Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любовь к Богу и ближним




О сущности христианской любви

Тема 2.7 Христианская любовь как основа нравственности

 

На вопрос иудейского книжника, какая важнейшая заповедь в законе, Иисус Христос сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя». В этих двух заповедях состоит сущность всего закона Божия и учения пророков (Мф., 22, 35 – 40). «Исполняй это, – и получишь жизнь вечную» (Лк., 10, 28).

 

Любовь к Богу и ближним является главным началом христианской нравственности и надежным руководителем во всех частных случаях жизни. В заповеди о любви и самоотвержении сокращенно вмещается весь состав заповедей, заключается сущность и исполнение всего Божественного Писания, основание всех обязанностей человека к ближним.

Без самоотверженной любви к Богу и ближнему не может быть истинно-христианской жизни. Любовь должна быть основанием христианской жизни [Преп. Макарий Великий. Духовные беседы, послания и слова, изд. 4-е. Троице-Сергиева Лавра, 1904. Беседа 3, §§1 – 2, с. 18 – 19.]. Через любовь христианин достигает Богообщения, ибо одна любовь соединяет нас с Богом, Который есть Любовь (1 Ин., 4, 5 – 16). Чем чище, теплее и усерднее любовь, тем ближе христианин к Богу; чем более и усерднее христианин любит Бога и ближнего, тем более уподобляется Богу, соединяется с Богом: ибо «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин., 4, 16).

Ученика Христова нельзя познать ни по какой другой добродетели, кроме как по любви, как говорит Иисус Христос: «по тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою» (Ин., 13, 35). Преподобный Макарий Великий пишет, что невозможно спастись иначе, как только через ближнего, а именно – через самоотверженную любовь к ближнему. Кто не заботиться о ближнем, – говорит св. Иоанн Златоуст, – тот и сам не может спастись [См. св. Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 25, гл. 4.].

Кто любит брата своего, тот «пребывает во свете», а кто ненавидит своего брата (т.е. ближнего), тот «находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет». «Всякий, ненавидящий брата, пребывает в смерти и есть человекоубийца» (1 Ин., 2, 10 – 11; 3, 14-15).

Любовь к Богу и любовь к ближнему неразрывно связаны между собой. И «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин., 4, 20 – 21). О тесной и неразрывной связи любви к Богу и любви к ближним показывает следующее сравнение, приводимое преподобным аввой Дорофеем. Предположим, что мир есть круг, центр его – Бог, а радиусы – пути человеческие. Чем ближе к центру, тем теснее сближаются друг с другом радиусы. Подобно этому и люди, чем ближе приближаются к Богу любовью, тем более приближаются и друг к другу; и насколько приближаются друг к другу, настолько приближаются ик Богу. И, наоборот, отдаляясь друг от друга, тем самым отдаляются от Бога. «Таково свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся (любовью) с ближним, столько соединяемся с Богом» [Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения, изд. 10-е, 1913. Поучение 6. О том, чтобы не судить ближнего, с. 88.]. «Без любви к ближнему, – говорит преп. Исаак Сирин, – ум не может просветиться собеседованием с Богом и Божественной любовью» [Преп. Исаак Сирин. Послание пресвят. Симеону. «Христианское чтение», 1821, ч. 3, с. 131.].

Согласно христианству, основанием для любви к ближним является то, что Бог сотворил всех людей по образу и по подобию Своему и есть общий всем людям Отец, а все человечество составляет как бы одну семью, все между собою братья, как дети одного Отца Небесного. В христианстве все люди соединены в Иисусе Христе, Который есть Глава Церкви; верующие в Него составляют одно тело Церкви, а каждый в отдельности есть член одного тела и брат один другому во Христе (Рим., 12, 5; 1 Кор., 12, 12 – 17; Еф. 1, 22 – 23; 5, 23). Все это является весьма существенным основанием и побуждением к любви к ближним. Но главным побуждением к любви является то, что Бог Сам всех любит настолько, что предал Единородного Своего Сына на смерть дляспасения всего человечества, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин., 3, 16; Рим., 8, 32).

Христианская любовь к ближним должна простираться на всех без исключения людей. В притче о милосердном самарянине Иисус Христос учит нас благотворить ближним, не взирая на различие национальности, религии, и нравственные достоинства (Лк., 10, 29 и далее). Таким образом, ближние в христианстве –все люди. Но так как человек не может вступать в деятельное отношение с широким кругом лиц, то в более точном смысле слова ближние – это те люди, с которыми мы соприкасаемся и находимся в особенно близких отношениях, по отношению к которым можем проявлять деятельное участие и которым предоставляется случай благотворить. Тогда всегда нам ближний, кто нуждается в нашей помощи. Такое понятие о ближнем сообщается в притче о самарянине (Лк., 10, 36 – 37).

Преподобный Ефрем Сирин в своих Творениях ярко выразил суть христианской любви: «Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога. «Бог любы есть, и пребывая в любви в Боге пребывает» (1 Ин., 4, 16). В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего. В ком любовь, тот не боится, потому что «любовь вон изгоняет страх» (1 Ин., 4, 18). В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым: напротив того, сам для всех бывает отребием, «вся покрывает, вся терпит» (1 Кор., 13, 7). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает, и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не ходит лестию, сам не запинается и брату ноги не запинает. В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает брата в нужде, но заступается и готов умереть за него. В ком любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий. Ибо Сам благий Владыка наш сказал: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любите друг друга» (Ин., 13, 34, 35). В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе, ни о чем не говорит: «это мое», но все, что ни есть у него, предлагает всем в общее употребление. В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои. В ком любовь, тот «не раздражается, не гордится», не воспламеняется гневом, не радуется о неправде, не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом, кроме одного диавола. В ком любовь, тот «вся терпит, милосердствует, долготерпит» (1 Кор., 13, 4 – 7). Посему блажен, кто приобрел любовь и с нею переселился к Богу, потому что Бог знает Своих и приимет его на лоно Свое. Делатель любви будет сожителем ангелов и со Христом воцарится. Из любви и Бог Слово снизшел на землю. Любовию отверст нам рай, и всем показан вход на небо. Любовию примирены с Богом мы, которые были Ему врагами. Поэтому справедливо говорим, что «Бог есть, любовь и пребывающий в любви в Боге пребывает».

«Злополучен же и жалок тот, кто далек от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. Икто не станет плакать о том человеке, который далек от Бога, лишен света и живет во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, тот враг Христу. Не лжив сказавший, что «ненавидяй брата своего человекоубийца есть» (1 Ин., 3, 15), «и во тьме ходит» (1 Ин., 2, 11), удобно уловляется всяким грехом. В ком нет любви, тот скоро раздражается, скоро приходит в гнев, скоро распаляется ненавистью. В ком нет любви, тот радуется о неправде других, не состраждет падающему, не простирает руки к лежащему, не подает совета низложенному, не поддерживает колеблющегося. В ком нет любви, тот ослеплен умом, тот друг диаволу, тот изобретатель всякого лукавства, тот заводчик ссор, тот друг злоречивых, собеседник наушников, советник обидчиков, наставник завистников, работник гордыни, сосуд высокомерия. Одним словом: кто не приобрел любви, тот орудие противника, блуждает по всякой стезе и не знает, что во тьме ходит» [Преп. Ефрем Сирин. Творения, ч. 1. Сергиев Посад, 1907. Слово 1. О добродетелях и пороках, §§3 – 4, с. 5 – 7.].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.