КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материалистические проблемы в философии XVIII–XIX веков
Антропологический материализм Людвига Фейербах Осн. соч.: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843). Основная сущность человека в способности понять себя в отношении к себе другому. Осознать себя как род. Способности человека – разум, любовь, сила воли – божественные, т.к. они носят всеобщий родовой характер, эти способности абсолютны.
Идея целостности человеческого существования Основной недостаток идеализма о человеке в игнорировании полноты человека – особенно у Гегеля, где человеческое мышление выносится за рамки человека. В проблеме целостности человека Фейербах критикует всю идеалистическую традицию. Он обращает внимание на интерпретацию тезиса Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
Мера вещей = человек мыслящий (Сократ). Мышление = человеческой сущности (Декарт). Разумность = действительность вообще (Гегель). Отсюда вывод Фейербаха: только разумное существенно Фейербах впервые сознательно отказывается от определения человека через разум. Человек отличается от животного не только разумом. Он является универсальным существом, но он не сводится к мышлению. Мышление – только одна из особенностей человеческого бытия. Главной целью философии в рассмотрении человека является не разум в абстрактном смысле, но действительно цельное человеческое существо. Человек как взаимодействие всех существующих человеческих свойств. «Истина не в одном свойстве, а в полноте человеческой жизни и существа» (Фейербах. Сочинения. Т.1. С. 202). Таким образом, Фейербах делает важный шаг по пути историко-материалистического понимания человека.
3 момента понимания человека: 1. Фейербах противопоставил гегелевской абсолютной идее реального человека. У Гегеля чувственность, телесность трактуется как то, что должно быть преодолено духовным воспитанием. У Фейербаха телесность – факт одухотворенности как необходимый аспект универсальной природы человека. 2. Бытие, которое у Гегеля есть понятие, или момент логического полагания, было истолковано Фейербахом материалистически, где чувственность – истинная действительность телесного. 3. Сам человек понимается Фейербахом как природное существо, особенностью которого является он сам, является воспроизведением природы. Всеобщее – это формы сведения многообразия человеческих отношений к единству в род. Единство «Я» и мышления может быть реализовано, если таким единством является человек. Ряд требований к человеческому роду, к философу будущего: - Категорическим императив: не стремись быть философом - Рассуждай как мыслитель, с не как живое существо. - Мысли.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |