Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какова специфика философии марксизма?




Известно утверждение о том, что философия является душой культуры. До марксизма философы стремились главным образом
к тому, чтобы умозрительно объяснить и нарисовать общую картину мира или дать общие принципы для ее объяснения. По своей сущности они носили созерцательный характер. Эту ее особенность лаконично выразил Маркс в тезисах о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Иными словами философия должна стать активной, творческой силой, способной помочь людям в преобразовании их жизни. Маркс и Энгельс стремились преодолеть противопоставление философской теории общественной практике и превратить философию в идейное орудие изменения мира. Действенный характер марксистской философии – ее важнейшее отличие от всех предшествовавших философских учений.

Философские идеи и теории могут овладеть массами лишь
в том случае, когда в них отражены и обоснованы интересы прогрессивных сил общества, заинтересованных в изменении существующих общественных отношений, являющихся носителями тенденций будущего общества, так как философия, выражающая мировоззрение таких общественных сил, способна обнаружить действительные перспективы развития общества и может быть реализована посредством практической деятельности масс.

Марксистская философия впервые в истории прямо и открыто признает свою классовую природу и партийный характер, ибо
в классовом обществе философия является классовой. Все дело в том, интересы какого класса выражает и обосновывает философия.

Показав, что идеи и теории на каждом историческом этапе зависят от материальной, практической деятельности людей, Маркс
и Энгельс обосновали принцип единства теории и практики, преодолев разрыв между ними, который был характерен для прежней философии. Исходя из этого, они обосновали, что развивающаяся общественная практика является основой познания и критерием истинности получаемого в процессе познания знания.

Характеризуя место и роль философии марксизма в развитии духовной ситуации середины ХХ столетия, один из противников
и критиков марксизма Карл Поппер отмечал, что современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если они этого не осознают: «Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно – морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства. У него было пылкое желание помочь угнетенным, и он полностью осознавал необходимость показать себя в деле, а не только на словах. Его главные таланты проявились в области теории. Он затратил гигантские усилия для того, чтобы выковать, так сказать, научное оружие для борьбы за улучшение доли громадного большинства людей. Я считаю, что искренность в поиске истины и интеллектуальная честность отличают его от многих его последователей… Интерес Маркса к общественным наукам и социальной философии в своей основе был практическим. Он видел в знании средство обеспечения прогресса человека». (Поппер К. Открытое общество и его враги. Том II. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992. С. 98.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.