КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика. Планирование эксперимента
Схема смешения Планирование эксперимента
Для проверки ЭГ по отношению к КГ необходимо проконтролировать сопутствующее смешение семантических характеристик речи, выступающих в качестве независимой переменной, с физическими признаками речи – дополнительной переменной. Поскольку семантические характеристики речи невозможно предъявлять отдельно от физических, то необходимо ввести расширенную переменную, которая состоит в сходстве физических признаков предъявляемых сообщений, при этом достаточно использования двух условий независимой переменной: семантического сходства предъявляемых речевых сообщений и их семантического различия. Схема контроля сопутствующего смешения показана в табл. 1.
В качестве зависимой переменной можно использовать показатель продуктивности восприятия. Для проверки гипотез может быть использована любая из основных экспериментальных схем – интраиндивидуальная, кроссиндивидуальная и межгрупповая, однако предпочтительнее межгрупповая схема, поскольку она позволяет избежать проблем контроля факторов времени и задачи, эффектов последовательности и ряда, а также требует меньшего количества проб.
Экспериментальный материал и задача испытуемого. Испытуемых случайным образом делят на две группы. Обеим группам со стереомагнитофона предъявляются два сообщения, произносимые одним и тем же диктором с одинаковой громкостью. Одно сообщение представляет собой отрывок из газетного текста, другое – афоризм. Одной группе (контрольной) на правое ухо читается только газетный текст, а на левое – только афоризм. Другой группе (экспериментальной) предъявляются те же самые тексты с той лишь разницей, что в середине предложений каналы предъявления этих сообщений переключаются: продолжение текста, предъявляемого до этого момента из правого наушника, подается на левый и наоборот. Перед началом текста дается предупредительная команда «Внимание!». Инструкция испытуемому: «В этом эксперименте Вам будут одновременно предъявлены два текста. Из правого наушника Вы будете слышать один текст, из левого – другой. Ваша задача заключается в том, чтобы внимательно слушать текст, передаваемый из правого наушника, и как можно быстрее и точнее его повторять. Перед началом пробы Вам будет предъявлена предупредительная команда "Внимание!"».
Процедура и план эксперимента. В данном эксперименте варьируются два условия независимой переменной: наличие и отсутствие семантической связанности речевого сообщения, передаваемого по релевантному каналу. Нарушение семантической связанности сообщений достигается с помощью процедуры «перекреста». Расширенной переменной является сходство физических признаков релевантного сообщения до и после «перекреста». Это достигается тем, что тексты читаются одним и тем же диктором с одинаковой громкостью. Эксперимент проводится по межгрупповой схеме. Используется случайная стратегия разбиения испытуемых на две группы. Контроль сопутствующего смешения осуществляется по следующей схеме (табл. 2), где в качестве зависимой переменной используются ошибки воспроизведения испытуемыми релевантного канала: повторение информации, предъявляемой по нерелевантному каналу.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |