Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковная иерархия и миряне




В понимании святых отцов невозможность спасения без Христа одновременно означает и невозможность спасения вне Церкви. Свт. Киприан Карфагенский выразил эту мысль фразой, которая стала крылатым выражением на века: Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец.

Чтобы понять смысл этого утверждения, необходимо ответить на вопрос: кого спасает Господь? Апостол Павел отвечает: Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф., 5,2В). То есть Он спасает не отдельных людей, но именно Свое тело — Церковь. Те, кто пребывает ее живыми и здравыми членами, те и становятся наследниками вечной блаженной жизни с Богом. Другими словами, чтобы спастись, нужно принадлежать этому телу, быть членом Церкви. Каждый верующий во Христа имеет надежду спасения в той мере, в какой он принадлежит этому телу. О необходимости пребывать в единении со Христом как с Главой Церкви говорят все церковные образы Нового Завета: лоза и ветви, краеугольный камень и строящееся на нем здание, образы дома и семьи, пастыря и единого стада и т. д.

Когда апостол Петр произнес свою первую проповедь, то уверовало более трех тысяч человек, и они спросили апостолов: Что нам делать, мужи братия? (Деян., 2,37). И услышали ответ апостола Петра— стать членами Церкви через Покаяние и Крещение: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 38). Апостол Павел, отказавшись от иудейских заблуждений и уверовав в Иисуса Христа, получил повеление от Господа принять Крещение, то есть стать членом Церкви (см.: Деян., 9, 1-20). Когда римский сотник Корнилий своим стремлением к благочестию снискал милость у Бога, то в качестве награды свыше он получил возможность креститься и присоединиться к Церкви (см.: Деян., 10,1-48).

Сам Христос прямо указал, что спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в церковных таинствах, прежде всего в Крещении и Евхаристии: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин., 3,5); истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин., 6, 53-54).

 

Со времён раннего христианства объединение членов Церкви сравнивалось с семейными узами: люди, единые в вере, собираются вокруг главного церковного события – причастия Телу и Крови Христовой на Таинстве Евхаристии. Человек, который возглавляет эту трапезу (священник), именуется отцом, а все присутствующие – братьями и сёстрами. Отличие от семейных уз только одно: духовное родство в Церкви – не кровное, а результат свободного, добровольного мировоззренческого выбора отдельных личностей. Все они (клир и миряне) знаменуют единство своих частных устремлений и жизненной цели, поэтому они – одна духовная семья.

В Православной Церкви с древности существует трехстепенная иерархия священников, а священническое служение требует особого посвящения (Таинство Священства). С апостольских времен к священнослужителям предъявлялись высокие нравственные критерии: «будь образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим., 4, 12).

По учению Церкви нравственное несовершенство того или иного священнослужителя не влияет на действенность Таинств, так как они совершаются не им, но Богом, а священник – Его служитель и свидетель. Человеческие слабости и грехи любого члена Церкви (и священника, и мирянина) являются её болезнью и бедой.

Все три иерархические степени – епископ (архиерей), священник (иерей) и диакон – различаются по степени получаемой в Таинстве Священства благодати и своему служению. Епископы возглавляют церковные области (епархии), священники – отдельные приходы в епархии, диаконы помогают тем и другим при совершении Литургии и в других богослужениях.

Высшим органом власти в церкви является Собор епископов: для Поместной Церкви – её местных епископов, для вселенской – Собор епископов всей Церкви. Главнейшее значение для церковной иерархии имеют её апостольская преемственность и непрерывность епископства (см. выше).

Кроме священнослужителей в Православной Церкви есть церковнослужители – нерукоположенные помощники иереев и диаконов (алтарники, чтецы, регенты и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.