КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Духовная музыка
Духовная музыка – это музыкальные произведения на религиозные темы, рассчитанные на исполнение в концертных залах и домашней обстановке. Иногда это понятие трактуют более широко, включая в него и церковную музыку. Новый расцвет духовной музыки произошел во второй половине XVIII в. Он связан с именами крупнейших деятелей русской музыкальной культуры Максима Созонтовича Березовского (1745 – 1777 гг.) и Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 – 1825 гг..). Считается, что именно они являются создателями классического типа русского концерта духовной музыки. Концерт М. С. Березовского «Не отвержи мене во время старости» принадлежит к числу лучших сочинений. Драматическая мысль о неотвратимости приближающейся старости, мольба к Богу не оставить человека в немощи звучат с проникновенной силой. М.С. Березовский, уроженец Черниговской губернии, учился непродолжительное время в Киевской академии, пел в Придворной певческой капелле. Видимо, он первый начал исправлять искажения, допущенные в русском церковном пении работавшими тогда в России иностранными музыкантами. Широко образованный композитор, он хорошо знал и понимал как древнюю церковную музыку, так и русские и украинские народные песни. Произведения М. С. Березовского отличают необыкновенная простота, величественность и удивительное согласие музыки с текстом православных песнопений. Целую эпоху в истории церковной и духовной музыки составляет творчество Д. С. Бортнянского, одного из самых талантливых и плодовитых композиторов XVIII – начала XIX вв. С семи лет он пел в Придворной певческой капелле, для усовершенствования своего мастерства был послан в Венецию. С 1779 г. Бортнянский Д. С. работает капельмейстером, а с 1796 г. – управляющим Придворной певческой капеллой в Петербурге. Он был первым композитором, который занимался обработкой старинных церковных распевов. Воссозданные им старинные распевы (такие, как «Вечная память», «Под твою милость» и другие) стали общеизвестными, народными. Главные принципы работы композитора в этой области – стремление выявить красоту, богатство исконных церковных мелодий и не нарушить их стиля. Вклад Д. С. Бортнянского в духовную музыку трудно переоценить: 35 концертов для четырехголосного смешанного хора, 10 концертов для двух хоров. Музыка Д. С. Бортнянского содержит богатейшие интонации русской и украинской бытовой песни. Во многих его произведениях воплощены философские темы и высокие моральные идеи, близкие русскому народному духу вообще и церковной музыке в особенности. Светлая одухотворенная музыка духовных концертов Д. С. Бортнянского обеспечила им признание и отклик в душе слушателей. Один из лучших его концертов (№ 32) «Скажи ми Господи, кончину мою» особенно любил Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893 гг..). После смерти Бортнянского, как считают музыкальные авторитеты, до конца XIX в. в русской церковной и духовной музыке не было композитора, равного ему по творческому таланту. В духовную музыку того времени внесли свой вклад и композиторы более скромного масштаба. Отметим в первую очередь Петра Ивановича Турчанинова (1779 – 1826), уроженца Киевской губернии, бывшего вначале полковым певчим. В 1803 г. он принял сан священника, а в 1809 г. вызван в Петербург и назначен регентом митрополичьего хора. Позже он был учителем пения в Придворной певческой капелле. Его духовно-музыкальные произведения отличаются строгостью и чистотой стиля, певучестью и задушевностью. Они сделались достоянием всего православного мира и считаются образцами духовной музыки. Выдающимися являются созданные им ирмосы (от греч. «связь, сплетение») Великого Четверга и Великой Субботы. Ирмосом называется богослужебная песня, входящая в состав утреннего канона и служащая в нем связью между песнями из Святого Писания и тропарями. Тропарь – главная краткая молитва в честь православного праздника. Канон – богослужебное последование, составленное из отдельных тропарей и посвященное празднуемому событию. Значителен также вклад в русскую духовную музыку Александра Дмитриевича Кастальского (1856 – 1926 гг.), ученика П. И. Чайковского и С. И. Танеева (1856 – 1915 гг.). Он окончил Московскую консерваторию. А. Д. Кастальский является автором большого количества духовно-музыкальных произведений, в которых ему удалось решить трудную задачу – соединить характерную мелодию церковных напевов с современной техникой ее обработки. Он сумел по достоинству оценить музыкальные сокровища, оставленные в древнерусских распевах. Его произведения: икос «Сам един еси безсмертный», «Свете тихий», напев «Ныне отпущаеши», распевы «Милости мира», «Достойно» – остались непревзойденными по своему стилю и художественным достоинствам. Икос – богослужебная песня, содержание которой составляет восхваление и прославление чествуемого святого или празднуемого церковного события. С кондаком имеет одинаковое содержание и отличается от него лишь большей продолжительностью. Рассказывают, что когда Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943 гг.) работал над своим знаменитым «Всенощным бдением», то неоднократно обращался за советами к А. Д. Кастальскому. Синодальный хор и Придворная певческая капелла часто первыми исполняли произведения, которые являлись классикой не только русской, но и мировой музыки. Их выступления в стране и за рубежом становились заметными событиями в музыкальном мире. В конце XIX в. к работе в Придворной певческой капелле были привлечены известные уже тогда композиторы Милий Александрович Балакирев (1836 – 1910 гг.) и Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908 гг.). Ощутимые результаты не замедлили сказаться. Хор был доведен до такого высокого уровня мастерства исполнения музыкальных произведений, что по праву стал считаться лучшим хором России. Московский Синодальный хор достиг высочайшего уровня, когда к его руководству пришли виднейшие деятели в сфере духовной музыки: Степан Васильевич Смоленский (1848 – 1909 гг.) и уже упомянутый Александр Дмитриевич Кастальский. Этот хор стал первоклассным художественным ансамблем. Однако и руководители хора, и музыкальная общественность понимали, что Синодальное училище и его хор должны пропагандировать и утверждать национальное начало в церковном пении. Для этого С. В. Смоленский вел неутомимую работу по поиску памятников церковного пения «седой старины». Его стараниями при училище со временем создалась богатейшая библиотека церковных музыкальных произведений. Ценные рукописи Смоленский и его помощники собирали по всей России – в монастырях, приходских церквях и у частных лиц. Следует особо остановиться на регенте Синодального хора Василии Сергеевиче Орлове (1856 – 1907 гг.). Сын дьячка, он еще мальчиком пел в Синодальном хоре. Окончил духовное училище для малолетних певчих, а затем и Московскую консерваторию. Был учеником П. И. Чайковского. В 1886 г. стал регентом. Благодаря настойчивой, неутомимой работе В. С. Орлова хор достиг высшей степени совершенства исполнения, получив признание в России и за рубежом. В 1899 г. Синодальный хор под управлением В. С. Орлова выступал в Вене с концертом духовной музыки. В обширную программу входили классические произведения духовной музыки. Аудитория состояла из представителей австрийской аристократии, высокопоставленных католических священников и выдающихся музыкантов. Успех был ошеломляющий. Музыкальные критики Вены писали: «Ансамбль хора, от первых сопрано до низких глубоких, как пропасть, настоящих русских богатырей – басов, так хорош, что кажется, будто слушаешь великолепный, замечательно чисто настроенный орган». Концерт не просто утвердил репутацию русского церковного хорового искусства, но и показал шедевры русской духовной музыки, написанные в национально-самобытном стиле. К огромному сожалению, гениальные произведения православной духовной музыки еще и сейчас недоступны для широких слоев населения России.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |