КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базовые понятия. Российская философия. СлавянофилыРоссийская философия. Славянофилы. Западники. Западники-либералы. Западники-радикалы. Народничество. Пропагандистское направление. Заговорщеское направление. Анархистское направление. Религиозно-идеалистическая философия. Софийность, Всеединство и Богочеловечество. Философия русского зарубежья. Эмпириокритицизм. Русский космизм. Философия марксизма. Философия большевизма. Исторические судьбы России. ЛИТЕРАТУРА Акулинин В.Н. Философия всеединства / Акулинин В.Н. Новосибирск, 1990. Алексеев П.В. Философы России ХIХ-ХХ столетий: Биографии, идеи, труды / П.В.Алексеев; МГУ им. М.В.Ломоносова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Акад. проект, 1999. Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства: (От Вл.С.Соловьева к С.Л.Франку) / Е.М.Амелина. М.: Разумова, 2000. Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России / Р.К. Баландин. М.: Вече, 2001. (Серия «Самые знаменитые»). Баринов Д.Н. Социальная философия С.Л.Франка / Д.Н. Баринов; Рос. ун-т кооп., Смол. фил., Каф. общ. гуманитар. и естественнонауч. дисциплин. М.: РУК, 2008. Бердяев Н.А. Творчество и объективация / Н.А. Бердяев. Минск: Экономпресс, 2000. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа (1877-1950) / Ф.Буббайер; [пер. с англ. ПантинойЛ.Ю.]. М.: РОССПЭН, 2001. Булгаков С.Н. (протоиер.) Невеста Агнца / Сергий Булгаков (протоиер.). М.: Общедоступ. правосл. ун-т, 2005. Булгаков С.Н. Православие / С.Н. Булгаков. М.: АСТ: Фолио, 2001. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения / Вл. Соловьев: pro et contra: Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология / Рос. акад. образования, Сев.- зап. отд-ние, Рус. христиан. гуманит. ин-т; [изд. подгот. В.Ф. Бойков, отв. ред. Д.К. Бурлака]. СПб.: Изд-во РХГИ (РХГА), 2000. Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию В. Соловьева, 110-летию А.Ф. Лосева: сборник / Рос. акад. наук, Науч. совет «История мировой культуры», Антич. комиссия; отв. ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А.Тахо-Годи]. М.: Наука, 2005. Возвращенный мир / Михайлов О.Н. (рук.), Мурнова Н.К. (отв. ред.), Борисов В.П. и др.; Правительство Москвы и др. М.: Рус. Мир, 2004. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П.П. Гайденко; МГУ им.М.В.Ломоносова, Ин-т мировой культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2001. Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен: (Соловьев В.С., Флоренский П.А., Булгаков С.Н.) / Г.Ф. Гараева; Рос. филос. о-во. М.: Диалог-МГУ, 2000. Гасилин В.Н. Развитие мировоззрения всеединства: Н.О. Лосский, С.Л. Франк / Гасилин В.Н., Тепин Д.В., Хакимов М.З. // Философия и общество. 2007. N 1. Гачева А.Г. Философский контекст русской литературы 1920–1930-х годов / А.Г. Гачева, О.А.Казнина, С.Г. Семенова; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: ИМЛИ, 2003. Гидиринский В.И. Введение в русскую философию: типологический аспект: учеб. пособие для вузов гуманитар. профиля / Главацкий М.Е. "Философский пароход": год 1922-й: Историогр. этюды / М.Е. Главацкий. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2002. Друянов Б.М. Выдающиеся русские философы XIX-XX веков: жизнь и творчество / Б.М. Друянов. М., 2007 Евлампиев И.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / И.И.Евлампиев. М.: Высш. шк., 2002. Ельчанинов А.В. История религии / Александр Ельчанинов, Владимир Эрн, Павел Флоренский; с прил. ст. С.Н. Булгакова Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. М.: Акад. ПроектРаритет, 2001. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский; [вступ. ст. В.Н.Жукова, М.А.Маслина]. М.: Республика, 2005. Зинятова М.Н. Проблема человека в экзистенциально-философском измерении / М.Н.Зинятова; М-во внутрен. дел, Дальневост. юрид. ин-т. Хабаровск: ДВЮИ, 2006. Ипполитов С.С. Три столицы изгнания. Константинополь. Берлин. Париж: Центры зарубеж. России. 1920-х–1930-х гг. / С.С. Ипполитов, В.М. Недбаевский, Ю.И. Руденцова. М.: Спас, 1999. История российской эмиграции: библиогр. указ. / Урал. гос. юрид. акад.; [сост. Пронин А.А.]. Екатеринбург, 1999. История философии: Запад – Россия – Восток: учеб. для вузов. Кн.3. Философия XIX-ХХ в. 2-е изд. М., 1999. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб.: Комплект, 1993. Корнилов С.В. Русские философы: справочник / С.В. Корнилов. СПб.: Лань, 2001. Крылов Д.А. Евхаристическая чаша. Кн.1. О творческом пути Левицкий С.А. Сочинения. Т.2. Очерки по истории русской философии / С.А. Левицкий. М., 1996. Лосский В.Н. Боговидение: сборник / Владимир Лосский; [пер. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О.Лосский. М.: Сварог и К, 2000. Лосский Н.О. Ценность и бытие / Н.О.Лосский. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. Моисеев В.И. Логика всеединства / В.И. Моисеев. М., 2002. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов / Н.В. Мотрошилова. М.: Республика; Культур. революция, 2006. Мочалов Е.В. Антропология всеединства в русской философии / Е.В. Мочалов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. Назарова О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма Никольский А.А. Русский ориген XIX века В.С. Соловьев / Овчаров А.А. Интуитивизм и обществознание. Идеи к социальной философии / А.А. Овчаров; Кемер. гос. ун-т, Новосиб. гос. ун-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. Оноприенко В.И. Флоренские / В.И.Оноприенко; отв. ред. Мочалов И.И.; Рос. акад. наук. М.: Наука, 2000. Порус В.Н. В. Соловьев и Л. Шестов: единство и трагедии свободы / В.Н. Порус // Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В.С. Степина. М., 2004. Проблемы истории русского зарубежья: материалы и исслед. Вып. 1. М., 2005. Прохоренко А.В. Философское россиеведение в идейной полемике пореволюционной эмиграции (первая половина XX в.) / А.В. Прохоренко; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. Российский либерализм: идеи и люди: сборник / сост., отв. ред. А. Кара-Мурза]; Фонд «Либер. миссия». М.: Новое изд-во, 2004. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: учеб. пособие для вузов / авт.-сост. Н.В. Солнцев; Мос. гос. социал. ун-т. М.: ИНФРА-М: Весь Мир, 2001. Русские философы в Литве: Карсавин, Сеземан, Шилкарский: [сб. науч. публ. / сост., подгот. к публ. вступ. ст. В.И. Повилайтис]. Калининград: Изд-во Рос. гос. ун-та, 2005. Русские философы: Проблема христианства и культуры в истории духов. критики XX в.: Биогр. очерки. Тексты соч. Библиография / Рос. гос. б-ка; сост., авт. предисл. Филонова Л.Г. М.: Пашков дом, 2002. Сапронов П.А. Русская философия / П.А. Сапронов; Ин-т богословия и философии. СПб.: Церковь и культура, 2000. Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций / В.В. Сербиненко; [Рос. гос. гуманитар. ун-т]. М.: РГГУ, 2005. Столович Л.Н. История русской философии. Очерки / Столович Л.Н. М.: Республика, 2005. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения / Е.Н. Трубецкой. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Е.Н.Трубецкой. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории: филос.-ист. исслед. / С.Н. Трубецкой. М.: Фолио: Аст, 2000. Фараджев К.В. Русская религиозная философия / Кирилл Фараджев. М.: Весь Мир, 2002. Федотов Г.П. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 2. Статьи 20-30-х гг. из журналов «Путь», «Православная мысль» и «Вестник РХСД» / Г.П. Федотов. М., 1998. Флоренский П.А. (Свящ.) Столп и утверждение истины: Опыт православ. теодицеи в двенадцати письмах / Павел Флоренский (Свящ.). - [Репр. изд.]. М.: Лепта, 2002. Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания / Павел Флоренский. М.: АСТ, 2004. Франк С.Л. Реальность и человек / С.Л. Франк; [cост. Алексе Франк С.Л. Русское мировоззрение / С.Л. Франк; [cост. и отв. ред. Ермичев А.А.]. СПб.: Наука, 1996. Франк С.Л. Свет во тьме: Опыт христиан. этики и социал. философии / С.Л. Франк. М.: Факториал, 1998. Хоружий С.С. О старом и новом / С.С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 2000. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: учеб. пособие / С.С. Хоружий; Рус. христиан. гуманитар. ин-т (Санкт-Петербург). СПб.: Алетейя, 1994. Шапошников Л.Е. История русской религиозной философии / Л.Е. Шапошников, А.А. Федоров. М.: Высшая школа, 2006. Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности / Л.И. Шестов. М.: АСТ, 2000. Шестов Л.И. Афины и Иерусалим / Л.И. Шестов. СПб.: Азбука, 2001. Шестов Л.И. На весах Иова / Л.И. Шестов. М.: АСТФолио, 2001. Шестов Л.И. Философия трагедии / Л.И. Шестов. М.: АстФолио, 2001. Шмаглит Р.Г. Русская эмиграция за полтора столетия: биогр. справ. / Р.Г. Шмаглит. М.: РИПОЛ классик, 2005. Шмаглит Р.Г. Русское зарубежье в XX веке: 800 биогр. / Р.Г. Шмаглит. Тверь; М .: АСТ: Зебра Е, 2007. Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии / Татьяна Щедрина. М.: РОССПЭН, 2008. Элбакян Е.С. «Между молотом и наковальней» (российская интеллигенция в ушедшем столетии) / Е.С. Элбакян // Вестник Московского университета. Сер.18,Социология и политология. 2003. N 2. Яковенко Б.В. История русской философии: [пер. с чеш.] /
ГЛАВА ХХV
Каковы особенности философии русского революционного
(В. Белинский, А. Герцен, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Чернышевский, Н. Михайловский, М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев,
Каковы характерные черты русской религиозной философии второй половины XIX – первой четверти XX в.?
Основные представители русской религиозной философии: ГЛАВА ХХVI
Марксистская философия, как и марксизм в целом, выступала одним из важнейших направлений духовной жизни ХIХ и ХХ веков. На эту ее особенность обратил внимание один из родоначальников неопозитивизма Б. Рассел, отмечавший, что почти половина мира сегодня (вторая половина ХХ века) – это страны, которые верят Основателями философии марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс. Карл Маркс (1818–1883) родился в г. Трире в семье адвоката Генриха Маркса. После окончания в 1835 году трирской гимназии обучался на юридическом факультете Боннского и Берлинского университетов. С начала 1839 года Маркс целиком посвящает себя философии, а 15 апреля 1841 года получает диплом доктора философии. В этот период он сходится с представителями радикального крыла гегелевской философии – младогегельянцами, которые объединились в так называемый «Докторский клуб». Маркс очень скоро стал одним из лидеров и духовных руководителей этого клуба. Глубина и широта знаний, сила логики и последовательность суждений вызывали восхищение у людей, общавшихся с ним. Осенью 1841 года один из видных младогегельянцев Мозес Гесс, обычно не очень щедрый на лестные оценки, так писал своему другу Б. Ауэрбаху о впечатлениях от встречи с молодым доктором философии: «...Будь готов познакомиться с величайшим, быть может, единственным из ныне живущих, настоящим философом... Доктор Маркс, таково имя моего кумира, еще совсем молодой человек (едва ли ему более 24 лет); он нанесет последний удар средневековой религии и политике; в нем сочетаются глубочайшая философская серьезность с тончайшим остроумием; представь себе соединенными в одной личности Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля; я говорю соединенными, а не механически смешанными – и ты будешь иметь представление о докторе Марксе» (Цит.: Карл Маркс. Биография. 2-е изд. М., 1973. С. 15). Свое жизненное кредо молодой Маркс выразил лаконично: «Мой удел – к борьбе стремиться». Всю свою жизнь он посвятил прометееву служению человечеству. В сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» выпускник трирской гимназии Карл Маркс писал, что критерием при выборе профессии должно быть благо человечества: «Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что оно – жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам...» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 40. С. 7). С 1842 года Маркс был сотрудником, а впоследствии редактором «Рейнской газеты». После закрытия газеты в 1843 году переехал в Париж, где работал в «Немецко-французском ежегоднике». Духовный климат Германии 40-х годов ХIХ века, усиление репрессий прусского правительства приводят к тому, что многим мыслящим интеллигентам запрещают выступать с кафедры. Эта участь постигла Фейербаха и Штрауса, Бауэра и Рутенберга. Участь эта не обошла и Маркса, когда он формально получил право достойно занять место за кафедрой. Будучи по своей натуре мыслителем-борцом, Карл Маркс включился в публицистическую деятельность, где интеллигенции, лишенной права читать лекции для студентов, еще можно было развивать свои теоретические и политические идеи, читать лекции, но уже правительству. Журналистика и публицистика являлись такой средой, где теоретическая и практическая деятельность сливались воедино, где философия соединялась с действительностью, с активной политической борьбой. В 1845 году Маркс покинул Францию и переехал в Брюссель, где в 1848 году совместно с Ф. Энгельсом подготовил для Союза коммунистов «Манифест коммунистической партии». В 1848 году Маркс был арестован и выслан из Бельгии. С 1849 года и до конца жизни Маркс жил в Лондоне, где написал свои основные экономические и политические работы. Маркс был одним из организаторов и руководителем I Интернационала. Не только друзья Маркса отмечали его незаурядный ум и страстность натуры, но и те, против кого он поднял знамя борьбы. Так, полицей-президент Берлина в своем секретном отчете в апреле 1852 года отмечал, что партия Маркса – Энгельса «стоит намного выше всех членов «Эмиграций», «Агитаций» и центральных комитетов, ибо бесспорно располагает большей силой знаний и таланта. «Сам Маркс – известная личность, и следует признать, что К. Маркс умер 14 марта 1883 года. По этому поводу его друг Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье текстильного фабриканта в г. Бармене, ныне Вупперталь. В 1834–1837 годах учился в гимназии, которую по настоянию отца оставил и занялся изучением коммерческого дела в торговой фирме отца. В 1839 году начал изучать немецкую философию, в особенности произведения Гегеля. В 1841–1842 годах отбывал воинскую повинность в Берлине, В ноябре 1842-го– августе 1844 года Энгельс жил в Великобритании, где работал в конторе бумагопрядильной фабрики в Манчестере, совладельцем которой был его отец. В этот период он изучает политические и социальные отношения наиболее развитой державы. Именно здесь происходит его переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма – к выработке научной социальной теории. В работе «Положение рабочего класса в Англии», анализируя социальные последствия промышленной революции, Энгельс приходит к открытию диалектики производительных сил и производственных отношений и формулирует положение о необходимости соединения теории социализма с рабочим движением. В апреле 1845 года Энгельс и Маркс приняли решение о том, чтобы сообща разработать материалистическое понимание истории В 1848 году по поручению 2-го конгресса Союза коммунистов Маркс и Энгельс разрабатывают программный документ этой организации – «Манифест коммунистической партии», в котором изложены основные идеи социальной теории марксизма. В сентябре 1870 года Энгельс окончательно переселяется Роль Ф. Энгельса в создании и особенно в разработке теории, которая по праву носит имя Маркса, чрезвычайно велика.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |