Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справедливость и уважение к ближним




Основанием правильных нравственных отношений православных христиан к ближним служит истинная справедливая любовь. «Возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе», – учит Иисус Христос. Справедливые отношения к ближним в духе христианской любви выражаются в искренности и правдивости, честности и доверии, а также в благодарности к творящим добро.

Правдивость и искренность или прямодушие, откровенность – это есть такое расположение души, по которому христианин не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но внешние свои действия и поступки с ближними старается согласовать с внутренними расположениями и чистосердечно, без всякого принуждения, открывает другим свои мысли и чувства. Изображая правдивого и искреннего человека, Псалмопевец говорит, что он (искренний человек) «глаголет истину в сердце своем» (Пс., 14, 2). И апостол Павел заповедывает христианам, отвергнув скрытность, ложь и не прибегая к хитрости, говорить истину ближнему своему, потому что мы члены друг другу (2 Кор. 4, 2; Еф., 4, 25). Нельзя, конечно, сказать, что мы обязаны всем все говорить; истину, правду надо сообщать с мудростью: «время говорить и время молчать» (Еккл., 3, 7). Но должна быть отвергнута всякая ложь преднамеренная с намерением повредить ближнему, а также и ложь легкомысленная.

Справедливость по отношению к ближним выражается еще в честности.

Честность есть такое качество христианина, когда он не из корыстных побуждений и видов и не по практическому расчету, а принципиально – по любви к ближнему – не делает ему никакого зла и желает свято охранять права личные, общественные и имущественные ближнего, желая, чтобы и ближние так же относились к нему [См. свяш. М. Менстров. Цит. соч., 135 – 136.Ср. о справедливости в «Православной исповеди», ч. 3,вопр. 12.].

Христиански-справедливые, основанные на любви отношения выражаются также в уважении и доверии к ближним.

Долг уважения к ближним требует и доверия к ним. Полное доверие можно иметь к лицам близким и хорошо знакомым. Но общее доверие надо иметь ко всем более или менее порядочным людям. Доверие есть очень великая нравственная сила, она в состоянии производить очень благотворное действие на людей. Насколько недоверие оскорбляет человека, стесняет его свободу, принижает и ожесточает, настолько доверие возвышает его, оживляет его деятельность и побуждает оправдать доверие. Потому мы не должны лишать людей доверия даже в том случае, если много раз видели себя обманутыми.

От недоверия развивается болезненная подозрительность и наклонность видеть в ближнем только плохое. «Если принимаем помысл подозрения на ближнего, – говорит преп. авва Дорофей, – и верим своему сердцу, то истребляем чрез это в себе любовь к ближнему» [Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения, изд. 10-е.Поучение 22, 205.].

С любовью к ближнему тесно связано уважение личности всякого человека.

Уважение к ближним основывается как на общечеловеческом их достоинстве, так и на личном. Мы должны уважать ближних, так как каждый из них есть образ Божий, за каждого пролита кровь Иисуса Христа на кресте, и каждый призван к вечной жизни в единении с Богом. В этом смысле, с христианской позиции, состоит общечеловеческое достоинство каждого ближнего.

Уважению противоположно неуважение или даже презрение к ближним. Христиане не должны презирать даже нравственно недостойного, порочного человека. Нужно только отвращаться от живущего в нем порока, но не от личности человека. Отвращение от личности тем более неуместно и непозволительно, что рядом с пороком есть в каждом человеке и что-то доброе.

Иисус Христос относился к людям даже нравственно недостойным (например, фарисеям) презрительно. Он относился к последним с обличением, но, и обличая, имел к ним сострадание.

Справедливая любовь к ближним имеет еще одно важное качество – благодарность и признательность к творящим нам добро (к родителям, воспитателям, наставникам, к людям, лично нам благотворящим, и вообще ко всем самоотверженным труженикам, работающим на благо родного Отечества).

Христианство учит за зло воздавать добром и тем более за благодеяния платить благодарностью. Неблагодарность же указывается как тяжкий порок: она особенно будет свойственна людям последнего времени, когда во многих охладеет любовь (2 Тим., 3, 2; Мф., 24, 12).

Благодарность есть признак высокой и благородной души. Неблагодарность же обличает в человеке узкосердечие, духовную вялость, нечувствительность и неразвитость, неотзывчивость и мелочность, неуважение, несправедливость, высокомерие, черствость души и эгоизм. В общем, неблагодарность свидетельствует о недостатке или даже отсутствии искренней любви к ближним и к Богу [Ср. преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, отв. 161, 165, 168, 205 и др.]. Поэтому в христианине с самой юности надо воспитывать очень важную добродетель христианской души.

К сохранению любви много способствует также снисходительность и уступчивость другим. Недостаткам, немощам других мы должны снисходить тем более, что и в нас самих есть так много слабостей, которые неприятны другим. Потому апостол и убеждает: «носите бремена», т.е. снисходите к немощам «друг друга и таким образом исполняйте закон Христов» (Гал., 6, 2). Христианская снисходительность, проистекая из источника христианской любви, никогда не должна нарушать святости и нравственного закона, не должна препятствовать никакой высшей обязанности. Снисходительность должна быть благоразумной, чтобы из снисхождения не потворствовать плохим желаниям и наклонностям, не поступать против истины и добродетели. Не похвальны снисходительность и уступчивость, когда они бывают по человекоугодию, или по суетной боязливости, или даже с оскорблением совести, – с потворством страстям других.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.