Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические изображения




Аллегорические изображения

К этим изображениям принадлежат целые композиции, имеющие иносказательный смысл, касающийся главным образом иллюстрации евангельских притч.

Одним из наиболее распространенных сюжетов была притча о Добром пастыре, который представляет прообраз Христа, согласно Его словам: «Я есмь пастырь добрый» (Ин., 10, 14). Этот образ был широко известен и не только изображался в росписях, но и помещался на предметах церковного и домашнего обихода. Добрый пастырь на христианских памятниках обычно представлен в виде безбородого юноши с короткими волосами, одетого в подпоясанную тунику и часто с обнаженной головой. Иногда он стоит между двух деревьев, опираясь на свой посох. Очень часто он держит на плечах овцу, другие же овцы окружают их. Атрибутами Доброго пастыря бывают сосуд для молока, флейта, пастушеский посох, иногда – монограмма имени Христа, крест, а также солнце, месяц и звезды.

Вариантом этого изображения можно считать сюжет, где изображен пастух (Иисус) и по обе стороны от него – 12 овец (Апостолов). Затем каждый из них приобрел конкретное символическое воплощение. Так, Петр изображался с саблей или рядом с рыбой, либо петухом, в знак его отречения. Иоанн – с чашей, из которой выскальзывает змея (напоминание о неудачной попытке отравить его). Матфея изображали с мешочком (намек на его должность сборщика налогов) и т.д.

Иногда можно видеть изображение Агнца в нимбе и с крестом, стоящим на холме, из которого истекают четыре водных потока. Холм символизирует Голгофу, а по другим толкованиям – Церковь Христову. Реки – святые Евангелия и четыре райские реки. Этот тип изображения признавала только Римская Церковь.

Из античной мифологии был заимствован образ поэта Орфея, который стал замечательным символом Христа. Орфей изображался играющим на лире в окружении слушающих его зверей: как он своей песней укрощал диких зверей, так и Иисус Христос словом привлекал людские сердца и руководил ими.

Очень часто иллюстрировались притчи о десяти девах, о сеятеле, о виноградарях и т.д.

 

Эти изображения представляют собой отражение событий Ветхого и Нового Завета, а также изображения Спасителя, Богородицы и Апостолов. Из Ветхого Завета иллюстрировались преимущественно те события, которые или имели прямое отношение к Новому Завету, или являлись прообразами новозаветных событий и символами христианских идей.

Очень часто изображался Ной в ковчеге, встречающий голубя, возвращающегося после потопа с веткой в клюве. Из истории пророка Ионы обычно изображалось три момента:

– корабельщики бросают Иону в пасть фантастического морского чудовища, подплывающего к кораблю;

– чудовище извергает пророка на берег;

– Иона лежит на берегу под деревом.

Излюбленность этого сюжета объясняется сопоставлением его с трехдневными событиями смерти, погребения и воскресения Спасителя. Тот же смысл имели изображения Даниила во рву со львами и трех отроков в печи огненной.

Очень часты изображения Моисея, снимающего сандалии, чтобы приблизиться к горящей купине, или изображение извержения Моисеем своим жезлом воды из скалы в пустыне. Так же часто в катакомбах изображали Адама и Еву в момент грехопадения, Каина и Авеля, Самсона, Давида, Илию, вознесшегося на небо, Сусанну в виде овечки между двумя волками.

Из новозаветных композиций чаще всего встречаются поклонение волхвов, Крещение Господне, Тайная вечеря, чудеса Христовы. Особенно излюбленной была картина, изображающая воскрешение Лазаря. Она почти всегда повторяется в одних и тех же формах: Христос в виде юноши, касается жезлом лежащей в гробнице спеленатой мумии. Иногда гробница имеет вид пещеры, иногда форму римского колумбария – небольшого, стоящего на возвышенности здания, к которому ведет лестница и фасад которого украшен двумя колоннами, поддерживающими фронтон.

В изображении Христа почти до конца IV в: господствует тип молодого римлянина без бороды, чаще с короткими волосами, в плаще, с жезлом или свитком в правой руке. Лишь в IV в. начинает формироваться тип Спасителя, принятый в византийском искусстве: лицо становится строгим и выразительным, появляются слегка раздвоенная бородка и длинные, ниспадающие на плечи волосы. Богоматерь первоначально изображалась в виде римской женщины, очень часто с молитвенно понятыми вверх руками. Иногда Ее изображали сидящей, с покрытой головой, в обычном костюме римлянки и обнаженным Младенцем на руках. Рядом с ними – молодой человек (возможно, Иосиф) со свитком в руке, одетый в мантию и указывающий правой рукой на Богоматерь. Изображения апостолов появляются тогда же, когда и Христа, и Богоматери. Первоначально их представляли символически в виде агнцев или в виде юношей, причем их атрибутом становится свернутый свиток.

С IV в., когда отношение к христианству в римском обществе стало меняться, начинается строительство христианских храмов. Символика раннехристианского искусства оказала сильное влияние на их мозаичное украшение, а также на развитие иконографии. Раннехристианские символические изображения стали связующим звеном церковного искусства первых веков со священными изображениями нашего времени. Именно символические изображения заложили основной принцип понимания христианской живописи: за внешней формой видеть внутреннее содержание, то, что потом в иконописи будет осознано как образ и первообраз (архетип).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.