Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые понятия. Новое время, рационализм, эмпиризм, индукция, объективный идеализм, субъективный идеализм




Новое время, рационализм, эмпиризм, индукция, объективный идеализм, субъективный идеализм.

ЛИТЕРАТУРА

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.

Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. М., 1998.

Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.

Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия ХVIII века.М., 1986.

Майоров Г.Г. Философия. Лейбница. М., 1991.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М., 1999.

Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

Человек. Хрестоматия. Кн. 1. М., 1991.


Каковы основные идеи философии
ХVII-ХVIII вв.?

 

 

 


Каковы особенности Философии Ф. Бэкона?

(1561 – 1626 гг.; «Новый органон», «Новая Атлантида»)

 


 


Каковы особенности философии

Р. Декарта (1596-1650 гг., Франция)?

Философия рационализма

 

 

 


Р. Декарт: учение о субстанции

 

 

В чем состоят особенности и значение

французского материализма XVIII в.?

 

 

 


ГЛАВА ХХII
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Каковы основные философские идеи И. Канта?

 

Теория познания и этика
Иммануила Канта
(1724–1804).

 

Родился в Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник.

В профессорской диссертации Канта были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «критической», которая приобрела характер обстоятельно разработанной системы в трилогии, состоящей из:

· «Критика чистого разума» (1781)

· «Критика практического разума» (1788)

· «Критика способности суждения» (1790)

В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.

Критическая философия Канта, прежде всего гносеология, стала начальным этапом немецкой классической философии.

Прежде чем начать процесс подлинно научного познания, необходимо исследовать сами инструменты человеческого познания
и их возможности.

Первой частью системы «критической» философии стала гносеологическая концепция.

Главная задача гносеологической концепции Канта – выяснить причины неудач прежней «метафизики» и найти способ преобразования «метафизики» в подлинную науку.

Чистый разум – это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению.

Для Канта критическое исследование чистого разума «есть необходимое условие для содействия основательной метафизике как науке, которая должна быть построена догматически и в высшей степени систематически…» (39.3.99).

Естествознание и математика должны удовлетворять двум критериям – всеобщности и необходимости.

В «Критике чистого разума» Кант рассматривает главные формы научного знания в плане функционирования основных познавательных способностей человека.

 

Существует три способности познания:

1. Чувственность – исследует «трансцендентальная эстетика.

2. Рассудок – исследует «трансцендентальная аналитика».

3. Разум – исследует «трансцендентальная диалектика», она исследует также антиномии, или противоречия.

 

Трансцендентальная аналитика + трансцендентальная диалектика = трансцендентальная логика.

Заканчивается «Критика чистого разума» учением о методе.

Кант признает несомненным научный статус математики и естествознания. «Что же касается метафизики, то всякий вправе усомниться в ее возможности, т.к. она до сих пор плохо развивалась, и ни одна из предложенных до сих пор систем, если речь идет об их основной цели, не заслуживает того, чтобы ее признали действительно существующей» (39.3.118–119).

В начале своего гносеологического исследования Кант ставит вопрос:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен делать?

3) На что я могу надеяться?

4) Что такое человек и чем он может сам стать?

Таким образом третий вопрос следует сформулировать так: «Как возможна метафизика как наука, или как возможны синтетические суждения априори?»

 

Априоризм

Априорными Кант называет «знания, безусловно независимые от всякого опыта», а «чистыми» – те из них, «к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое».

Априорным знаниям «противоположны эмпирические знания», или знания, возможные только апостериори, т.е. посредством опыта» (39, 3, 106–107).

Научные истины априорны.

 

Этика Канта

Идея о самодовлеющем характере человеческой личности, возникшая вместе с философией Нового времени, нашла в учении Канта о морали свое развитие и завершение.

Основное положение нравственной философии Канта: «Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой бы то ни было цели; он сам есть эта цель».

Принцип нравственной философии Канта «человек – самоцель, но не орудие для достижения цели», носит сугубо абстрактный и формальный характер. Формальность его состоит в том, что
в нем не содержится каких-либо конкретных требований в отношении поведения человека.

Всякий поступок морален независимо от его содержания, если человек исполняет нравственный закон.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.