КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Колокольный звон
Колокольный звон – один из существенных элементов богослужения в православном храме. Он употребляется в следующих случаях: - для призыва верующих к богослужению и оповещения о времени его начала; - для возвещения неприсутствующих в храме о моментах совершения особенно важных частей богослужения; - для выражения торжества и духовной радости верующих в великие православные праздники. Однако колокольный звон имел еще и широкое нецерковное применение: - звоном собирался народ на вече (народное собрание); - звоном указывали путь заблудившимся во время вьюг и буранов; - звоном оповещали о пожаре; - звоном призывали народ на защиту Отечества; - звоном оповещали народ о победе и приветствовали победное возвращение воинов с поля брани. Таким образом, колокольный звон сопровождал православного человека всю жизнь. В ветхозаветную церковь (Иерусалимский храм) верующие созывались на богослужение не колоколами, а звуками труб. В первые века христианства верующие собирались тайно, о времени они оповещались через диаконов или особых вестников. После прекращения гонений на христиан для призыва к богослужению применялись «била» и «клепала» (деревянные или металлические доски), в которые производились мерные удары молотом или палкой. Впервые колокола появились в Западной Европе; в широкую практику христианского богослужения они вошли не раньше VII – VIII вв. В России колокола появились одновременно с принятием христианства, т. е. в конце X века. Они получили повсеместное распространение, а сам колокольный звон – всенародную любовь. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Это достигается: - правильным выбором пропорции меди и олова (а иногда и добавлением серебра) в сплаве; - определенной геометрией самого колокола (соотношение между высотой колокола и его шириной, толщиной стенок и т. д.). Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри него. В православных храмах сам колокол укрепляется неподвижно, а язык свободно качается; его ударом о стенки колокола и производится звук. В западных церквях колокольный звон производится путем раскачивания самого колокола. Обычно на звонницах православных храмов бывает несколько колоколов разной величины. Для колоколов строят специальные башни с открытым ярусом, где они и размещаются (колокольни). Как правило, колокольня делается высокой для того, чтобы звон был слышен как можно дальше. Нередко колокола помещаются на крыше храма, в башне одного из куполов, в особых небольших зданиях – звонницах и т. д. Колокольный звон при богослужениях бывает следующих видов: - Благовест – мерные удары в какой-либо один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм на богослужение. Благовестом он называется потому, что им возвещается благая весть о начале богослужения. Сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а за ними следуют мерные удары. - Собственно звон – звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Различают несколько видов звона. Трезвон – сначала звонят во все колокола, затем делается маленький перерыв; так делается трижды. Он совершается, например, при начале богослужения после благовеста. Трезвон выражает собой радость и торжество. Во время всех крестных ходов полагается трезвон. Двузвон – это звон во все колокола с маленьким перерывом, повторяющийся дважды. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или по нескольку ударов), начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким; так повторяется много раз. Медленный перезвон по одному разу на каждый колокол совершается, например, в Великую Пятницу и Великую Субботу. Такой же перезвон, но только частый, быстрый и по нескольку раз в каждый колокол бывает при освящении воды, посвящении в епископы, перед началом Литургии в храмовые праздники и в других торжественных случаях. Перебор совершается в обратном порядке: медленно ударяют по одному разу в каждый колокол, от самого малого и до самого большого; после этого ударяют одновременно во все колокола. Так повторяется много раз. Перебор – это похоронный или погребальный звон, который выражает грусть и скорбь об усопшем. Скорбный или похоронный перебор обязательно должен заканчиваться кратким трезвоном, выражающим христианскую веру в воскресение усопшего. Правильная последовательность колокольных звуков доводится звонарями до степени музыкальной мелодии. В середине XIX в. ростовский священник и учитель пения Аристарх Александрович Израилев (1817 –?) изобрел прибор для точного определения частоты колебаний звучащего тела; это дало возможность легко и точно настраивать колокола. Ему принадлежит и подробное описание всех 13 колоколов Успенского собора в Ростове. Вообще ростовские звоны были знамениты по всей России; у них были свои имена: сысоевский, акимовский, егорьевский и два будничных. Еще в 1963 г. была записана граммофонная пластинка «Ростовские звоны», разошедшаяся по всей стране. Существуют многочисленные предания, относящиеся к колоколам. В них утверждается, что они сами по себе звонят перед несчастьем и таинственно связаны с небесными силами и людскими душами. Колокола воспеты в стихотворении ирландского поэта Томаса Мура (1779 – 1852 гг.) «Вечерний звон», в «Песне о колоколе» немецкого поэта и драматурга Иоганна Шиллера (1759 – 1805 гг.) и в стихотворной драме Гауптмана (1862 – 1946 гг.) «Потонувший колокол». Русский поэт Иван Иванович Козлов (1779 – 1840 гг.) перевел «Вечерний звон» Т. Мура. Этот перевод стал знаменитым романсом.
Вопросы для контроля владения компетенциями: 1. Каковы основные характерные особенности церковного пения по учению отцов Древней Церкви? 2. Раскройте основные черты музыкальной антропологии. 3. Как в православной музыкальной культуре проявляется принцип каноничности христианского искусства? 4. На чем основано древнерусское церковно-певческое искусство? И когда определились основные гимнографические жанры? 5. Какова роль хорового пения в развитии русской музыкальной культуры? 6. Расскажите о выдающихся композиторах духовной музыки второй половины XVIII – XIX вв. 7. Колокольный звон часто называют устами Церкви. Согласны ли Вы с этим утверждением?
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |