Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русское церковно-певческое искусство




Неотъемлемой частью русской культуры является музыкальное искусство Древней Руси. Оно сыграло огромную роль в формировании классической музыки XIX в. В частности, русское хоровое искусство создавалось на основе церковного пения.

Церковная музыка на Руси получила распространение вместе с принятием христианства по византийскому образцу в конце X в. По системе жанров и составу словесных текстов песнопений она принципиально отличалась от западно-европейской и была исключительно вокальной. Ее певческие жанры включили всю сложность и богатство византийской гимнографии. Большая часть распевов подчинялась системе осмогласия.

Формы русского церковного песнопения складывались постепенно до XIII в. включительно. В «Повести временных лет» упоминается, что при Киевской Десятинной церкви (первая церковь на Руси) уже были созданы солидный хор и школа для обучения пению.

В Древней Руси на первом этапе развития церковной музыки византийское влияние было определяющим. Однако в дальнейшем ведущее значение в ней приобретают художественные принципы русской музыкальной культуры. И это понятно. Церковная музыка не могла быть принципиально новой и чужой для народа. К тому же исполняли ее русские певцы, с детства вобравшие в себя народные мотивы и мелодии. На основе сравнительного анализа рукописей исследователи пришли к выводу, что пути русского и византийского церковного пения расходятся, начиная с XIII века. Это приводит к их полной дальнейшей самостоятельности.

Таким образом, развитие церковного певческого искусства происходило в непрерывном взаимодействии византийского начала с исконно русской певческой культурой. Этот своеобразный сплав народной культуры с пришлой византийской породил величайшее явление русской средневековой музыки знаменный распев.

Знаменный распев – основная, наиболее древняя и наиболее устойчивая форма древнерусского церковного пения. Свое название он получил от слова «знамя» (знак), указывающий на способ записи этого распева. Знамена (крюки, столпы) представляли собой комбинации черточек, запятых и точек, указывающих направление движения голоса, замедление и ускорение темпа, звуковые акценты.

Складывание знаменного распева – коренного и древнего уставного распева Русской Православной Церкви – происходило с XII в. на основе заимствованных из народной песенности кратких мотивов, получивших название «попевки», которые подчинялись системе осмогласия. Количество попевок постепенно увеличивалось, и в XVI в. знаменный распев достиг апогея. Мелодии стали широкораспевными, с цветистым высотным контуром и сложным ритмом. Многие мелодии этого распева были обработаны П. П. Турчаниновым, А. Ф. Львовым, П. И. Чайковским, А. Д. Кастальским, С. В. Рахманиновым и другими композиторами.

Знаменное пение – часть великой церковно-певческой культуры, складывавшейся на протяжении веков в различных частях православной экумены. Как пение первохристианских молитвенных собраний, так и псалмический мелос египетских и синайских сподвижников IV – V веков, как византийская богослужебно-музыкальная культура, так и русское знаменное пение – все это явление одного духовного порядка. Несмотря на все различия между ними, обусловленные их национальными особенностями и своеобразием исторического развития, они имеют то общее, что составляет существо православного богослужебного пения – преемственность певческой традиции, восходящей, как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), к Самому Христу и Его апостолам. [Игнатий (Брянчанинов). Посещение Валаамского монастыря. (Собрание творений. Т. 1. С. 547 – 548].

Знаменный распев в том виде, в каком он сложился к XVI веку, представляет собой «поющее богословие». Именно в богословской насыщенности знаменного пения и в его неразрывной связи с опытом молитвы заключается его главное достоинство. Знаменный распев зиждется на знании соответствия между конкретными певческими интонациями и определенными состояниями духа молящегося человека. Все древнее церковное пение основано на знании этой «тайны соответствия».

Попевка знаменного распева – это не только музыкальная интонация, но и носитель некоего духовного состояния. Уже на попевке принцип «трисоставности» проявляется в полной мере: она музыкальна, словесна и духовна.

Древнее церковное пение, в отличие от светской музыки, не ставило своей целью вызвать у слушателя те или иные эмоции. Можно говорить о том, что знаменный распев, как и византийское церковное пение, является принципиально безэмоциональной музыкой, лишенной какой бы то ни было чувственности. На одну и ту же мелодию распеваются тексты самого разного эмоционального наполнения: одни и те же восемь гласов выражают скорбь и страдание Страстной седмицы и радость Пасхи и Пятидесятницы.

К XVII веку наряду с основным знаменным распевом образовались другие, в частности демественной и путевой распевы.

Демественный распев: представляет вариант знаменного распева, но исполняется более торжественно. Сама же мелодия, по сравнению со знаменной, более распевна, разнообразнее ритмически и мелодически (применяются более широкие скачки), что создает впечатление широты и плавности пения. Само слово «демественный» и его производные названия («демество», «деместник», «демественник» и др.), возможно, перешло в славянский язык из греческого и по смыслу означает: ведущий певец, управляющий и принадлежащий к коллективу, а члены этого коллектива, то есть певцы, назывались деместники или демественники.

Высокое мастерство певцов «деместников» обеспечили этому виду пения место в праздничном архиерейском богослужении и придворном быту московских царей. Наибольший расцвет демественного пения выпадает на XV – XVII века.

Путевой распев: данный вид распева получил свое название от слова «путь». «Путем» было принято называть один из мелодических голосов, обычно средний, который исполнял основную и мелодию. Путевой распев имеет частичное сходство со знаменным и демественным распевом. Им исполнялись, в основном, величания и другие медленные песнопения. Путевой распев также применялся в праздничном богослужении, особенно при торжественных моментах, иногда чередуясь с демественным.

Расцвет путевого пения приходился на XV – XVI века, со второй половины XVII века путевой распев начал выходить из употребления. Однако можно считать, что он частично подготовил возникновение многоголосного пения. Позже в многоголосном пении словом путьчасто обозначали главную мелодическую линию.

С распадом Киевской Руси и образованием удельных княжеств наблюдается рост музыкальной культуры в их столицах: Новгороде, Чернигове, Суздале, Владимире и т. д. В главных соборах этих столиц были хоры, которые играли роль как исполнительских коллективов, так и серьезной школы пения. В них воспитывались певцы-профессионалы. Так возникли новые серьезные очаги хоровой культуры, и певческое искусство стало распространяться по всей Руси.

В XVI в. появилась тенденция к объединению местных русских традиций и созданию единой национальной культуры. На основе объединения и синтеза достижений новгородских, владимирских и мастеров пения других школ началось развитие общенациональной культуры хорового пения.

В этом большую роль сыграл Стоглавый Собор 1551 г. Он принял постановление, обязывающее духовенство всех городов организовывать школы для обучения в них грамоте, письму и церковному пению.

Организация этих школ способствовала поднятию не только общего уровня грамотности, но и распространению певческой культуры. Царь Иван Грозный организовал в Александровской слободе (загородная резиденция царя, ныне г. Александров Владимирской области) некое подобие высшей школы певческого искусства.

Еще во времена Василия III (1479 – 1533 гг.), великого князя московского с 1505 г., у московских князей существовал свой церковный хор. Иван Грозный значительно расширил этот княжеский хор, пригласив лучших певчих из Новгорода, где была своя школа, давшая видных мастеров церковного песнопения. Хор Ивана Грозного, а позднее и хор московского патриарха стали важнейшими центрами певческого мастерства.

Царь Иван Грозный не только сам пел в хоре, но и сочинял тексты песнопений, перекладывал их на музыку. Сохранились его произведения с надписями: «...канон сей творение Парфения Уродиваго» (псевдоним царя), «творение царя Иоанна деспота российского», «творение царево».

Позже на основе царского хора и хора московского патриарха были образованы Придворная певчая (певческая) капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве (в дальнейшем – хор Синодального училища церковного пения). Впоследствии именно они стали лучшими хорами России.

В развитии русской музыкальной культуры вообще, а церковной в особенности, роль хорового пения трудно переоценить. Первоначально возникнув как один из важных компонентов богослужения, оно стало школой утверждения и распространения церковной музыки. Даже в самых глухих уголках России на клиросах сельских церквей пели хоры. Пели хоры и в домашних церквях помещичьих усадеб. В них отбирали талантливых детей крепостных крестьян.

При крупных соборах и монастырях были певческие школы, в которых уже в конце XVI – начале XVII в. способные к музыке дети получали довольно приличное музыкальное образование. В некоторых монастырях создавались богатые библиотеки музыкальной литературы. Накапливался и изрядный педагогический опыт музыкального образования. Возникнув сразу после Крещения Руси, церковные хоры прошли колоссальный путь развития. Некоторые из них выросли до коллективов, известных во всей стране и за ее пределами. Этому способствовало несколько обстоятельств.

Во-первых, церковные хоры выросли не на пустом месте. Византийское пение пришло в страну, уже обладавшую богатой народной музыкальной культурой.

Во-вторых, в хор приходили не случайные люди, а только те, которые жаждали общаться с Богом именно таким способом – через церковное пение. Они вкладывали в это душу и способности.

Наконец, очень часто руководили хором сами авторы – известные композиторы, что способствовало творческому росту этих коллективов.

В XIX в. резко возросло число церковных и монастырских хоров, обладавших высоким мастерством. Это были, в частности, хоры Успенского собора и храма Христа Спасителя в Москве, Александро-Невской лавры, Исаакиевского и Казанского соборов в Петербурге и многие другие. Не случайно в них считали для себя честью петь солисты Большого и Мариинского театров.

Под влиянием южнорусской песенной культуры в XVII в. получает распространение партесное пение (от лат. «partes» – «голоса», мн. число от лат. «pars» – «часть») – стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. К середине века появляются замечательные образцы хорового многоголосия (2, 3, а иногда и 4 голоса). О распространении партесного пения свидетельствует богатейшее собрание рукописных певческих книг Государственного Исторического музея. Сегодня трудно себе представить, как в храме 4, 6 или даже 12 отдельных хоров в четыре голоса каждый исполняли Литургию. А ведь исполняли так, что каждый верующий, присутствующий в храме, был убежден, что их голоса, их мольба доходит до Бога.

Распространяясь по стране, партесное пение в некоторых церковных хорах достигло такого совершенства, что вызывало удивление и восторг зарубежных гостей. Один из них писал: «В самой приятной и звучной гармонии слышится раздельно дискант, альт, тенор, бас... Россияне гораздо святее и величественнее прославляют Бога, чем римляне».

Русский поэт Александр Александрович Блок (1880 – 1921 гг..), услышав церковное хоровое пение, создал одно из лучших своих стихотворений.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, – плакал Ребенок

О том, что никто не придет назад.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.