Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Православное понимание свободы воли




На нравственный облик человека оказывают влияние многочисленные факторы – окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, уровень образования и культурного развития и т. д. Совершая различные поступки в условиях реального существования, он волен сам избирать их мотивы, так как у него есть свобода воли, формирующая его выбор. Понятие о свободе воли человеческой личности различно в восточном и западном христианстве.

Формирование мировоззренческих идей, положенных в основу европейского развития, связано с отходом от христианских ценностей в эпоху Ренессанса и Реформации. Тогда с возрождением внимания к античной классике изменилось отношение к Богу, исказились представления о Его отношении к миру и человеку. «Возродившаяся античность» с религиозной точки зрения – язычество, многобожие, в центре которого находится человек, так как языческие боги – те же люди, только обладающие более совершенными качествами, силой и бессмертием, но живущие по законам человеческого мира. С разделением Церкви на Православие и Католицизм противостояние мировоззренческих систем обострилось, что ясно прослеживается в церковном искусстве. На Востоке продолжала развиваться иконопись – вершина отражения духовной сущности в изобразительном искусстве, Запад постепенно отходил от изображения духовных начал и обращал свой взор на человека. В готике ясно прослеживается не образ, а изображение человека, хотя готические соборы еще имеют небесную доминанту и устремлены ввысь. В искусстве Ренессанса уже человек выступает в образе Бога: все мадонны Леонардо да Винчи и других художников – простые женщины с младенцами на руках, имеющие портретное сходство с их реальными современницами. Другим источником формирования либеральных идей на Западе становится Реформация и протестантское богословие. Отказ протестантов от Священного Предания, то есть передачи жизни и опыта всей Церкви, был отходом от коренных нормативов вероучения и от главного критерия правильности религиозных истин – соборности и апостольской преемственности. В протестантизме критерием истины становится сам человек: он получает право толковать Священное Писание и настаивать на истинности своего толкования. Постепенно плюрализм мнений становится законом, а либеральная идея из философской мысли превращается в политическую доктрину. Она главенствует в Декларации человека и гражданина Французской революции, Конституции США, Всеобщей декларации прав человека ООН и других законодательных актах западных стран и в международных договоренностях.

Западное общество основано на либерализме, который предполагает единственное ограничение свободы человека – такое же право на свободу у другой личности. Их равные права защищаются юридическим законом в рамках которого допускается плюрализм мнений. Опираясь на протестантскую этику, либеральная философия полагает, что человеческая природа настолько исказилась в результате грехопадения, что никакие усилия со стороны человека не могут ее исправить, поэтому отступление от евангельских нравственных норм (грех) неизбежно. Проблема общества сводится лишь к тому, чтобы разработать такие законы, которыебудут регулировать пределы этого отступления: убийство нерожденного человека (аборт) – только по медицинским показаниям и в специальных медицинских учреждениях, супружеские измены – в «домах свиданий», курение – в определенных местах и т.д. Это помогает придать цивилизованные рамки отступлению от нравственных норм, «облагородить грех», что неизбежно приводит к возникновению иллюзии, что это отступление можно держать под контролем. С точки зрения Православия, в либерализме не существует понятия греха, человек может делать все, что хочет, включая грех: обманывать, изменять, предавать и т.д. Любые его действия оправданы, пока они не нарушают свободу другого человека, границы которой определены юридическим законом.

Следующим шагом становятся приписывание отступлению от нравственных норм (греху) свойств человеческой природы и борьба за юридическое его разрешение. Так, легализация библейского содомского греха приводит к законодательному оформлению однополых браков вплоть до усыновления детей; поощрение детского протеста против воспитательного контроля взрослых – к ювенальной юстиции, при которой дети в суде отстаивают свои права против родителей; пропаганда «безопасного секса» – к разрушению целомудрия и объявлению проституции сферой услуг, удовлетворяющей «естественные потребности» человека и т.д. На этом фоне злословие, обиды друг на друга, оскорбления, сквернословие и даже мелкие хулиганства, драки, воровство и прочее воспринимаются как особенности характера и психологического склада личности, а ненарушение нравственных норм. По словам архиепископа Иоанна Шаховского, «мелкие грехи человеческим законом дозволяются и в тюрьму неприводят, как маленькая ложь, незаметная неправда, убийство человека в сердце или утробе».

Идея либеральной свободы в корне отличается от христианского понимания свободы человеческой воли. Отступление от нравственных норм (грех) не может быть цивилизованным, независимо от его размера: «нет такого желудя, который не заключал бы в себе дуба», «огонь все равно огонь – как доменной печи, так и горящей спички» (архиепископ Иоанн Шаховской). По святоотеческому учению, появившийся в человеке один грех неизбежно приведет к появлению множества других, если сам человек не станет бороться с ним еще тогда, когда отступление от нравственной нормы будет только на уровне помысла. Бог создал человека по Своему образу и подобию, то есть свободным от греха и не для греха, а для вечной жизни. Творец не навязывает человеку Свою волю, а предоставляет ему право самому выбрать жизненный путь, неся ответственность перед ним и собой за этот выбор. В отличие от современного либерализма, Православие утверждает, что искаженная человеческая природа может быть восстановлена при искреннем желании человека и помощи Церкви. Христианская свобода – это свобода от греха, это ответственное выполнение Божественных заповедей и добровольное следование за Христом, как когда-то шли за Ним Его первые ученики.

В своей повседневной деятельности человек не может быть нравственно нейтральным, постоянно совершая выбор в мыслях и проступках. Произвольным выбором он формирует в себе или добродетели, восстанавливающие в нем подобие Божие, или страсти и пороки, которые свойственны миру падших духов. Свобода, данная человеку, – великий дар и большая ответственность: ее неправильное использование может иметь необратимые и трагические последствия для человеческой души в вечной жизни. В православном понимании либеральная свобода – вседозволенность, не способствующая открытию в человеке образа Творца, а ведущая к еще большему его искажению. Не следуя норме нравственного поведения, данной в библейских заповедях, и не прислушиваясь к голосу совести, человек часто выбирает по принципу «меньшего зла» и текущей выгоды, что наносит вред его физическому и нравственному здоровью. Свою жизнь христианин рассматривает как Божественный дар, который дан ему во временное пользование и употребление которого должно быть достойно его Творца. Человек имеет нравственные обязанности перед собой, ближними и Богом, осуществление которых невозможно без духовного возрастания и нравственного совершенствования. Без Божественной заданности жизненной программы и ее высоты человек не может прийти к истинному познанию самого себя, а достижение целей, находящихся в пределах человеческих возможностей, может привести к самообожению и эгоизму. Только в стремлении к высшему человек духовно взрослеет и обретает смысл жизни.

У христиан существует абсолютный идеал, добровольно и сознательно следуя за ним их жизнь обретает цель и смысл: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф., 5, 48). Это идеал абсолютной святости, на пути к которому они стремятся приобрести качества ума и сердца, способствующие восстановлению подобия Творца. В православном богословии эти качества называются добродетелями. В них отражаются свойства Самого Бога, и все они были присущи Его Сыну Иисусу Христу.

Добродетель – доброе расположение к другим людям, оно проявляется в заботе об их нуждах, прощении и терпеливом отношении к несовершенству их характеров, физической и духовной немощи. Первейшие добродетели – вера и надежда. Центром христианской жизни является вера во Христа – Сына Бога Живого, а также уверенность в духовных способностях человека к добру и совершенствованию. Безверие порождает беззаконие, вседозволенность и произвол, калечит душу и жизнь человека. Надежда – это уверенность в Божественной помощи в деле спасения и духовного возрастания. Ей противоположны уныние и отчаяние, которые Отцы Церкви считали наихудшими и наиопаснейшими из всех греховных состояний, а единственное средство избавления от них видели в смирении и терпении. Духовная жизнь невозможна без смирения, которое православное Предание часто именует матерью всех бесстрашия добродетелей. Смирение не унижает человеческое достоинство, а возвышает его, так как искореняет тщеславие и эгоизм. Для христиан на пути к совершенству вечным примером является добродетель послушания Сына Отцу, без которой невозможна духовная жизнь. Она является основой иерархического устройства любых человеческих отношений – в семье, обществе и государстве. Добродетели долготерпения и бесстрашия проявляются не только вовремена гонений, они помогают христианам переносить испытания и трудности в несении «своего креста». Добродетель верности Отцы Церкви считали стержнем духовной жизни, так как быть «верным в малом» – знак большого мужества. В святоотеческой литературе самообладание, наряду со свободой, называется основой подобия человека Творцу: кто совершенно свободен, тот также в совершенстве владеет собой, то есть обладает духовной властью над своими греховными помыслами. Потеря контроля над собой связана с властью страстей и часто приводит к безрассудным поступкам. Духовное развитие – это путь обретения христианских добродетелей, который невозможен без нравственного возрастания и совершенствования.

В последние годы проблема нравственного развития детей и подростков в деле их воспитания и личностного становления начитает осознаваться обществом как одна из важнейших. К этому есть немаловажные основания, подтвержденные статистическими данными и научными исследованиями. Утрата духовности в результате постоянной и все ускоряющейся погони за материальными благами неизбежно приводит к потере смысла и ориентиров развития как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Идея вседозволенности, понимаемая как подлинная личностная свобода, приводит к тому, что в молодежной среде безнравственность становится модной, возводится в норму и идеал. Соблазны нашего времени, а также гордость, зависть, отсутствие смирения способствуют формированию человеческого типа, покорного велению своих инстинктов, живущего ради получения сиюминутного удовольствия. В условиях отсутствия духовного иммунитета и достаточнойвнутренней мотивации для борьбы с этим явлением последствия приобретают все более страшные и уродливые формы. Распад семейных отношений, рост среди детей наркомании, проституции, венерических заболеваний, СПИДа, детской беспризорности, числа детских домов – вот далеко не полный перечень проблем, возникших в мирное время, причинами которых является прежде всего моральная деградация общества. Попытки последнего десятилетия обрести истоки духовности в общечеловеческих ценностях, неоязычестве, оккультизме, утилитарной прагматичности и других подобных им направлениях не только не решают проблему, но и усугубляют ее и способствуют развитию деятельности нетрадиционных и деструктивных религиозных объединений и сект. Духовно-нравственное возрождение нации становится первейшим условием ее дальнейшего существования и развития, а гармоничное единство образования и воспитания ведет к формированию целостной мировоззренческой позиции.

В признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека светская и православная антропология сходятся, что объективно создает благоприятную основу для создания национальной системы воспитания молодежи. Некоторые исследователи полагают, что воспитание нравственных понятий и норм возможно путем их изучения и «привитии» в качестве навыка поведения, без внутренней работы самого человека. Главную цель любого образования они видят прежде всего в освоении учащимися определенной суммы знаний, необходимой в их дальнейшей жизни. В христианской же литературе неизменно подчеркивается, что духовно-нравственное просвещение личности невозможно без внутренней работы самого человека над собой, над нравственным состоянием своей души, что требует определенного усилия и напряжения. Самопознание человеком своей души, законов ее развития поможет ему создать условия для духовного роста и выработки иммунитета против духовных болезней и искаженного понимания сущности бытия и мироздания. При этом целью образования является прежде всего не сумма знаний, а преображение человека на основе полученных знаний.

Духовно-нравственное воспитание, как процесс содействия нравственному становлению личности, должно способствовать формированию:

– нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма),

– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

– нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

– нравственного поведения (готовности бескорыстного служения людям и Отечеству).

Сущность духовно-нравственного воспитания нового поколения состоит в том, чтобы проникнуться уважением к исторической судьбе своей страны и стремиться приумножить то доброе, что накоплено предками. При этом подлинная духовность отдельного человека начинается с объективного видения самого себя, открытия своего внутреннего зрения, воспитания ответственного отношения не только к своей судьбе, но и к судьбе своей страны.

В православной культуре никогда не возникало сомнений в необходимости постоянной духовной работы человека над собой, над своей личностью и ее нравственным обликом. Православие всегда подчеркивало, что каждый человек – творец своей земной жизни в смысле ее направленности либо к добру, либо к пороку. Для того чтобы стать нравственно добродетельным человеком, необходимы постоянная работа над самим собой, борьба с собственными недостатками и пороками и развитие в себе добрых начал. Нравственное возрастание есть главное условие духовной цельности личности. В такой борьбе у человека и вырабатывается его моральный облик: стремясь улучшить себя, он нравственно совершенствуется. Православная этика утверждает личную нравственность как образ жизни. При этом по закону духовной жизни на этом пути не может быть остановки. Человек, переставший работать над собой, не останется таким же, какими был, его остановка приведет к личностной деградации, а нравственное возрастание – делание себя будущего через преодоление себя настоящего.

В современных условиях проект будущей личности российского гражданина во многом ориентирован на идеалы западного общества. Это образец деятельного предпринимателя, легко добивающегося успеха, в том числе за счет других людей, что противоречит российским традициям христианской любви в межличностной сфере. Западные стандарты далеко отстоят от отеческих традиций и ведут скорее к гибели национального облика общества, чем к его возрождению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.