КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие способности и интеллект
Проблема возможностей или способностей человека чаще всего связывается и с проблемой интеллекта. По мнению отечественных ученых М. И. Акимова, Э. А. Голубева и др., в основу интеллекта входят умственная активность, саморегуляция и работоспособность. Еще ранее многие исследователи пытались дать свои определения понятию «интеллект». По В. Штерну, интеллект — это некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. У некоторых зарубежных авторов интеллект относится к одной из сфер приобретения знаний. Этой же точки зрения придерживался и Ж. Пиаже. Прекрасный анализ проблемы интеллектуальных способностей дан В. Н. Дружининым. Эта проблема столь многогранна и обширна, что нет никакой возможности говорить здесь хотя бы о главных ее сторонах, поэтому отсылаем читателя к специальной литературе, включая работу В. Н. Дружинина. Рассмотрим лишь отдельные аспекты изучения интеллекта с помощью тестовых методик. Известно, что все сенсорные, интеллектуальные и моторно-речевые операции одновременно и поочередно связаны с мнемическим блоком, а посредством него и между собой — в единый контур функциональной системы. В иерархической структуре действия интеллектуальный блок выступает как этап преобразования информации в условиях высокой неопределенности. Функционирование этого блока обеспечивает создание мнемо-когнитивных сетей в процессе хранения и поиска информации. На основании изложенного материала можно выделить положение о том, что раз есть внутренние связи интеллекта и памяти, то можно попытаться измерить структуру связи интеллекта через характеристики памяти, главным образом оперативной, через отношение логической к механической. А. Р. Лурия выдвинул гипотезу о том, что механическая память не относится к интеллектуальным процессам, в то время как логическая прямо с ними связана. С помощью анализа литературных источников была выдвинута гипотеза о том, что интеллект связан не только с логической, но и с механической памятью и может быть определен через их отношение. Предполагалось, что должен объективно существовать коэффициент отношения, сохраняющий постоянство своей величины для каждого человека. Эта величина призвана характеризовать качество интеллекта и быть тесно связанной с показателем коэффициента интеллекта (IQ), определенным с помощью тестов. На эту гипотезу работает и тот факт, что при нарушении памяти наблюдаются изменения мнемических функций глубоких отделов мозга, а именно — больные перестают критически относиться к недостаткам своей памяти, т. е. страдает и рассудочная способность. Больные с поражением лобных долей, как правило, не теряют памяти, но их мнемическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью раз возникших стереотипов и трудным переключением с одного звена запоминаемой системы на другое. При общемозговых нарушениях психической деятельности проявляется нарушение высших форм памяти, и прежде всего логической. Эти больные не в состоянии применить нужные приемы смысловой организации запоминаемого материала и обнаруживают особенно выраженные дефекты в опытах с определенным запоминанием. Таким образом, при нарушениях интеллектуальных процессов прежде всего нарушается логическая память. Для исследования интеллекта использовались тесты Г. Айзенка, К. Рассела и Ф. Картера, а также Равена. Процесс решения тестовой задачи представляет собой прием и переработку информации по следующей упрощенной схеме: 1) целостный акт зрительного восприятия информации о заполнении поля зрения стимулирующими формами зрительного раздражения (набор темных и светлых участков зоны знаковой системой теста); 2) анализ сочетаний светлых и темных элементов поля, сравнение с представлениями памяти; 3) выделение знакомых символов, знаков (геометрических фигур, бывших в прошлом опыте очертаниями, формами); 4) ассоциации, стимулируемые опознанием форм, образов, привлечение знаний из различных сфер человеческого познания, имеющихся в памяти; 5) последующий анализ символов, воспринятых путем реализации предыдущих ступеней на наличие логических знаков, связывающих их элементы, сами знаки, осознание стимула как задачи; 6) активизация интеллектуальной целеустремленности и выработка стратегии и тактики поиска решения; 7) продуцирование вариантов путем синтеза более сложных структурных окружений с различными законами связи из наличных знаков; 8) анализ вариантов путем сравнения их на возможное удовлетворение закона, обнаруженного в исходном задании; 9) проверка решения и в случае несоответствия закону или отсутствия его понимания, в зависимости от стратегии, переход к поиску новых вариантов с привлечением всей наличной информации снова, но уже с изменившейся эмоционально-волевой напряженностью, или отказ от данной задачи и переход к новой. Тест — это испытание, и испытуемые достигают в нем разного успеха: одним удается решить лишь несколько заданий, другие успевают справиться почти со всем. Число правильно решенных заданий служит мерой оценки испытуемого, в тестах интеллекта — мерой его интеллекта. Основная слабось тестов в том, что нет объективных критериев того, что, составляя те или иные задачи, исследователь нашел именно тот стимул, который смоделирует какой-то определенный вид умственной деятельности. А если нет твердой деятельной базы, нельзя быть уверенным в том, что тест IQ измеряет способность личности, в частности — интеллект. Таким слабым местом тестов является их привязанность к статистически необходимой форме. Невзирая на эти недостатки и ограниченность тестов, последние все же находят широкое применение в практике измерений личности благодаря ряду положительных качеств и отсутствию других, более адекватных методов, дающих конкретные количественные измерения свойств интеллекта в стандартизированной форме. Наши исследования проводились по следующей программе: 1) измерение объемов логической и механической памяти; 2) измерение успешности интеллектуальной деятельности (по тестам); 3) вычисление коэффициентов парной корреляции между логической и механической памятью, а также между отношениями логической и механической памяти с интеллектом, с коэффициентом эффективности по учебе, по способностям; 4) выводы по результатам эксперимента. Исследования механической и логической памяти осуществлялись по разработанной нами методике. Эксперимент проводился в два этапа. В первую группу испытуемых вошли курсанты военного училища в количестве 46 человек в возрасте 19-20 лет, затем был проведен сравнительный анализ зависимостей отношений объемов памяти различной модальности с тестовыми показателями групп с низким, средним и высоким интеллектом. 1. Результаты исследования показывают, что чистая механическая память не дает высоких результатов по запоминанию материала. Так, объем запомнившихся «бессмысленных фигур» составил от 3 до 8 элементов из 24 предъявленных, тогда как объем механической памяти по тесту «бессмысленные слоги» был увеличен значительно, что показывают результаты. Объем запомнившихся «бессмысленных слов» варьировался от 5 до 12 элементов. Экспериментально психологи установили, что быстро заучивающие способны с первого раза воспроизвести 7-8 элементов из продемонстрированного ряда фигур, слогов. Но были и высокие показатели объема механической памяти. Это можно объяснить тем, что курсанты, как показал опрос, стремятся осмыслить и элементарный материал, создавая ассоциации сходства, объединяя отдельные элементы в связанные группы. 2. Результаты по исследованию логической памяти показывают более высокий объем запоминаемого материала. Испытуемые запоминали из 30 смысловых фигур от 9 до 19 элементов; из 48 смысловых слогов — от 19 до 30 элементов; из 26 смысловых слов — от 13 до 26 элементов. Такие высокие показатели раскрывают значение смысловых связей для процесса запоминания. И здесь анализ показывает, что работа памяти находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные целые. Так, количество объединенных слогов в слова (например, «кос-мос», «неж-ный», «тво-рог»), цветных слов в общее понятие («молоко, сметана, сливки, масло» — «молочные продукты»), которые запоминали испытуемые, в несколько раз превосходит число запоминаемых ими — при прочих равных условиях — бессмысленных слов и фигур. 3. Анализ этих данных позволяет заключить, что высокая активированость способствует более точному и полному запоминанию тех видов материала, в которых в большей степени представлена функция запоминания (цвет, форма предметов, компактность в расположении материала). 4. В тестах под рубрикой «Смысловые слоги», связанных с поиском смыслового принципа построения материала, специально созданы условия для предварительной переработки информации. Группировка материала происходит, как правило, по первому элементу (букве). Этот признак и был опосредующей опорой при запоминании. По-видимому, здесь значительной остается доля запечатления. 5. При классификации же слов объединение в группы осуществлялось в большинстве случаев на основе понятий — категории, отражающей общие и существенные признаки сходных предметов. Понятийная, словесная классификация, как нечто краткое и сжатое, служащее смысловой опорой, уменьшает нагрузку на механизмы собственного запоминания. Так, несмотря на большой объем материала — 26 единиц, число понятийных групп у испытуемых было не более 4. Исключение составили 14 испытуемых, которые воспроизвели полностью весь материал (т. е. 26 элементов, объединенных в 5 понятий). Исследование интеллекта с помощью теста Айзека показало, что уровень IQ большинства испытуемых (95-100) — «хорошая норма». Из них: (87-88) у 7 испытуемых — «ниже среднего уровня интеллект», (110-119) у 15 — «высокий интеллект». Всего обследовали 46 испытуемых. Вычислялся и коэффициент корреляции. Полученные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Корреляции между столбцами таблицы 4
Есть работы, которые доказывают сильную связь интеллекта с таким показателем, как отношение объема логической к объему механической памяти (rABkr = 0,676, t = 7,26). Эти результаты получены на студенческой выборке испытуемых. На данной выборке зависимость слабее. Здесь мы видим скорее наличие слабой или обратной связи логической структуры памяти с интеллектом. Очевидно, связь между объемами логической и механической памяти и показателем абстрактного интеллекта зависит: 1) от вида деятельности; 2) от того контингента испытуемых, чьи профессии отобраны. Так, например, для научных работников характерно развитие огического мышления, и здесь проявляется высокая связь между интеллектом и отношениями объема логической к объему механической памяти. В то же время курсанты артиллерийского училища проявляют другие свойства интеллекта, например способность выполнять приказания по определенному алгоритму, а также в условиях, когда нет места и времени для логического рассуждения. Эти характеристики являются значимыми для операторов данного профиля, они тесно связаны с критериями отбора и направленностью курсантов. Следовательно, полученная зависимость имеет определенный смысл и описывает еще одну проблему в диагностике личности оператора с помощью тестов, определяющих отдельные стороны психических функций, которые по природе своей многомерны, а значимость отдельных характеристик сильно зависит от конкретной деятельности. Проверка этой гипотезы на группе из 20 человек с высоким показателем IQ произведена со специально разработанными тестами интеллекта АБ-99, тестов Айзека и Равена и отношениями объемов памяти зрительно-пространственного и абстрактного типов. Кроме того, был добавлен и психофизический аналог лабильности υ, определяемый критической частотой мельканий. Данные представлены в таблице 5, корреляционная матрица — в таблице 6.
Таблица 5
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |