Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Колокольный звон




 

Колокольный звон один из существенных элементов богослужения в православном храме. Он употребляется в следующих случаях:

- для призыва верующих к богослужению и оповещения о времени его начала;

- для возвещения неприсутствующих в храме о моментах совершения особенно важных частей богослужения;

- для выражения торжества и духовной радости верующих в великие православные праздники.

Однако колокольный звон имел еще и широкое нецерковное применение:

- звоном собирался народ на вече (народное собрание);

- звоном указывали путь заблудившимся во время вьюг и буранов;

- звоном оповещали о пожаре;

- звоном призывали народ на защиту Отечества;

- звоном оповещали народ о победе и приветствовали победное возвращение воинов с поля брани.

Таким образом, колокольный звон сопровождал православного человека всю жизнь.

В ветхозаветную церковь (Иерусалимский храм) верующие созывались на богослужение не колоколами, а звуками труб. В первые века христианства верующие собирались тайно, о времени они оповещались через диаконов или особых вестников. После прекращения гонений на христиан для призыва к богослужению применялись «била» и «клепала» (деревянные или металлические доски), в которые производились мерные удары молотом или палкой.

Впервые колокола появились в Западной Европе; в широкую практику христианского богослужения они вошли не раньше VII VIII вв.

В России колокола появились одновременно с принятием христианства, т. е. в конце X века. Они получили повсеместное распространение, а сам колокольный звон всенародную любовь. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Это достигается:

- правильным выбором пропорции меди и олова (а иногда и добавлением серебра) в сплаве;

- определенной геометрией самого колокола (соотношение между высотой колокола и его шириной, толщиной стенок и т. д.).

Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри него. В православных храмах сам колокол укрепляется неподвижно, а язык свободно качается; его ударом о стенки колокола и производится звук. В западных церквях колокольный звон производится путем раскачивания самого колокола.

Обычно на звонницах православных храмов бывает несколько колоколов разной величины. Для колоколов строят специальные башни с открытым ярусом, где они и размещаются (колокольни). Как правило, колокольня делается высокой для того, чтобы звон был слышен как можно дальше. Нередко колокола помещаются на крыше храма, в башне одного из куполов, в особых небольших зданиях звонницах и т. д.

Колокольный звон при богослужениях бывает следующих видов:

- Благовест мерные удары в какой-либо один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм на богослужение. Благовестом он называется потому, что им возвещается благая весть о начале богослужения. Сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а за ними следуют мерные удары.

- Собственно звон звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Различают несколько видов звона.

Трезвон – сначала звонят во все колокола, затем делается маленький перерыв; так делается трижды. Он совершается, например, при начале богослужения после благовеста. Трезвон выражает собой радость и торжество. Во время всех крестных ходов полагается трезвон.

Двузвон – это звон во все колокола с маленьким перерывом, повторяющийся дважды.

Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или по нескольку ударов), начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким; так повторяется много раз. Медленный перезвон по одному разу на каждый колокол совершается, например, в Великую Пятницу и Великую Субботу. Такой же перезвон, но только частый, быстрый и по нескольку раз в каждый колокол бывает при освящении воды, посвящении в епископы, перед началом Литургии в храмовые праздники и в других торжественных случаях.

Перебор совершается в обратном порядке: медленно ударяют по одному разу в каждый колокол, от самого малого и до самого большого; после этого ударяют одновременно во все колокола. Так повторяется много раз. Перебор это похоронный или погребальный звон, который выражает грусть и скорбь об усопшем. Скорбный или похоронный перебор обязательно должен заканчиваться кратким трезвоном, выражающим христианскую веру в воскресение усопшего.

Правильная последовательность колокольных звуков доводится звонарями до степени музыкальной мелодии.

В середине XIX в. ростовский священник и учитель пения Аристарх Александрович Израилев (1817 ?) изобрел прибор для точного определения частоты колебаний звучащего тела; это дало возможность легко и точно настраивать колокола. Ему принадлежит и подробное описание всех 13 колоколов Успенского собора в Ростове.

Вообще ростовские звоны были знамениты по всей России; у них были свои имена: сысоевский, акимовский, егорьевский и два будничных. Еще в 1963 г. была записана граммофонная пластинка «Ростовские звоны», разошедшаяся по всей стране.

Существуют многочисленные предания, относящиеся к колоколам. В них утверждается, что они сами по себе звонят перед несчастьем и таинственно связаны с небесными силами и людскими душами.

Колокола воспеты в стихотворении ирландского поэта Томаса Мура (1779 1852 гг.) «Вечерний звон», в «Песне о колоколе» немецкого поэта и драматурга Иоганна Шиллера (1759 1805 гг.) и в стихотворной драме Гауптмана (1862 1946 гг.) «Потонувший колокол». Русский поэт Иван Иванович Козлов (1779 1840 гг.) перевел «Вечерний звон» Т. Мура. Этот перевод стал знаменитым романсом.

 

Вопросы для контроля владения компетенциями:

1. Каковы основные характерные особенности церковного пения по учению отцов Древней Церкви?

2. Раскройте основные черты музыкальной антропологии.

3. Как в православной музыкальной культуре проявляется принцип каноничности христианского искусства?

4. На чем основано древнерусское церковно-певческое искусство? И когда определились основные гимнографические жанры?

5. Какова роль хорового пения в развитии русской музыкальной культуры?

6. Расскажите о выдающихся композиторах духовной музыки второй половины XVIII – XIX вв.

7. Колокольный звон часто называют устами Церкви. Согласны ли Вы с этим утверждением?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.