Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символика раннего христианства




Тема 3.9 Православная иконопись

 

Первые христиане, как и ветхозаветные иудеи, относились к изобразительному искусству с предубеждением, так как считали его тем видом человеческой деятельности, которая в наибольшей степени подвержена влиянию язычества и идолопоклонства. Однако с проникновением в Грецию и Рим, в которых искусство всегда играло огромную роль, христианство оказалось в среде, проникнутой античным духом, и оно наполнило старые, античные формы новым, чуждым античности, содержанием. В таком положении христианское искусство существовало в первые века, в период гонений, до того, когда христианство стало официальной государственной религией и когда возникло искусство уже торжествующей Церкви.

Первые христиане собирались для совместных богослужений и трапез в местах, скрытых от посторонних взглядов, в частности в катакомбах – обширных подземных помещениях для погребения умерших. Изредка у входа в подземелье строили небольшое здание, служившее гробницей наиболее уважаемого члена общины, а также часовней. Это здание первоначально не отличалось от обычных построек.

Известно множество катакомб в окрестностях Рима и во всей Италии, Испании, Франции, Палестине, Сирии, Египте, странах Северной Африки, на острове Кипр и т.д. Римские катакомбы, забытые в течение долгих веков, были случайно открыты в конце XVI в. Оказалось, что в них сохранилось в целостности внутреннее устройство, много предметов обихода и покрывавшая стены живопись. Как правило, стены и потолки христианских усыпальниц разделялись обрамлениями на части, имеющие геометрические формы – креста, круга, креста, вписанного в круг, круга, разделенного радиусами и вписанного в прямоугольник, и т. д.

Содержание катакомбной живописи либо было чисто декоративным в современном ему римском духе, либо носило символический характер, воплощавший в образах христианские понятия и догматы. Катакомбная иконография была не выражением внутренних духовных созерцаний, а вынужденной тайнописью и шифром. Позднее стали появляться исторические сцены из Ветхого и Нового Завета.

На Востоке, где зародилось христианство, религиозное и философское мышление всегда было связано с символизмом и иносказанием. На Западе символы также находили широкое применение в искусстве. Это влияло на творчество первых христиан, которые скрывали под покровом символов основы своего вероучения, так как вынуждены были сами скрываться от преследований и незаслуженных обвинений непосвященных.

Катакомбные изображения испытывали сильное влияние античности. Действующие персонажи различных сцен часто изображались одетыми в тунику, обычно безбородыми. Иногда ветхозаветные и евангельские лица представлялись под видом кудрявых обнаженных детей, гениев и амуров. Эти крылатые и бескрылые фигуры изображались в сценах жатвы и собирания винограда, с морскими чудовищами, рыбами и птицами. В росписях первых двух веков гамма красок довольно богата, но уже с III в. античные традиции можно проследить лишь в исполнении одежд и драпировок, а также в отделке мелкого орнамента, тогда как изображение самих фигур теряет античные черты.

Росписи исполнялись, как правило, в технике фрески, фоном для которых всегда был белый или слегка желтоватый цвет. Контур фигур намечался острием по свежей штукатурке или легким абрисом кисти. Большинство орнаментов и фигур писалось тремя красками – желтой, красной и зеленой на белом фоне. Искусство фресковой росписи достигло в катакомбах высокого совершенства.

Декоративные мотивы, обильно украшающие стены и своды катакомб, могли быть чисто самостоятельными или служить рамкой для фигуры или сцены. Они носили, как правило, чисто античный характер: арабески, гирлянды листьев и цветов, иной растительный орнамент, геометрические фигуры.

Христианские священные изображения, возникшие очень рано, исследователи по содержанию часто делят на три группы: символические, аллегорические и исторические.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.