Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов. Факторная схема для проверки гипотезы с одним отношением




Факторная схема для проверки гипотезы с одним отношением

Методика

 

Экспериментальный материал и задачи испытуемому были подробно описаны в § 13 «Предметного практикума» (Часть I).

Процедура опытов. Используется план 3x3 для индивидуальной схемы эксперимента при проверке гипотезы с одним отношением.

Переходим к изложению действий экспериментатора по организации опыта с одним испытуемым и учета его результатов. Подготовка к опыту включает: 1) составление ряда искусственных понятий (с одним, двумя, тремя признаками); 2) построение последовательностей положительных и отрицательных примеров, которые будут предъявляться испытуемому для угадывания каждого из них. Основанием для правильного построения таких последовательностей служит анализ общего числа возможных гипотез испытуемого и оценка информативности примеров, с которыми он может встретиться.

В целях достаточной развернутости процесса образования понятия последовательность примеров должна содержать как более, так и менее информативные на каждом «шаге» карточки, включая несколько «пустых» примеров. Отобранные для каждого из задуманных понятий (с разным числом признаков) информативные и не информативные примеры располагаются в случайном порядке. Целесообразно заготовить последовательности, включающие 10–20 примеров.

 

Блок Условие НП
     
       
       
       

Подготовка испытуемого к опыту проводится экспериментатором в соответствии с требованиями, изложенными выше. С целью контроля правильного понимания инструкции можно провести пробный (дополнительный) опыт. Для фиксации экспериментальных данных и их первичной обработки экспериментатор составляет протокол, который должен включать следующие графы: 1) задуманное понятие; 2) последовательность предъявляемых примеров; 3) отношение примеров к понятию (положительные или отрицательные) (графы 1–3 заполняются до опыта); 4) гипотезы испытуемого (во время опыта); 5) отношение примеров к гипотезам (подтверждающие или опровергающие). (Примечание: графы 5 и 6 заполняются сразу после опыта.)

Отработка задания

Согласно общей экспериментальной схеме (см. табл. 1), эксперимент с одним испытуемым включает 9 индивидуальных опытов. Это обусловлено комбинациями трех условий основной независимой переменной – «ограничения»: 1) отсутствие ограничений; 2) ограничения во времени; 3) ограничения в числе карточек – с тремя уровнями дополнительной переменной – «число признаков» (понятия с одним–тремя признаками). Для предотвращения угадывания испытуемым очередного сочетания переменных порядок 9 серий не должен быть монотонным: их удобно расположить в случайной последовательности.

Каждый студент проводит опыты с двумя испытуемыми, анализируя затем индивидуальные стратегии каждого из них. После этого индивидуальные данные сводят в групповую таблицу. Ее составляют сами студенты.

На основе данных первичной обработки, зафиксированных в протоколе, проводится анализ познавательной деятельности испытуемого в опыте. Цель такого анализа – квалификация реальных стратегий образований понятий по их отношению к идеальным стратегиям, т.е. выделение качественных значений зависимой переменной.

Фокусировка и сканирование, как правило, оказываются не только идеальными, но и крайними случаями реальных стратегий образования понятий. Квалифицируют эти стратегии прежде всего по характеру изменения гипотез: сокращение числа признаков (сужение гипотезы – фокусировка) или их увеличение (расширение гипотезы – сканирование). Конечно, в реальном поведении стратегию фокусировки можно встретить и при отсутствии полного учета всех признаков в первой целостной гипотезе, а стратегию сканирования – даже тогда, когда в парциальную гипотезу входит более одного признака. Промежуточными вариантами будут так называемые смешанные стратегии, т.е. наличие переходов при решении одной задачи либо от сужения гипотезы к ее расширению, от фокусировки – к сканированию (вариант 1) либо наоборот – от сканирования к фокусировке (вариант 2).

Аргументированное отнесение реальных стратегий испытуемого к тому или иному из названных типов – итог качественной обработки полученных первичных результатов. Обработанные данные нескольких опытов с одним испытуемым (т.е. решения им задач с одним–тремя признаками) составляют материал для обсуждения его индивидуальной стратегии образования понятий.

Для статистических решений необходимо:

а) представить индивидуальные данные (здесь – количество фокусировок) в таблице, аналогичной табл. 1;

б) составить сводную таблицу и вычислить средние по группе отдельно для каждого условия НП и уровня дополнительной переменной;

в) построить графики индивидуальных и среднегрупповых данных на одних и тех же осях;

г) применить порядковый критерий Фридмана к данным по студенческой группе [Рунион, с. 102–105]; для этого сформулировать нуль–гипотезу и провести вычисления:

 

 

где N – число однородных групп (число строк); k – число условий НП (число столбцов); при вычислении следует учесть, что в нашем случае, где k = 3 и N = 3, критические значения берутся из таблицы для χ2–критерия с (k – 1) степенями свободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.