Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Арбитражные суды 1 страница




 

1. История становления и развития системы арбитражных судов в странах Европы.

2. История становления и развития системы арбитражных судов в царской России.

3. Государственные арбитражи в СССР.

4. Высший Арбитражный Суд СССР.

5. Арбитражно-процессуальное законодательство Российской Федерации.

6. Система арбитражных судов Российской Федерации.

7. Полномочия арбитражных судов Российской Федерации.

8. Формы и содержание решений, принимаемых арбитражными судами Российской Федерации.

9. Процедура рассмотрения дел в арбитражном суде.

10. Арбитражные заседатели.

11. Суд по интеллектуальным правам.

 

7.1. История становления и развития

системы арбитражных судов в странах Европы

 

Зарождение прообразов современных арбитражных судов имеет многовековую историю. Их создание явилось естественной потребностью развития в современном понимании рыночных отношений.

В Древнем Риме, с его развитостью социальных связей и высоким уровнем правовой регламентации общественных отношений, должности арбитров занимали умудренные жизненным опытом люди. Главной задачей судов арбитров в отличие от общих (уголовных) судов было рассудить спорящие стороны не только по закону, но и по справедливости (с учетом сложившихся традиций и наработанных правил) в интересах людей и государства. Особенностями такой формы судопроизводства были широкое применение обычая, отсутствие формализма и динамичность рассмотрения споров.

Появление таких судов - это результат развития и углубления экономических процессов в обществе (объективная потребность и необходимость) и наработанный предшествующий опыт. Непосредственными предшественниками возникновения коммерческих судов были суды морские, консульские и ярмарочные.

Морские суды были обособленны от других видов судов. В них на основе норм иностранного права разрешали споры между участниками морских перевозок, являющихся представителями различных государств. От арбитров уже требовалось наличие специальных знаний в праве. Впервые такие суды появились в местах интенсивной международной торговли на Средиземном море, по побережью Италии и Испании, затем - по побережью стран Атлантического региона, во Франции и Англии.

Консульские суды стали отражением сословной раздробленности средневекового общества. Баронов судили равные им по знатности лица. Духовенство имело свой суд. На таком фоне специфики сословного судопроизводства возникла необходимость создания купеческой (торговой) юрисдикции.

Впервые консульские суды появились в Италии, где существовало обыкновение отдавать возникающие между членами "корпорации" споры в выборный суд. Он осуществлял разбирательство в "доме", где сосредотачивались дела "корпорации". Впоследствии сложившаяся частная практика такого способа рассмотрения споров приобрела официальный, законодательно закрепленный статус.

Ярмарочные суды возникли во Франции как естественная реакция на необходимость урегулирования возникающих споров между участниками ярмарочных (базарных, рыночных) отношений. Кратковременность таких отношений требовала динамичности самого процесса и отсутствия ненужной (формальной) волокиты. Многоаспектность интересов участников торговых споров делала территориальные (местные) суды не приспособленными к специфике ярмарочной жизни. Начиная с XII века на ярмарках местечка Шампань (родина французского шампанского вина) создаются особые органы, назначаемые непосредственно графом или королем с функциями полицейского и судьи одновременно.

С XIV века в Лионе к участию в рассмотрении дел в этих судах стали привлекать купцов. Под юрисдикцию ярмарочных судов подпадало рассмотрение всех споров, связанных с торговлей между участниками ярмарки. В 1563 году эдиктом короля Франции Карла IX в Париже по ходатайству купцов был учрежден суд по коммерческим делам. Состав суда формировался на выборных началах. Отличался от общих судов динамичным рассмотрением дел по существу. Процедура рассмотрения споров и оценки доказательств была более свободной, нежели в общих судах. Постепенно такие суды стали создаваться на все территории Франции. С принятием Торгового устава (1673 год) эти суды признали общим типом судов для коммерческого сословия.

В начале XIX столетия коммерческие суды стали создаваться в других государствах Европы - в Бельгии, Голландии, Италии, Испании. Затем начался обратный процесс против коммерческих судов. К концу XIX века коммерческие суды в чистом виде остались только во Франции и в Бельгии. В Германии коммерческая юрисдикция осталась в виде придатка к общим судам. Законодательство Англии и США никогда не выделяло коммерческие суды в специальный вид судов.

Современная судебная система в зарубежных странах всегда имеет собственную специфику, отражающую ряд присущих им таких особенностей, как: форма государства, административное деление, форма экономики, собственные исторические традиции, менталитет населения, уровень правосознания и т.д. Например, среди специализированных судов во Франции, в Дании и некоторых других странах действуют торговые и административные суды. В судебной системе США действуют суды о банкротстве и налоговые суды. В Германии создана система специализированных судов, осуществляющих административное и финансовое правосудие, правосудие по трудовым и социальным спорам. Обычно специализированные суды обеспечивают разрешение споров в более короткие сроки и на высоком профессиональном уровне.

Экономические споры относятся к наиболее сложным категориям рассматриваемых дел. Это следует из того, что предпринимательская деятельность весьма динамична, носит системный и комплексный характер. Кроме того, она одновременно является объектом регулирования частного (в основном гражданского) и публичного права (административного, налогового, бюджетного, финансового, экологического и других отраслей права).

 

7.2. История становления и развития

системы арбитражных судов в царской России

 

История формирования права и, в частности, торгового права в России имеет определенные особенности по сравнению с подобным процессом, проходившим в странах Западной Европы. Соответственно, история возникновения и развития российских торговых судов также отличается от истории их аналогов в Западной Европе.

В отличие от европейских государств в России не было "вольных" городов. Поэтому торговое сословие не обладало привилегиями и корпоративной обособленностью от остальных социальных групп и сословий. Поэтому первые русские коммерческие суды в отличие от зарубежных хотя и были специализированными, но их деятельность строго регламентировалась государством.

Как свидетельствует история, первые коммерческие (прообраз арбитражных) суды в России появились в Великом Новгороде еще в XIII веке и в последующем развились до системы коммерческих судов во главе с 4-ой палатой правительствующего сената. Первое упоминание об особых судах для разрешения коммерческих споров содержится в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича в 1135 году.

В Новгороде, который был центром (столицей) Новгородской республики, в разные исторические сроки находились общие судебные места для всех территорий республики (вече, суд княжеский, суд посадничий и суд одрин) и частные - для каждой в отдельности (суд тысяцкого, суд совестный, суд порубежный, суд церковный, суд таможенный и суд проезжий).

Разнообразие судов свидетельствует о некоторой бессистемности и хаотичности в их полномочиях. В то же время они отражали правовое положение различных слоев населения и одновременно принцип объективности защиты их интересов. Это выражалось как в обязательном соблюдении демократичности процедуры формирования судов, так и в равном процессуальном положении сторон.

Княжеский суд осуществлялся лично князьями или через наместников, тиунов (это выражение одновременно означало: судья, сборщик податей и управляющий поместьем) и через суд проезжих. Княжеский суд основывался на следующих правилах: "князь должен был рассматривать и решать дела с новгородским посадником; в некоторых важных случаях он созывал на свой двор вече". В частности, князь "обязывался договорами не нарушать грамот, данных боярам на кормление, не отнимать у них безвинно областей, управлению их вверенных, не уничтожать приговоров, судьями-посредниками произнесенных, вообще не мстить никому судом и не чинить самоуправства".

Суду княжескому подлежали бояре, именитые граждане, простолюдины и сельские жители по уголовным (воровство с поличным, убийство, грабеж, уклонение рабов от господской власти, притязания на свободу людей вольных, подлоги в монете и всякие распри и ссоры между гражданами) и гражданским (тяжбы о собственности движимой и недвижимой) делам.

В заседаниях суда княжеских посадников (лица, замещавшие князей на время их отсутствия) участвовали восемь заседателей, избираемых спорящими (тяжущимися) сторонами. Каждой из сторон предоставлялось право назначить от себя четырех заседателей - по два человека из числа бояр и "именитых" граждан. Полномочия этих судов соответствовали княжескому суду.

В заседаниях суда одрин под председательством княжеского тиуна принимало участие десять заседателей. Каждый конец города на эту роль избирал по одному боярину и одному именитому гражданину. Каждая из сторон процесса имела право назначить одного посредника (пристава), принимавшего наравне с другими участниками непосредственное участие в разбирательстве. Суд одрин был обыкновенным судом, подчинявшимся вече.

Суд тысяцкого (второе лицо после посадника) избирался на вече из новгородских бояр. В рассмотрение дел этого суда князь и его наместник не имели права вмешиваться. В его заседаниях также принимали участие посредники.

Суд порубежный состоял из боярина княжеского и боярина новгородского. Его создание датируется 1318 годом. Предназначение этого суда заключалось в прекращении взаимных распрей и грабежей пограничных жителей. К его полномочиям были отнесены: рассмотрение дел по уголовным преступлениям, совершенных в пограничной зоне; розыск беглых людей; рассмотрение взаимных исков подданных.

Суд церковный в Новгороде назывался владычным, так как председательствовал на его заседаниях наместник архиепископа Новгородского. В состав суда входило восемь посредников, которые были и "тяжущимися" сторонами. Его юрисдикция распространялась на лиц духовного звания (как монашествующие, так и белое духовенство); крестьян, живших на монастырских и церковных землях; мирских лиц "всякого звания".

Таможенный суд был учрежден князем Всеволодом. Он состоял из: трех старост, избираемых от именитых граждан; двух старост от купцов; одного тысяцкого, избираемого от простого народа. Его основным предназначением было рассмотрение исполнительных дел в области соблюдения таможенных правил, а также торговых споров. Если в суде разбирались тяжбы между иностранными и русскими подданными тогда на заседании присутствовал сам князь и представитель (альдерман) от иностранцев (как правило, от немцев или голландцев). Таким образом, этот суд выполнял определенные функции коммерческого правосудия.

Суд проезжий осуществляли дворяне, ежегодно посылаемые князем в новгородские земли не только для рассмотрения накопившихся тяжб между жителями, но и для собирания даров и пошлин в княжескую казну. Видимо, основываясь на этом историческом опыте, позже известный русский поэт А. Некрасов написал в одном из своих стихотворений словами героини: "...вот приедет барин, барин нас рассудит...". Эти суды наделялись полномочиями по рассмотрению в современном понимании уголовных и арбитражных дел. Суд проезжий мог судить только людей, постоянно проживающих на новгородских землях.

Вначале княжеские и вечевые суды не предусматривали вышестоящие инстанции. К XV веку взаимоотношения между ними становятся более конкретизированными. Стали существовать две формы судопроизводства: новгородская и псковская.

Новгородское судопроизводство основывалось на разделении подсудности между судами. Одни рассматривали преимущественно уголовные дела (княжеские суды), а другие - гражданские споры (тяжбы). Возникли судебные инстанции в виде пересуда (новое рассмотрение дела в высшей инстанции) и доклада, т.е. перенос дела судьей из-за неопределенности правовой нормы и затем рассмотрение дела коллегией в составе представителей общин, назначенных сторонами судей и княжеских чиновников.

Псковское судопроизводство основывалось на двойственной природе организации "всякого суда", состоявшего из княжеских и общинно-вечевых органов. Центральное судилище состояло из князя, посадника и сотских, являвшихся представителями от общин.

Судопроизводство вначале состояло из трех стадий: установление обстоятельств и сторон процесса; рассмотрение дела; исполнение решения. Затем стала предусматриваться четвертая стадия - возможность пересмотра вынесенного решения по делу по инициативе одной из заинтересованных сторон. Стороны процесса назывались одинаково: истцами или сутяжниками. Это подчеркивало процессуальное равенство как в отношении истца, так и в отношении ответчика. Сторонами выступали частные (физические) лица, в том числе семья, род и община.

Территориальная раздробленность России сказывалась на формировании общих подходов к организации единой судебной системы государства. Поэтому только со второй половины XVII столетия стала проявляться тенденция к обособлению русского купечества. Первой попыткой кодификации коммерческого судоустройства и судопроизводства в России считается принятие Новоторгового устава в 1667 году. Роль и значимость торговых отношений для страны хорошо иллюстрирует содержание этого документа. "Во всех окрестных государствах свободные и прибыльные торги считаются первыми государственными делами" <1>.

--------------------------------

<1> Цитируется по: Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю. Экономическое (коммерческое) правосудие в России: В 4-х томах / Научный консультант - акад. В.Н. Кудрявцев. М.: Мысль, 2004. Том 1. Зарождение и развитие коммерческого правосудия (XII - XIX вв.). С. 8.

 

Указами Петра I была оформлена судебная обособленность торговых людей. 30 января 1699 года в Москве была учреждена Бурмистерская палата, переименованная затем в Ратушу. В других городах России были созданы земские избы. Эти учреждения одновременно были и финансовыми и судебными, предназначенными ограничивать власть воевод на местах.

В 1719 году была учреждена Коммерц-коллегия, выполнявшая функции общего надзора за торговлей и судебные обязанности по торговым и вексельным делам. Это были чисто купеческие суды. Все дела и тяжбы людей, не принадлежащих к купечеству, рассматривались в обычных судах.

26 августа 1727 года были учреждены словесные таможенные суды. Судопроизводство в них осуществлялось в устной (на словах) форме. Они состояли при магистратах и ратушах. К их компетенции относились следующие дела: о сделках по купле-продаже; по доставке товара; по заимствованию денег; по "сохранению" денег, товаров и другие дела, касающиеся купечества. Принимаемые ими решения были окончательными и не могли быть оспорены недовольной стороной. В 1754 году с отменой внутренних таможенных границ эти суды были расформированы. Подведомственные им дела были переданы в создаваемые при магистратах и ратушах словесные суды. Судебная реформа 1775 года изменила правовой статус этих судов. Теперь их решения могли быть оспорены в общих судах первой инстанции. Словесным судам отводилась роль органа предварительного рассмотрения торговых дел.

Постепенно специальные суды, рассматривающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, были расформированы. В отдельных регионах государства действовали органы государства, обладающие определенными судебно-административными функциями: суд российских консулов; "судоходная расправа" в Твери, Рыбинске, Вышнем Волочке, Опеченском Рядке и Новой Ладоге; таможенные суды (таможни, Департамент внешней торговли и Совет министра финансов). Юрисдикция Коммерц-коллегии, а затем и Министерства финансов также была преимущественно направлена на рассмотрение дел с участием иностранных купцов.

Специалисты считают, что история российского коммерческого правосудия как обособленной системы специальных судов берет свое начало с учреждения 26 ноября 1808 года в Одессе первого в Российской империи коммерческого суда. Император России Александр I поручил одесскому градоначальнику герцогу А.Э. Ришелье учредить независимый суд, способный обеспечить "правильное судопроизводство" на бессословной основе для привлечения в Одессу новых людей и иностранных инвестиций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю. Экономическое (коммерческое) правосудие в России: В 4-х томах / Научный консультант - акад. В.Н. Кудрявцев. М.: Мысль, 2004. Том 1. Зарождение и развитие коммерческого правосудия (XII - XIX вв.). С. 15.

 

В уставе Одесского коммерческого суда были заложены основы действовавших до настоящего времени положений торгового процесса (состязательность, равноправие сторон, бессословность, гласность). Дела в нем рассматривались только по исковым прошениям заинтересованных лиц в рамках подсудности рассмотрения дел.

В мае 1808 года Указом Правительствующего Сената в Таганроге был учрежден коммерческий суд для "распространения торговли и создания удобных средств для скорейшего разбирательства в торговых делах". В последующем такие суды были созданы и в других городах с наиболее развитыми торговыми отношениями (Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород и другие). К середине XIX века в России сложилась достаточно организованная система коммерческих судов, функционирующая на нормах общего законодательства.

Структура этих судов и принципы отправления такого правосудия были ориентированы на стимулирование доверия к ним со стороны торгового народа. Несмотря на устный характер судоговорения по требованию суда стороны обязаны были представить письменные документы, имеющие юридическое значение для рассмотрения спора (заявление, требование, объяснение, справки и т.д.).

В последующем на основании обобщенной правоприменительной практики М.М. Сперанским была осуществлена кодификация коммерческого судопроизводства. Итогом этой работы стало принятие 14 мая 1832 года общероссийского Устава коммерческого судопроизводства. Особое значение придавалось возможности быстрого рассмотрения торговых споров. Торговое судопроизводство предусматривало возможность примирения сторон. Эта черта характерна и для современного арбитражного процесса.

Устав коммерческого судопроизводства предусматривал введение института присяжных попечителей (стряпчих). Они учреждались для проведения первоначальных действий до открытия конкурсного управления, распоряжений по розыску и охране имущества "впадших в несостоятельность" лиц. Фактически присяжные стряпчие были прообразом присяжной адвокатуры в пореформенный период.

Для надзора за состоявшими при суде присяжными стряпчими были заведены их списки. Лица, не являвшиеся присяжными стряпчими, в соответствии с Уставом коммерческого судопроизводства (статья 1297, т. 11, часть 2), не имели право к "ходатайствованию по чужим делам".

О значимости роли и места присяжных стряпчих в торговых процессах свидетельствуют высокие требования, предъявляемые к кандидатам на эти должности. Это могли быть лица с высшим образованием и солидной практической подготовкой. Они должны быть "доброй нравственности", обладать знанием общегражданских законов, специальных аспектов торгового права и процесса, а также правовых обычаев, коммерческой правоприменительной практики и иностранного торгового законодательства.

Например, общее собрание Одесского коммерческого суда 18 декабря 1887 года посчитало необходимым принять решение о том, чтобы на должности присяжных стряпчих помимо общих к ним требований принимались лица, при условии успешного испытания в практическом знании "торгового права и судопроизводства и предъявления доказательства практической трехлетней деятельности в качестве служащего в судебных учреждениях или частного по делам ходатая" <1>.

--------------------------------

<1> Печатается по: Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю. Экономическое (коммерческое) правосудие в России. В 4-х томах / Научный консультант - акад. В.Н. Кудрявцев. М.: Мысль, 2004. Том 1. Зарождение и развитие коммерческого правосудия (XII - XIX вв.). С. 37 - 38.

 

В ходе судебной реформы (1864 год) в России был принят Устав гражданского судопроизводства. Его основные положения были воспроизведены Уставом торгового судопроизводства, который был принят в 1903 году. В отличие от гражданского судопроизводства рассмотрение дел в коммерческих судах было менее формализовано. Устанавливалось два порядка рассмотрения дел: "словесная расправа" и письменное производство.

"Словесная расправа" составляла основной вид производства. При его применении применялись принципы непосредственности и диспозитивности. Письменное производство устанавливалось только для сложных дел, требующих непосредственного нормативного вмешательства государства в рассмотрение конкретного спора.

К ведению коммерческих судов относились все споры и иски по торговым оборотам, договорам и обязательствам. Из подсудности коммерческих судов были изъяты дела по искам железных дорог и к железным дорогам, в том числе и казенных дорог. Эти споры рассматривались в гражданских судах. Коммерческие суды не рассматривали споры по покупке и продаже товаров на наличные деньги в рядах, в лавках, на рынках, торгах и ярмарках, дела ремесленников "между собою и с другими, по которым требуется плата за личную работу, без какой-либо поставки материала и кредитования". Торговые споры на сумму меньше 150 рублей рассматривали мировые судьи.

Коммерческие суды в России помимо чисто судебных функций наряду с органами прокуратуры выполняли важные судебно-административные функции: надзор за мерами и весами; скрепление торговых и маклерских книг; нотариальные функции; назначение и увольнение биржевых маклеров и аукционистов и надзор за их деятельностью и т.д.

Территориальная подсудность коммерческих судов устанавливалась по каждому конкретному случаю с учетом сложившихся хозяйственных связей и административно-территориального деления России.

С учетом особенностей регулирования торговых отношений преимущественно на основе обычая, а не закона строилась и процедура рассмотрения коммерческих споров. При динамичном развитии торгового оборота позитивное законодательство не всегда могло своевременно отражать происходящие изменения. Поэтому многие решения коммерческих судов носили прецедентный характер.

В судебной системе Российской империи коммерческие суды были не только органами правосудия по экономическим спорам, но в определенной степени являлись и инструментом цивилизованного регулирования торговых отношений.

Коммерческие суды просуществовали без особых изменений до ноября 1917 года, когда Декретом о суде N 1 была расформирована вся существовавшая ранее судебная система царской России.

 

7.3. Государственные арбитражи в СССР

 

Возникновение принципиально отличавшегося от царской России другого государства - РСФСР, а затем и СССР (30 декабря 1922 г.) повлекло за собой слом старого государственного аппарата и формирование без должного политического опыта нового государственного аппарата. Возникающие между хозяйствующими субъектами споры стали разрешаться не судами, а вышестоящими органами государственного управления в административном порядке.

Народные суды (прообраз судов общей юрисдикции) хозяйственные (или экономические) споры между организациями не рассматривали. В их компетенцию входило рассмотрение уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

Постепенно с переходом в 1922 году на новую экономическую политику (НЭП) в стране стали усложняться возникающие хозяйственные отношения на фоне нового и, что вполне естественно, далеко не совершенного формирующегося законодательства. В 1922 году функции по разрешению хозяйственных споров перешли от органов государственного управления к вновь созданным на разных управленческих уровнях и в разных формах арбитражным комиссиям, которые в последующем послужили основой для создания в стране государственного арбитража, ведомственных арбитражей и арбитражной системы потребительской кооперации.

Постановлением Совета труда и обороны РСФСР от 23 августа 1922 года "О товарных биржах" были созданы арбитражные комиссии с правами третейского суда для рассмотрения сравнительно узкого круга вопросов. На этом этапе они не обладали правом разрешения имущественных споров, возникающих между предприятиями и хозяйственными предприятиями. К 1924 году завершилось формирование арбитражных комиссий как органов государства по разрешению имущественных споров между социалистическими организациями.

По сути, это были те же органы исполнительной власти, но наделенные специальными полномочиями по осуществлению экономического правосудия. Как и в Древней Руси, арбитражные комиссии, как специфическая разновидность коммерческого правосудия в социалистическом государстве, были составной частью государственной администрации.

Арбитражная комиссия могла выносить постановления: об отсрочке или рассрочке исполнения; о замене предмета исполнения другим предметом или денежным эквивалентом; в исключительных случаях - о полном или частичном освобождении от обязательств или ответственности <1>. Государственные арбитражные комиссии действовали до 1931 года.

--------------------------------

<1> См.: Положение об арбитражной комиссии при Совете труда и обороны СССР, утвержденное 6 июня 1924 года // Цитируется по: Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю. Экономическое (коммерческое) правосудие в России: В 4-х томах / Научный консультант - акад. В.Н. Кудрявцев. М.: Мысль, 2005. Том 3. Правовое разрешение хозяйственных споров в СССР. С. 23 - 24.

 

Государственный арбитраж уполномочивался разрешать преддоговорные и имущественные споры между государственными учреждениями, организациями и предприятиями. Совместным Постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 3 мая 1931 года было утверждено Положение о Государственном арбитраже.

Его создание обусловливалось объективно существующими противоречиями во взаимоотношениях между предприятиями и организациями в условиях планового характера экономических отношений. Права, "предоставленные хозяйствующим единицам социалистического государства, нуждались в определенном комплексе процессуальных гарантий" <1>. В стране возникла потребность укрепления хозяйственного расчета, плановой и договорной дисциплины.

--------------------------------

<1> Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю. Указ. соч. С. 31.

 

Государственный арбитраж был учрежден "для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета" <1>. Позже на Госарбитраж была возложена дополнительная функция по разрешению преддоговорных споров <2>.

--------------------------------

<1> СЗ СССР. 1931. N 26. Ст. 203 // Цитируется по: Студеникин С.С. Советское административное право. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1949. С. 158.

<2> См.: Постановление СНК СССР от 19 декабря 1933 г. (СЗ СССР. 1933. N 73. Ст. 445) // Там же. С. 158.

 

К ведению Государственного арбитража не относилось рассмотрение следующих споров:

с участием колхозов (они рассматривались в народных судах);

между организациями и предприятиями одного и того же ведомства (их рассматривал ведомственный арбитраж);

по операциям Госбанка, если он являлся истцом или ответчиком (такие споры были подсудны народным судам);

вытекающие из железнодорожных, водных и воздушных перевозок (они рассматривались в народных судах или разрешались в административном порядке по подчиненности);

по налогам и иным платежам, взыскиваемым в бесспорном порядке (они разрешались в административном порядке);

по договорам о пользовании коммунальными услугами (они были подсудны народным судам);

на сумму менее 1 тысячи рублей (такие споры разрешались вышестоящей по подчиненности для должника организацией).

Государственный арбитраж при Совете Министров СССР возглавлял всю систему органов государственного арбитража в СССР, структурными элементами которой также были:

государственные арбитражи при Советах Министров союзных республик (в состав СССР входило 15 союзных республик);

местные органы государственного арбитража исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся и Советов Министров автономных республик, исполкомов городских Советов Москвы и Ленинграда.

Подсудность рассмотрения имущественных споров органами государственного арбитража определялась по нескольким основаниям (критериям): местонахождение спорящих сторон и сумма исковых требований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.