Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое материалистическое понимание истории?




Разработка материалистической диалектики марксизмом осуществлялась в единстве с формированием методологии материалистического понимания истории, которое способствовало преодолению ограниченности, непоследовательности старого материализма, достраиванию материализма «доверху». Идеализм был изгнан из своего последнего убежища – из области понимания истории. Это явилось величайшим достижением научной мысли.

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т.д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой, а для этого необходимо трудиться.

До них все мыслители – как материалисты, так и идеалисты, полагали, что в развитии общества решающая роль принадлежит сознанию людей. Они ставили перед собой цель – создать учение об обществе и его истории как науку, которая по своей сути была прямо противоположной всей прежней философии.

Общество представляет собой целостную систему, способную
к саморазвитию. Материальная жизнедеятельность обеспечивается за счет развития материального производства, формируемого и функционирующего посредством трудовой деятельности, ибо трудовая деятельность, производство орудий труда служат основой удовлетворения потребностей людей, а также фактором, регулирующим и контролирующим обмен веществ между природой и человеком.

Теоретические положения Маркса, касающиеся материалистического объяснения реальных процессов, восходят к концепции
Л. Фейербаха, который рассматривал человека с точки зрения конкретно-чувственной родовой сущности, порождающей и сущность общества в свободной и сознательной деятельности. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Совокупность производственных отношений составляет экономическую основу общества, его реальный базис.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.

Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

Поскольку производственные отношения формируют классовую структуру общества, где одни классы господствуют, а другие подчиняются, то этим отношениям, являющимся базисными должны соответствовать и другие общественные отношения, и прежде всего юридические и политические, а также определенные формы общественного сознания, в которых все это так или иначе осознается.

История человеческого общества отличается от истории природы тем, что в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, ставящие себе определенные цели. «История не делает ничего», она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах»! Не история, а именно человек, действительный, живой человек – вот кто делает все это, всем обладает и за все борется.

Несмотря на то, что деятельность людей является основой существования и функционирования общества, это ни в коей мере не является основанием того, что общество развивается спонтанно. Исторический процесс, будучи результатом деятельности людей, в то же время объективен и закономерен, т.е. подчиняется объективным закономерностям, так как социальные законы в общем определяют результаты деятельности людей, независимо от того, совпадают они или нет с целями каждого отдельно взятого человека.

Каждое поколение застает определенный уровень развития производительных сил и конкретный характер производственных отношений. Маркс отмечал, что объективные закономерности определяют структуру и функционирование общества.

«Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена... и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов – словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества» (Маркс). В этом положении Маркса из предисловия «К критике политической экономии» представлены общие закономерности исторического процесса, выражающие, что:

- определяющая роль в развитии общества принадлежит материальной жизни, и прежде всего способу материального производства;

- производственные отношения соответствуют характеру и состоянию развития производительных сил общества;

- политическая и идеологическая надстройки обусловлены экономическим базисом общества, которые вместе с тем оказывают обратное влияние на породивший их экономический базис;

- вместе с основательностью исторического процесса, с расширением масштабов исторического действия возрастает роль народных масс;

- высшей формой социального творчества народных масс является социальная революция, обеспечивающая осуществление закономерного перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Таким образом, материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории стали той теоретической основой, благодаря которой философия марксизма стала мировоззрением, обосновывающим идеологию пролетариата, и духовным оружием освобождения рабочего класса, ибо идеи, теории становятся материальной силой, когда овладевают массами.

Философия марксизма находит в пролетариате свое материальное оружие, а пролетариат в философии марксизма находит свое духовное оружие.

Новое общество теоретически выводится марксизмом не из противоречия между существованием и сущностью человека, не из общего хода истории, в которой человек утрачивает свою сущность, а из противоречий самого общества на конкретном этапе его развития, и прежде всего из противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

Созданные буржуазией гигантские производительные силы переросли узкие рамки буржуазных производственных отношений, буржуазной частной собственности. Они все больше приобретают общественный характер и потому требуют общественной собственности. Поэтому буржуазной общественно-экономической формацией, по мнению марксистов, завершается предыстория человеческого общества и начинается его подлинная история.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.