Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые понятия. Российская философия. Славянофилы




Российская философия. Славянофилы. Западники. Западники-либералы. Западники-радикалы. Народничество. Пропагандистское направление. Заговорщеское направление. Анархистское направление. Религиозно-идеалистическая философия. Софийность, Всеединство и Богочеловечество. Философия русского зарубежья. Эмпириокритицизм. Русский космизм. Философия марксизма. Философия большевизма. Исторические судьбы России.

ЛИТЕРАТУРА

Акулинин В.Н. Философия всеединства / Акулинин В.Н. Новосибирск, 1990.

Алексеев П.В. Философы России ХIХ-ХХ столетий: Биографии, идеи, труды / П.В.Алексеев; МГУ им. М.В.Ломоносова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Акад. проект, 1999.

Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства: (От Вл.С.Соловьева к С.Л.Франку) / Е.М.Амелина. М.: Разумова, 2000.

Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России / Р.К. Баландин. М.: Вече, 2001. (Серия «Самые знаменитые»).

Баринов Д.Н. Социальная философия С.Л.Франка / Д.Н. Баринов; Рос. ун-т кооп., Смол. фил., Каф. общ. гуманитар. и естественнонауч. дисциплин. М.: РУК, 2008.

Бердяев Н.А. Творчество и объективация / Н.А. Бердяев. Минск: Экономпресс, 2000.

Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа (1877-1950) / Ф.Буббайер; [пер. с англ. ПантинойЛ.Ю.]. М.: РОССПЭН, 2001.

Булгаков С.Н. (протоиер.) Невеста Агнца / Сергий Булгаков (протоиер.). М.: Общедоступ. правосл. ун-т, 2005.

Булгаков С.Н. Православие / С.Н. Булгаков. М.: АСТ: Фолио, 2001.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения /
С.Н. Булгаков. М.; Харьков: АСТ: Фолио, 2001.

Вл. Соловьев: pro et contra: Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология / Рос. акад. образования, Сев.- зап. отд-ние, Рус. христиан. гуманит. ин-т; [изд. подгот. В.Ф. Бойков, отв. ред. Д.К. Бурлака]. СПб.: Изд-во РХГИ (РХГА), 2000.

Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию В. Соловьева, 110-летию А.Ф. Лосева: сборник / Рос. акад. наук, Науч. совет «История мировой культуры», Антич. комиссия; отв. ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А.Тахо-Годи]. М.: Наука, 2005.

Возвращенный мир / Михайлов О.Н. (рук.), Мурнова Н.К. (отв. ред.), Борисов В.П. и др.; Правительство Москвы и др. М.: Рус. Мир, 2004.

Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П.П. Гайденко; МГУ им.М.В.Ломоносова, Ин-т мировой культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен: (Соловьев В.С., Флоренский П.А., Булгаков С.Н.) / Г.Ф. Гараева; Рос. филос. о-во. М.: Диалог-МГУ, 2000.

Гасилин В.Н. Развитие мировоззрения всеединства: Н.О. Лосский, С.Л. Франк / Гасилин В.Н., Тепин Д.В., Хакимов М.З. // Философия и общество. 2007. N 1.

Гачева А.Г. Философский контекст русской литературы 1920–1930-х годов / А.Г. Гачева, О.А.Казнина, С.Г. Семенова; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: ИМЛИ, 2003.

Гидиринский В.И. Введение в русскую философию: типологический аспект: учеб. пособие для вузов гуманитар. профиля /
В.И. Гидиринский; Моск. гуманитар. ин-т им. Е.Р.Дашковой. М., 2003.

Главацкий М.Е. "Философский пароход": год 1922-й: Историогр. этюды / М.Е. Главацкий. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2002.

Друянов Б.М. Выдающиеся русские философы XIX-XX веков: жизнь и творчество / Б.М. Друянов. М., 2007

Евлампиев И.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / И.И.Евлампиев. М.: Высш. шк., 2002.

Ельчанинов А.В. История религии / Александр Ельчанинов, Владимир Эрн, Павел Флоренский; с прил. ст. С.Н. Булгакова
«О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения». М.: Рус. путь, М.: YMCA-PRESS, 2004.

Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньков­ский. М.: Акад. ПроектРаритет, 2001.

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский; [вступ. ст. В.Н.Жукова, М.А.Маслина]. М.: Республика, 2005.

Зинятова М.Н. Проблема человека в экзистенциально-философском измерении / М.Н.Зинятова; М-во внутрен. дел, Дальневост. юрид. ин-т. Хабаровск: ДВЮИ, 2006.

Ипполитов С.С. Три столицы изгнания. Константинополь. Берлин. Париж: Центры зарубеж. России. 1920-х–1930-х гг. / С.С. Ипполитов, В.М. Недбаевский, Ю.И. Руденцова. М.: Спас, 1999.

История российской эмиграции: библиогр. указ. / Урал. гос. юрид. акад.; [сост. Пронин А.А.]. Екатеринбург, 1999.

История философии: Запад – Россия – Восток: учеб. для вузов. Кн.3. Философия XIX-ХХ в. 2-е изд. М., 1999.

Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб.: Комплект, 1993.

Корнилов С.В. Русские философы: справочник / С.В. Корнилов. СПб.: Лань, 2001.

Крылов Д.А. Евхаристическая чаша. Кн.1. О творческом пути
и идеях С.Н. Булгакова / Д.А.Крылов. Чита, 2000.

Левицкий С.А. Сочинения. Т.2. Очерки по истории русской философии / С.А. Левицкий. М., 1996.

Лосский В.Н. Боговидение: сборник / Владимир Лосский; [пер.
с фр. В.А.Рещиковой]. М.: АСТ, 2003.

Лосский Н.О. История русской философии / Н.О.Лосский. М.: Сварог и К, 2000.

Лосский Н.О. Ценность и бытие / Н.О.Лосский. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.

Моисеев В.И. Логика всеединства / В.И. Моисеев. М., 2002.

Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов / Н.В. Мотрошилова. М.: Республика; Культур. революция, 2006.

Мочалов Е.В. Антропология всеединства в русской философии / Е.В. Мочалов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

Назарова О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма
в философии С.Л. Франка / О.А. Назарова. М.: Идея-Пресс, 2003.

Никольский А.А. Русский ориген XIX века В.С. Соловьев /
А.А. Никольский. СПб.: Наука, 2000.

Овчаров А.А. Интуитивизм и обществознание. Идеи к социальной философии / А.А. Овчаров; Кемер. гос. ун-т, Новосиб. гос. ун-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.

Оноприенко В.И. Флоренские / В.И.Оноприенко; отв. ред. Мочалов И.И.; Рос. акад. наук. М.: Наука, 2000.

Порус В.Н. В. Соловьев и Л. Шестов: единство и трагедии свободы / В.Н. Порус // Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В.С. Степина. М., 2004.

Проблемы истории русского зарубежья: материалы и исслед. Вып. 1. М., 2005.

Прохоренко А.В. Философское россиеведение в идейной полемике пореволюционной эмиграции (первая половина XX в.) / А.В. Прохоренко; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

Российский либерализм: идеи и люди: сборник / сост., отв. ред. А. Кара-Мурза]; Фонд «Либер. миссия». М.: Новое изд-во, 2004.

Русская философия: Имена. Учения. Тексты: учеб. пособие для вузов / авт.-сост. Н.В. Солнцев; Мос. гос. социал. ун-т. М.: ИНФРА-М: Весь Мир, 2001.

Русские философы в Литве: Карсавин, Сеземан, Шилкарский: [сб. науч. публ. / сост., подгот. к публ. вступ. ст. В.И. Повилайтис]. Калининград: Изд-во Рос. гос. ун-та, 2005.

Русские философы: Проблема христианства и культуры в истории духов. критики XX в.: Биогр. очерки. Тексты соч. Библиография / Рос. гос. б-ка; сост., авт. предисл. Филонова Л.Г. М.: Пашков дом, 2002.

Сапронов П.А. Русская философия / П.А. Сапронов; Ин-т богословия и философии. СПб.: Церковь и культура, 2000.

Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций / В.В. Сербиненко; [Рос. гос. гуманитар. ун-т]. М.: РГГУ, 2005.

Столович Л.Н. История русской философии. Очерки / Столович Л.Н. М.: Республика, 2005.

Трубецкой Е.Н. Избранные произведения / Е.Н. Трубецкой. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Е.Н.Трубецкой. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории: филос.-ист. исслед. / С.Н. Трубецкой. М.: Фолио: Аст, 2000.

Фараджев К.В. Русская религиозная философия / Кирилл Фараджев. М.: Весь Мир, 2002.

Федотов Г.П. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 2. Статьи 20-30-х гг. из журналов «Путь», «Православная мысль» и «Вестник РХСД» / Г.П. Федотов. М., 1998.

Флоренский П.А. (Свящ.) Столп и утверждение истины: Опыт православ. теодицеи в двенадцати письмах / Павел Флоренский (Свящ.). - [Репр. изд.]. М.: Лепта, 2002.

Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания / Павел Флоренский. М.: АСТ, 2004.

Франк С.Л. Реальность и человек / С.Л. Франк; [cост. Алексе­
ев П.В.]. М.: Республика, 1997.

Франк С.Л. Русское мировоззрение / С.Л. Франк; [cост. и отв. ред. Ермичев А.А.]. СПб.: Наука, 1996.

Франк С.Л. Свет во тьме: Опыт христиан. этики и социал. философии / С.Л. Франк. М.: Факториал, 1998.

Хоружий С.С. О старом и новом / С.С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 2000.

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: учеб. пособие / С.С. Хоружий; Рус. христиан. гуманитар. ин-т (Санкт-Петербург). СПб.: Алетейя, 1994.

Шапошников Л.Е. История русской религиозной философии / Л.Е. Шапошников, А.А. Федоров. М.: Высшая школа, 2006.

Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности / Л.И. Шестов. М.: АСТ, 2000.

Шестов Л.И. Афины и Иерусалим / Л.И. Шестов. СПб.: Азбука, 2001.

Шестов Л.И. На весах Иова / Л.И. Шестов. М.: АСТФолио, 2001.

Шестов Л.И. Философия трагедии / Л.И. Шестов. М.: АстФолио, 2001.

Шмаглит Р.Г. Русская эмиграция за полтора столетия: биогр. справ. / Р.Г. Шмаглит. М.: РИПОЛ классик, 2005.

Шмаглит Р.Г. Русское зарубежье в XX веке: 800 биогр. / Р.Г. Шмаглит. Тверь; М .: АСТ: Зебра Е, 2007.

Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии / Татьяна Щедрина. М.: РОССПЭН, 2008.

Элбакян Е.С. «Между молотом и наковальней» (российская интеллигенция в ушедшем столетии) / Е.С. Элбакян // Вестник Московского университета. Сер.18,Социология и политология. 2003. N 2.

Яковенко Б.В. История русской философии: [пер. с чеш.] /
Б.В. Яковенко; [Общ. ред. и послесл. Ю.Н.Солодухина]. М.: Республика, 2003.

 


ГЛАВА ХХV
РОССИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
XIX – 1-Й ЧЕТВEРТИ XX В.

 

Каковы особенности философии русского революционного
демократизма (середина XIX – вторая половина XIX в.)?

 

(В. Белинский, А. Герцен, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Чернышевский, Н. Михайловский, М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев,
П. Кропоткин).

 

 

           
   
Общие черты: Социально-политическая направленность, неприятие монархического социально-политического и экономического строя России
 
   
 
 

 

 



Каковы характерные черты русской религиозной философии

второй половины XIX – первой четверти XX в.?

 

 

 

Основные представители русской религиозной философии:
В. Соловьев (основоположник), С. Булгаков, братья Трубецкие,
П. Флоренский, С. Франк, Н. Бердяев и др.


ГЛАВА ХХVI
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

 

Марксистская философия, как и марксизм в целом, выступала одним из важнейших направлений духовной жизни ХIХ и ХХ веков. На эту ее особенность обратил внимание один из родоначальников неопозитивизма Б. Рассел, отмечавший, что почти половина мира сегодня (вторая половина ХХ века) – это страны, которые верят
в марксистские теории. (См.: Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 411.)

Основателями философии марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Карл Маркс (1818–1883) родился в г. Трире в семье адвоката Генриха Маркса. После окончания в 1835 году трирской гимназии обучался на юридическом факультете Боннского и Берлинского университетов. С начала 1839 года Маркс целиком посвящает себя философии, а 15 апреля 1841 года получает диплом доктора философии. В этот период он сходится с представителями радикального крыла гегелевской философии – младогегельянцами, которые объединились в так называемый «Докторский клуб». Маркс очень скоро стал одним из лидеров и духовных руководителей этого клуба.

Глубина и широта знаний, сила логики и последовательность суждений вызывали восхищение у людей, общавшихся с ним. Осенью 1841 года один из видных младогегельянцев Мозес Гесс, обычно не очень щедрый на лестные оценки, так писал своему другу Б. Ауэрбаху о впечатлениях от встречи с молодым доктором философии:

«...Будь готов познакомиться с величайшим, быть может, единственным из ныне живущих, настоящим философом... Доктор Маркс, таково имя моего кумира, еще совсем молодой человек (едва ли ему более 24 лет); он нанесет последний удар средневековой религии и политике; в нем сочетаются глубочайшая философская серьезность с тончайшим остроумием; представь себе соединенными в одной личности Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля; я говорю соединенными, а не механически смешанными – и ты будешь иметь представление о докторе Марксе» (Цит.: Карл Маркс. Биография. 2-е изд. М., 1973. С. 15).

Свое жизненное кредо молодой Маркс выразил лаконично: «Мой удел – к борьбе стремиться». Всю свою жизнь он посвятил прометееву служению человечеству. В сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» выпускник трирской гимназии Карл Маркс писал, что критерием при выборе профессии должно быть благо человечества: «Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что оно – жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам...» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 40. С. 7).

С 1842 года Маркс был сотрудником, а впоследствии редактором «Рейнской газеты». После закрытия газеты в 1843 году переехал в Париж, где работал в «Немецко-французском ежегоднике». Духовный климат Германии 40-х годов ХIХ века, усиление репрессий прусского правительства приводят к тому, что многим мыслящим интеллигентам запрещают выступать с кафедры. Эта участь постигла Фейербаха и Штрауса, Бауэра и Рутенберга. Участь эта не обошла и Маркса, когда он формально получил право достойно занять место за кафедрой.

Будучи по своей натуре мыслителем-борцом, Карл Маркс включился в публицистическую деятельность, где интеллигенции, лишенной права читать лекции для студентов, еще можно было развивать свои теоретические и политические идеи, читать лекции, но уже правительству.

Журналистика и публицистика являлись такой средой, где теоретическая и практическая деятельность сливались воедино, где философия соединялась с действительностью, с активной политической борьбой.

В 1845 году Маркс покинул Францию и переехал в Брюссель, где в 1848 году совместно с Ф. Энгельсом подготовил для Союза коммунистов «Манифест коммунистической партии».

В 1848 году Маркс был арестован и выслан из Бельгии. С 1849 года и до конца жизни Маркс жил в Лондоне, где написал свои основные экономические и политические работы. Маркс был одним из организаторов и руководителем I Интернационала.

Не только друзья Маркса отмечали его незаурядный ум и страстность натуры, но и те, против кого он поднял знамя борьбы. Так, полицей-президент Берлина в своем секретном отчете в апреле 1852 года отмечал, что партия Маркса – Энгельса «стоит намного выше всех членов «Эмиграций», «Агитаций» и центральных комитетов, ибо бесспорно располагает большей силой знаний и таланта.

«Сам Маркс – известная личность, и следует признать, что
у него в одном кончике пальца больше ума, чем в головах у всей прочей компании» (цит.: Карл Маркс. Биография. 2-е изд. М., 1973. С. 271).

К. Маркс умер 14 марта 1883 года. По этому поводу его друг
и соратник Ф. Энгельс писал: «Человечество стало ниже на одну голову, и притом на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 35. С. 386.)

Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье текстильного фабриканта в г. Бармене, ныне Вупперталь. В 1834–1837 годах учился в гимназии, которую по настоянию отца оставил и занялся изучением коммерческого дела в торговой фирме отца. В 1839 году начал изучать немецкую философию, в особенности произведения Гегеля.

В 1841–1842 годах отбывал воинскую повинность в Берлине,
в процессе которой посещал лекции в Берлинском университете.
В теоретических поисках Ф. Энгельс примыкал к младогегельянцам, которые стремились из философского учения Гегеля делать атеистические и революционные выводы.

В ноябре 1842-го– августе 1844 года Энгельс жил в Великобритании, где работал в конторе бумагопрядильной фабрики в Манчестере, совладельцем которой был его отец. В этот период он изучает политические и социальные отношения наиболее развитой державы. Именно здесь происходит его переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма – к выработке научной социальной теории.

В работе «Положение рабочего класса в Англии», анализируя социальные последствия промышленной революции, Энгельс приходит к открытию диалектики производительных сил и производственных отношений и формулирует положение о необходимости соединения теории социализма с рабочим движением.

В апреле 1845 года Энгельс и Маркс приняли решение о том, чтобы сообща разработать материалистическое понимание истории
в форме критики немецкой послегегелевской философии, которое нашло свое воплощение в их совместном труде «Немецкая идеология».

В 1848 году по поручению 2-го конгресса Союза коммунистов Маркс и Энгельс разрабатывают программный документ этой организации – «Манифест коммунистической партии», в котором изложены основные идеи социальной теории марксизма.

В сентябре 1870 года Энгельс окончательно переселяется
в Лондон, где получает расцвет его теоретическая деятельность, воплощенная в его важнейших философских и естественнонаучных работах. После смерти К. Маркса вся тяжесть по руководству международным движением и дальнейшему развитию марксистской теории легла на плечи Ф. Энгельса.

Роль Ф. Энгельса в создании и особенно в разработке теории, которая по праву носит имя Маркса, чрезвычайно велика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.