Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Общая характеристика функционирования 7 страница




Проблема конституционного контроля возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолеть "разнобой и пестроту" в законодательствах союзных республик. Функция по контролю за соблюдением Конституции СССР была возложена на образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. Согласно ст. 43 действовавшей тогда Конституции СССР Верховный Суд получил следующие полномочия:

дача руководящих разъяснений судам союзных республик;

проверка законности и обоснованности судебных решений, принимаемых в союзных республиках;

рассмотрение дел по объявлению высших должностных лиц союзного уровня;

разбирательство споров между союзными республиками;

конституционный контроль (надзор).

Именно последнее полномочие ставилось в жесткие рамки - оно могло быть реализовано только в виде дачи заключения "о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции", которые давались только по требованию высшего представительного органа тех лет - ЦИК СССР. В принятых почти одновременно с Конституцией СССР (1924 г.) Положении о Верховном Суде СССР и Наказе Верховному Суду СССР рамки полномочий Суда расширились.

Во-первых, заключения по требованию ЦИК СССР могли даваться не только в отношении "тех или иных постановлений союзных республик", но и в отношении постановлений общесоюзного Правительства - Совета Народных Комиссаров СССР.

Во-вторых, на Верховный Суд возлагалось внесение представлений о приостановке и отмене "постановлений, действий и распоряжений" всех союзных органов (кроме ЦИК и его Президиума) по собственной инициативе, по предложениям центральных органов союзных республик или прокурора Верховного Суда СССР. Таким образом, Верховный Суд мог проверять на соответствие Конституции СССР довольно широкий круг правовых актов. Результатом проверки были дача заключения или внесение представления.

В 30-х годах XX столетия активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля (надзора) значительно снизилась, а затем и вовсе исчезла. В тексте Конституции СССР 1936 года уже нет упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.

Вновь проблема конституционного контроля была поставлена только в конце 80-х годов XX столетия. В этот период времени, предшествующий распаду СССР, начались активные поиски путей создания правового государства. Стали формироваться новые государственные структуры. 23 декабря 1989 года был принят Закон "О конституционном надзоре в СССР". Затем, согласно этому Закону, был образован Комитет конституционного надзора СССР. До момента ликвидации в декабре 1991 года Комитет успел принять ряд важных решений, содействовавших в дальнейшем процессу демократизации вновь принимаемого законодательства в соответствии с требованиями конституционных положений.

Создание этого Комитета стимулировало соответствующие усилия в Российской Федерации. 15 декабря 1990 года в Конституцию РСФСР включается положение, предусматривающее создание Конституционного Суда. На основе этих положений 12 июля 1991 года состоялось принятие первого Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР", а 30 октября 1991 года пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал первых 13 членов этого суда, после чего реально началась его деятельность. В 2010 году оставалось только четверо судей Конституционного Суда РФ, получивших свои полномочия на съезде народных депутатов РСФСР.

Первое заседание Конституционного Суда состоялось (тогда наша страна называлась РСФСР) 14 января 1992 года. Самым долгим делом, которое рассматривал Конституционный Суд РФ, длилось полгода. Проверялся Указ Президента РФ о приостановке и прекращении деятельности КПСС (впоследствии она была переименована в коммунистическую партию Российской Федерации) на предмет соответствия его Конституции РФ.

В архисложный для России период времени с ноября 1991 года по октябрь 1993 года Конституционный Суд Российской Федерации принял ряд решений, имевших большой общественный резонанс. Среди них необходимо отметить следующие:

решение по вопросу о конституционности актов, касающихся деятельности Коммунистической партии Советского Союза (КПСС);

о конституционности Указа Президента РСФСР, предусматривавшего роспуск Съезда народных депутатов (21 сентября 1993 года было принято решение о его неконституционности);

о конституционности актов, ограничивающих возможность работников прокуратуры обжаловать в судебном порядке налагаемые на них дисциплинарные взыскания;

о конституционности правоприменительной практики, связанной с индексацией доходов и сбережений населения;

о конституционности актов, допускающих выселение граждан из занимаемых ими помещений в административном порядке;

о конституционности актов Президиума Верховного Совета РСФСР, изданных с превышением предоставленных ему полномочий, и т.д.

7 октября 1993 года активная деятельность Конституционного Суда Российской Федерации была практически приостановлена. Указ Президента Российской Федерации по этому вопросу отмечал ряд обстоятельств, послуживших поводом для этого решения. В частности, обращалось внимание на необходимость существенных изменений и дополнений действовавшего в то время Закона о Конституционном Суде РСФСР. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года этот Закон был признан недействующим, и началась разработка нового, который был представлен на рассмотрение Федерального Собрания весной 1994 года.

Ныне действующий Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" был подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 1994 года. Конституционный Суд Российской Федерации стал судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации".

"Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей" (Конституция Российской Федерации. Часть 1 статьи 125). "Судьи Конституционного Суда Российской Федерации... назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации..." (Конституция Российской Федерации. Часть 1 статьи 128).

Конституционные судьи, по мнению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, - "это люди, добившиеся в своей профессии многого. Такие люди редко бывают слабыми, лишенными самоуважения" <1>. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

--------------------------------

<1> Зорькин Валерий. Повторение пройденного // Российская газета. 2009. 11 декабря.

 

Представление Президента Российской Федерации готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка закреплены в статье 9 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. Подбор кандидата на должность судьи этого Суда начинается с проведения работы по подготовке предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право на внесение предложений предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Российской Федерации, а также законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям, т.е. довольно широкому кругу организаций.

При этом те, кому дозволено вносить предложения, могут называть не одну, а несколько кандидатур. Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 года "О замещении вакантных должностей федеральных судей" прямо стимулирует это, предусматривая, что Министерство юстиции РФ и Всероссийский съезд судей должны включить в свои предложения по заполнению вакантных должностей судей КС по две кандидатуры на каждую должность.

Статья 9 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации определяет, что внесенное Президентом Российской Федерации представление должно быть рассмотрено Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок. Решение о назначении принимается индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов Совета Федерации.

Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда Российской Федерации. Они клянутся подчиняться только Конституции Российской Федерации. Должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации предусматривает некоторые запреты с учетом специфики избранной профессии.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, в том числе и не политической направленности.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком (ранее было: вначале 12 лет, а затем - 15 лет). Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет (ранее было 65 лет). Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в следующих случаях (статья 17 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"):

в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

если судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.

Конституционный Суд Российской Федерации приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части первой настоящей статьи.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду (статья 18 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"):

нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации);

достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

утраты судьей гражданства Российской Федерации;

вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее двух третей от общего числа судей);

продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

смерти судьи;

ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией России. Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 15) имеет высшую юридическую силу, ей не могут противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации.

В то же время, согласно Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17); эти принципы и нормы, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; при этом международный договор имеет приоритет перед законом в случае их коллизии (ч. 4 ст. 15).

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Полномочия и содержание деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определены частями 2 - 5 и 7 статьи 125 Конституции, а также статьей 3 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. Деятельность суда состоит из четырех основных направлений.

1. Разрешения (по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации) дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Госдумы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по ограниченному кругу вопросов (относящихся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также договоров, заключаемых федеральными органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Федерации, и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешения споров о компетенции между органами государственной власти, как федеральными, так и на уровне субъектов Федерации.

3. Проверка (по жалобам граждан и запросам суда) конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретного судебного дела.

4. Толкование положений Конституции Российской Федерации (по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации).

На Конституционный Суд Российской Федерации также возлагаются: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления; участие в совершенствовании законодательства путем реализации права законодательной инициативы.

Конституционный Суд Российской Федерации также вправе: приостанавливать или прекращать полномочия судей, прекращать отставку судьи Конституционного Суда Российской Федерации, утверждать Регламент или корректировать его, привлекать к ответственности лиц, не соблюдающих решения или отказывающихся выполнять требования Конституционного Суда Российской Федерации и др.

 

4.2. Особенности полномочий Конституционного Суда

Российской Федерации

 

Базовые принципы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации во многом сходны с принципами, положенными в основу организации и деятельности других судов. Это такие, как независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (см.: статьи 5, 29 - 35 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). В то же время в его деятельности есть и некоторые особенности.

Так, среди принципов, не упоминается основополагающий для других судов принцип законности. Это объясняется тем, что Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении своих полномочий должен руководствоваться требованиями не любого закона или соответствующего ему иного нормативного акта, а вполне определенных двух - Конституции Российской Федерации и Закона о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 2 Закона).

Не упомянуты также следующие принципы судопроизводства: презумпция невиновности; обеспечение права подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту; участие представителей народа в отправлении правосудия; обеспечение прав граждан на судебную защиту; осуществление правосудия только судом.

Эти особенности объясняются следующими обстоятельствами. В отличие от других видов судов Конституционный Суд Российской Федерации не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. У него совсем иные задачи. Он осуществляет принципиально иную функцию (полномочие) - конституционный контроль. Среди сторон, участвующих в процессе конституционного правосудия, нет обвиняемых, подсудимых и их защитников. Также нет истца, ответчика, их представителей. Гражданин может принять участие в конституционном судопроизводстве в крайне ограниченных пределах. Он может оказаться лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу, рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции Российской Федерации.

Своеобразие состоит еще и в том, что принципы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации наполняются несколько иным содержанием по сравнению с общими принципами отправления правосудия. Например, принцип коллегиальности не предполагает привлечения к рассмотрению дел представителей народа. Эта особенность определяется тем, что решаемые этим судом вопросы требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний, которых у народных заседателей или у присяжных нет и не может быть.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установлений и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Задача Конституционного Суда Российской Федерации состоит "только в том, чтобы отстаивать действующую Конституцию, образующую единое целое с действующим политико-правовым стратегическим контекстом" <1>.

--------------------------------

<1> Зорькин Валерий. Повторение пройденного // Российская газета. 2009. 11 декабря.

 

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Структурно он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей Конституционного Суда. Профессиональный состав суда определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно только в пленарных заседаниях Конституционный Суд Российской Федерации:

разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

дает толкование положениям Конституции Российской Федерации;

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижении обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Также на пленарных заседаниях Конституционный Суд Российской Федерации: избирает свои руководящие органы сроком на три года; принимает Регламент работы; определяет порядок работы; решает свои организационные дела.

В заседаниях палат Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. Сюда относятся дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации <1>;

--------------------------------

<1> См., например: Постановления Конституционного Суда Российской Федерации: от 14 мая 2009 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан"; от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова" // Российская газета. 2009. 27 мая и 3 июля.

 

законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции:

между федеральными органами государственной власти;

между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

В заседаниях палат по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях в составе палат центральной фигурой является судья данного суда. Он наравне с другими судьями активно участвует в разбирательстве дела: предварительно знакомится со всеми материалами, подлежащими обсуждению при рассмотрении конкретного дела, имеет право во время заседания задавать вопросы сторонам, свидетелям, экспертам, свободно излагать свою позицию при обсуждении всех вопросов, возникающих по ходу заседания, в том числе при вынесении итогового решения.

Ему, как и другим судьям, предоставлено право решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам. От участия в разбирательстве конкретного дела судья может быть отстранен только в случаях, четко указанных в Законе. Решение об отстранении должно быть мотивированным и поддержанным большинством участвующих в заседании судей. Перед принятием такого решения отстраняемый судья вправе изложить свои соображения.

На заседаниях присутствуют лица, именуемые участниками процесса. К ним по закону относятся стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами считаются заявители, органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (право знакомиться с материалами, выносимыми на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства и пр.). Стороны наделяются равными процессуальными правами. Какие бы то ни было привилегии недопустимы. Этим обеспечивается состязательность производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

В судебных заседаниях независимо от содержания рассматриваемого дела могут участвовать Президент Российской Федерации, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации. Им предоставляется право излагать свою точку зрения по делу независимо от того, являются они или не являются сторонами.

Активная роль в судебных заседаниях отведена и лицам, выполняющим функции председателей. В этой роли на пленарных заседаниях должны выступать Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, а на заседаниях в составе палат - один из судей данной палаты в порядке очередности.

Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.