КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Протокол опыта
Примеры экспериментального материала Методика
Экспериментальный материал и задача испытуемых. Испытуемым предлагается одна задача из класса «малых творческих задач», требующих для решения преобразования заданной в образном пространстве ситуации.
Задача № 1. «Необходимо убрать 6 спичек так, чтобы осталось три квадрата». Экспериментатор предъявляет испытуемому изображение той ситуации, которую необходимо преобразовать. Каждая спичка имеет в ней свой номер, чтобы испытуемый мог назвать ее местоположение (см. рис. 2, с. 70). Задача № 2. «Необходимо убрать 4 спички так, чтобы получить пять равносторонних треугольников» (см. рис. 3, с. 70). Предварительная общая инструкция (для всех испытуемых) требует «решить задачу, рассуждая вслух». Спички перекладывать испытуемому не разрешается, делать записи и рисунки тоже не разрешается, однако графические изображения решений по словесным указаниям испытуемого может делать экспериментатор (на отдельном чистом листе). В таких условиях все мысленные преобразования ситуации задачи – независимо от того, осуществляются ли они в визуальном плане, или чисто дискурсивно, – должны найти отражения в вербализованных рассуждениях испытуемого. Как это всегда имеет место при использовании методики рассуждения вслух, введенной в психологию мышления работами К. Дункера и Э. Клапареда, экспериментатор ведет запись всех высказываний испытуемого, при необходимости задает вопросы, побуждающие к вербализации рассуждения и уточняющие смысл высказываний. При этом он не должен осуществлять какого–либо наведения на путь решения. Общая форма протокола может быть такой, как в табл. 1. Дата:_________________________________ Испытуемый:________________________________________ № группы (по условиям НП): _____________________________________________________________________
По записям рассуждений необходимо будет выделить следующие качественные этапы решений: общие цели и замыслы, не конкретизированные в графических преобразованиях ситуации; промежуточные цели, отражающие вербально или графически конкретизированные направления изменений ситуации, т.е. изменения положения спичек; оценки испытуемыми своих промежуточных целей. В представлении зависимых переменных на основании такого протокола следует ориентироваться на анализ решения сходных задач [Тихомиров, 1984]. План и процедура эксперимента. Испытуемые получают заранее подготовленную инструкцию в соответствии с номером группы, какую представляет экспериментатор (при плане 2x2 сравниваются 4 условия, представленные в табл. 2).
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |