Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные различия в учебной деятельности




Эмпирические типы учебной деятельности в контексте индивидуальных особенностей

Введение

 

 

При задаче описать индивидуальные особенности учебной деятельности школьника недостаточно обычного целенаправленного педагогического наблюдения за ним. Процесс психологического наблюдения будет при этом направляться не только целью и исследовательскими предположениями, но и ориентироваться на: 1) использование определенного «репертуара» действий или свойств, подлежащих фиксации в заранее обдуманном словаре, идентичном при описании разных субъектов; 2) учет теоретических понятий и представлений о структуре и компонентах учебной деятельности, которые и позволяют конкретизировать, что или какие свойства можно непосредственно наблюдать, а какие свойства лишь реконструировать в ходе последующего психологического анализа.

[Клаус, 1987, с. 29]

 

Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
Скорость Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени   Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудом, напряженно Поверхностно, мимолетно, быстро забывает С трудом переучивается Характеризуется ригидностью, застылостью
Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно
Мотивация Охотно Добровольно По собственному убеждению Активно, включение, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво
Регуляция действия Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с пониманием   Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно
Общая оценка Хорошо Плохо

 

Г. Клаус [1987], основываясь на представлениях о необходимости анализа мотивации и познавательных (когнитивных) процессов, опосредующих регуляцию учебной деятельности, предлагает способ оценки индивидуальных различий между школьниками в учении, представленный в табл. 1. Наблюдаемые различия описываются с помощью дихотомических пар свойств, благодаря которым можно строить эмпирические типы учения, а также давать оценку его эффективности.

Необходимо учитывать также, что один и тот же ученик на разных уроках может проявлять различные свойства: на одном уроке он более добросовестный, на другом – более увлечен, на третьем – более ленив и т.д. Таким образом, различия в учебной деятельности могут носить как межиндивидуальный (типологический) характер, так и внутрииндивидуальный. Тот факт, что «не каждый человек учится всегда и всему одинаковым образом» [Клаус, 1987, с. 28], должен обязательно учитываться при построении «психологического портрета» школьника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.