формы, цвета предметов и освещенности. Константность восприятия величины проявляется в том, что видимая величина предмета сохраняется относительно постоянной при удалении его от наблюдателя. Иначе говоря, если при измененности свойств (например, величины) предмета – так называемый дистальный стимул – увеличивается его расстояние от наблюдателя, то величина его ретинального изображения – так называемый проксимальный стимул – согласно известному оптическому закону перспективы уменьшается пропорционально расстоянию. Видимая же (феноменальная) величина уменьшается лишь незначительно, если вообще уменьшается, что свидетельствует о том, что величина проекции на сетчатке является необходимым, но не единственным компонентом проксимальной стимуляции. Решающую роль играют наглядно данные, доступные наблюдению условия расположения предмета в пространстве.

Простым подтверждением этого служит закон Эммерта: видимая величина последовательного образа растет пропорционально увеличению расстояния от наблюдателя до поверхности, на которую проецируется послеобраз.

Информацию об удаленности воспринимаемого предмета человек получает от зрительной системы, а также окуломоторной системы и цилиарных мышц глаза. Зрительными признаками удаленности являются характер и степень двоения изображений при бинокулярном зрении, двигательный параллакс, наложение или перекрытие ближним предметом дальнего, тени, воздушная и линейная перспективы: градиенты текстуры, а также знание истинного размера предмета. Незрительными признаками расстояния до воспринимаемого предмета являются угол конвергенции глаз и аккомодация хрусталика.

Один из исследовательских приемов, обычно используемых при изучении роли и «веса» этих признаков в обеспечении константности восприятия величины, состоит в создании таких условий наблюдения, при которых они полностью или частично редуцированы. В отношении зрительных признаков это достигается использованием редуцирующего экрана или трубы, существенно ограничивающих видимый фон, путем полного устранения всех признаков глубины при предъявлении светящихся предметов в темноте и т.д. (см., например, данные Холуэя и Боринга в кн.: Стивенс С., 1963). Влияние незрительных признаков уменьшается при монокулярном наблюдении и использовании искусственного зрачка. Чем меньше информации о местоположении предмета в пространстве получает человек, тем менее константно его восприятие.

Кроме условий наблюдения на величину константности восприятия влияет ряд других факторов: прошлый перцептивный опыт внесения «поправок» на удаленность рассматриваемого предмета (например, посредством «бессознательных умозаключений» согласно теории Г. Гельмгольца), знание реальных размеров предмета, а также то, как понимает свою задачу испытуемый в опыте по измерению константности.

Известны экспериментальные данные о влиянии последнего фактора на оценку величины удаленного предмета [Бейн, 1948; Волков, 1948]. Степень константности оказывалась меньшей, когда испытуемый старался оценить величину предмета по первому своему впечатлению. Коэффициент константности значимо возрастал, если испытуемый принимал задачу оценивать размер предмета, учитывая перспективное уменьшение его величины при удалении от наблюдателя. В этих условиях испытуемые иногда вводили слишком большие «поправки» на удаленность и тогда имела место сверхконстантность, т.е. из двух предметов одинакового размера большим по величине оценивался более удаленный предмет. Эти факты были получены в естественных условиях наблюдения.

Данные о сверхконстантности были получены также в исследовании, где применялось удаление эталонного объекта на очень большое (≥ 240 м) расстояние от наблюдателя. Некоторые исследователи рассматривают факт сверхконстантности только как артефакт эксперимента [Рок, 1980]. Однако опыты с инструкцией испытуемому оценивать реальный размер предмета демонстрируют действие крайней из возможных его установок при выборе критерия, которым пользуется человек в процессе принятия решения об ответе. Согласно современным представлениям, любой изучаемый в психофизическом эксперименте процесс содержит, помимо собственно перцептивной стадии, еще и стадии принятия решения и формирования ответной реакции. В ходе решения испытуемый сравнивает актуальное впечатление с хранящимся и с принятым в качестве критерия перцептивным образом и действует согласно определенному правилу: отвечать «Да (больше)», если актуальное впечатление превышает критерий, и «Нет (меньше)», если оно не достигает критерия. Выбор критерия определяется рядом ситуативных и ценностно–мотивационных моментов. В любом психологическом эксперименте, где в качестве зависимой переменной используются произвольно контролируемые (вербальные или двигательные) ответы испытуемого, имеет место стадия решения и, следовательно установка испытуемого при выборе критерия может оказывать влияние на зависимую переменную, т.е. приводить к смешению с независимой переменной. Поэтому желательно эксперименты по изучению свойств константности восприятия строить с учетом этого фактора.

Цель задания – изучение влияния действия и взаимодействия условий наблюдения и установки наблюдателя на степень константности восприятия величины предмета. О характере влияния установки наблюдателя на оценку константности восприятия при бинокулярном восприятии можно судить по упомянутым выше исследованиям Бейн и Волкова. Открытым остается вопрос, может ли быть однозначным образом реализована установка испытуемого вносить «поправку» на удаленность объекта при оценке его величины в случае редукции условий наблюдения. Иначе говоря, является ли обязательной для реализации данной установки опора на видимые «знаки» удаленности предмета. Можно ожидать, что дефицит такой информации полностью или частично нивелирует влияние этой установки на константность восприятия величины.

Итак, предлагается проверить следующую экспериментальную гипотезу, степень константности восприятия величины: 1) снижается при ограничении – редукции условий наблюдения; 2) в случае принятия испытуемым установки учитывать в ответе уменьшение видимого размера предмета при его удалении (согласно закону линейной перспективы) заметно больше возрастает в естественных условиях наблюдения по сравнению с редуцированными. Студенты самостоятельно должны определить вид предполагаемого взаимодействия факторов «установка условия наблюдения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.