Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Арбитражные суды 2 страница




Народные суды различных звеньев в СССР были уполномочены рассматривать следующие виды имущественных споров:

в которых участвовали колхозы;

с участием физических (частных) лиц;

вытекавшие из договоров о пользовании коммунальными услугами на сумму более 1000 рублей;

вытекавшие из операций Госбанка, если последний участвовал в споре на сумму более 1000 рублей.

Государственный арбитраж при Совете Министров СССР (его также называли межведомственным арбитражем) принимал к своему рассмотрению споры на сумму от 50000 рублей (чтобы сравнить покупательскую возможность этой суммы с сегодняшними ценами следует сказать, что автомобиль "Жигули" первой модели ("копейка") в 60-е годы XX столетия стоил 4500 рублей) и выше между организациями союзного значения и организациями союзных республик. Отметим, что в СССР на конституционном уровне все министерства и ведомства делились на три вида:

союзные - решали вопросы государственного управления, относящиеся к ведению союзного центра (оборона, безопасность, иностранные дела, железнодорожный и авиационный транспорт...);

союзно-республиканские - решали вопросы государственного управления, относящиеся к предмету совместного ведения между союзным центром и союзными республиками (образование, финансы, автомобильный и водный транспорт, бюджет, внутренние дела, наука, культура и т.д.);

республиканские - создавались по инициативе союзных республик для решения местных территориальных вопросов.

Государственные арбитражи при Советах Министров союзных республик принимали к своему рассмотрению споры на сумму от 25000 до 50000 рублей между организациями и предприятиями союзных республик и административно-территориальными образованиями, входившими в их состав (автономные республики, края и области). Эти арбитражи могли принимать к своему рассмотрению имущественные споры (за исключением территории РСФСР) на сумму не ниже 5000 рублей.

Государственные арбитражи при исполкомах областных (краевых) Советов депутатов трудящихся и при Советах Министров автономных республик были наделены полномочиями по рассмотрению имущественных споров с величиной иска на сумму от 1000 до 25000 рублей. Они также рассматривали имущественные споры с "исками без цены", к которым относились, например: иски о выселении организаций и предприятий из занимаемых ими помещений; споры по содержанию передаточных балансов при передаче предприятия или его части из подчинения одной организации в подчинение другой.

Ведомственные арбитражи рассматривали имущественные споры между хозяйственными организациями и предприятиями одного министерства или ведомства. При этом на Государственный арбитраж при Совете Министров СССР возлагалась обязанность по осуществлению инструктирования ведомственного арбитража. Подсудность рассмотрения споров в ведомственных арбитражах определялась так же, как и в Государственном арбитраже, а также с учетом соподчиненности спорящих сторон. В ряде союзных министерств и ведомств (Министерство торговли, Министерство путей сообщения, Министерство промышленности и продовольственных товаров) устанавливался порядок, при котором решение вышестоящего по отношению к должнику органа являлось окончательным и не подлежало дальнейшему обжалованию.

Государственные арбитры назначались на свои должности соответствующими исполнительными органами. Споры разрешались путем приведения спорящих сторон к определенному соглашению, основанному на законе и других подзаконных нормативных правовых актах. При невозможности достижения согласия между сторонами разбирательства государственный арбитр выносил собственное решение по предмету спора. Помимо законодательной основы государственный арбитраж должен был руководствоваться "общими началами экономической политики, осуществляемой СССР".

При установлении истины по предмету спора нарушений закона государственный арбитр был обязан привести нарушенные нормы в соответствие с законом и, в зависимости от обстоятельств, обратиться в органы прокуратуры по поводу восстановления нарушенного принципа "социалистической законности".

Исполнительный и распорядительный орган, при котором состоял государственный арбитраж, наделялся надзорными полномочиями за его деятельностью и обладал правом отмены или изменения решения, принимаемого государственным арбитражем, либо передавать рассмотренное дело на повторное рассмотрение. Кроме того, органы государственного управления могли изымать из подведомственных им арбитражей любые дела и самостоятельно разрешать их в административном порядке. Их указания были обязательны для подведомственных арбитражей. Главный арбитр мог наложить на ответственных руководителей хозяйственных органов и главных бухгалтеров денежный штраф в пределах их месячного оклада.

Отличие арбитражей от органов государственного управления заключалось в том, что они не пользовались правом распоряжения в области планирования, организации и управления хозяйством и не имели властных полномочий по отношению к другим арбитражам. Государственный арбитраж должен был разрешать имущественные споры по договорам, но не имел права вмешиваться в управление.

Ведомственный арбитраж рассматривался подсобным аппаратом "при соответствующем руководителе ведомства для разрешения задачи укрепления социалистической законности в договорных отношениях (основанных на точном исполнении государственных плановых заданий) и использовании хозрасчетных методов распоряжения имуществом" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Студеникин С.С. Советское административное право. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1949. С. 161.

 

Положения о ведомственных арбитражах утверждались приказом соответствующего министерства или ведомства. Например, Положение об арбитраже системы потребительской кооперации СССР было утверждено Постановлением Правления Центросоюза 27 января 1955 года.

Положение об арбитражах системы Министерства торговли СССР было утверждено Приказом Министерства торговли СССР от 15 июня 1955 года N 527. Предусматривалось, что имущественные споры на сумму менее 100 рублей в силу малозначительности рассмотрению арбитражем системы Министерства торговли СССР не подлежали (такая претензия должна была быть списана на потери за невозможностью ее принудительного взыскания). В соответствии с этим приказом в системе министерства на различных управленческих уровнях были организованы:

1. Арбитраж Министерства торговли СССР - решал имущественные споры с исковым требованием на сумму не ниже 10000 рублей между предприятиями и организациями союзного подчинения и министерствами торговли различных союзных республик. Исключение составляли случаи, когда стороны находились на территории одной области (кроме Московской), одного края, одной автономной области или союзной республики, в которой не было арбитражей облторготделов.

2. Арбитражи министерств торговли союзных и автономных республик - решали имущественные споры с исковым требованием на сумму от 1000 до 10000 рублей между предприятиями и организациями союзного подчинения и министерствами торговли различных союзных республик, а также споры между сторонами, находившимися в разных областях (краях) одной союзной республики.

3. Арбитражи областных (краевых) управлений (они создавались только в РСФСР, УССР, БССР и Казахской ССР) и отделов торговли. Им были подсудны имущественные споры на сумму до 1000 рублей, а также споры между организациями и предприятиями, находившимися в данном регионе (за исключением московской области) независимо от суммы исковых требований.

В городах союзного значения Москве и Ленинграде создавались арбитражи Главного управления торговли Московского городского исполнительного комитета (Мосгорисполкома) и управления торговли Ленинградского городского исполнительного комитета (Ленгорисполкома).

Союзным законодательством устанавливался одинаковый на всей территории СССР срок исковой давности по спорам между организациями и предприятиями, который составлял 1,5 года. Срок исковой давности по претензиям, вытекающим из поставки товаров ненадлежащего качества, и по претензиям о взыскании штрафных сумм составлял 6 месяцев. Такой же срок устанавливался и для требований по железнодорожным, водным и воздушным перевозкам, а также по претензиям к органам связи.

Срок исковой давности для имущественных споров между организациями и физическими (частными) лицами определялся законодательством союзных республик. Во всех союзных республиках он составлял 3 года, а в Украинской ССР - 1 год.

Представителями сторон в имущественных спорах, рассматриваемых в государственных арбитражах, могли быть: руководители организаций и предприятий и их заместители; руководители отделов и цехов, в связи с работой которых возник рассматриваемый спор; представители министерств и ведомств (независимо от занимаемых должностей) <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 27 февраля 1952 г. N 23 // Цитируется по: Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю. Экономическое (коммерческое) правосудие в России: В 4-х томах / Научный консультант - акад. В.Н. Кудрявцев. М.: Мысль, 2004. Том 1. Зарождение и развитие коммерческого правосудия (XII - XIX вв.). С. 45.

 

Формирование правовой основы, предназначенной регламентировать деятельность государственного арбитража в СССР, осуществлялось поэтапно с учетом содержательной характеристики экономических отношений, складывавшихся в стране. В 1961 году Постановлением Совета Министров СССР было отменено Общее положение о Государственном арбитраже 1931 года и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Помимо прежних задач защиты имущественных прав предприятий, организаций и учреждений на государственные арбитражи была возложена обязанность охраны их законных интересов. Позже (в 60 - 70-х годах XX столетия) в компетенцию Государственного арбитража стали входить: разрешение хозяйственных споров; обобщение правоприменительной практики; толкование хозяйственного законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность арбитража.

Конституция СССР (1977 г.) отнесла Государственный арбитраж к системе органов, уполномоченных осуществлять правоприменительную деятельность. 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР О Государственном арбитраже СССР. Это был очередной шаг на пути воссоздания в условиях плановой экономики арбитражного правосудия.

 

7.4. Высший Арбитражный Суд СССР

 

17 мая 1991 года был принят Закон СССР "О Высшем арбитражном суде СССР". Реализация этого Закона практически не состоялась, так как в этом же году СССР прекратил свое существование. Входившие в состав СССР 15 союзных республик стали самостоятельными государствами и, соответственно, самостоятельными субъектами международного права. В последующем советское законодательство в новых государствах вначале подверглось принципиальной ревизии, а затем было полностью заменено.

Высший Арбитражный Суд СССР был уполномочен осуществлять "судебную власть в пределах полномочий Союза ССР путем разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе колхозами, индивидуальными, совместными предприятиями и международными объединениями организаций СССР и других стран, государственными и иными органами".

Предусматривалось, что процедура разрешения хозяйственных споров должна осуществляться в соответствии с Законом СССР "О Высшем арбитражном суде СССР" и Законом СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР" <1>. Предусматривалось, что особенности разрешения отдельных видов споров могли устанавливаться законодательными актами СССР.

--------------------------------

<1> См.: Закон СССР от 17 мая 1991 года N 2171-1 "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР" (отменен).

 

Задачами Высшего Арбитражного Суда СССР были (статья 3):

"обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций путем осуществления правосудия;

содействие правовыми средствами соблюдению законов в экономических отношениях;

обеспечение единообразного и правильного применения законов при разрешении хозяйственных споров;

предупреждение нарушений законов в экономических отношениях и договорных обязательств".

Высшему Арбитражному Суду СССР были подведомственны следующие виды хозяйственных споров (статья 4):

"1) о признании недействительными (полностью или частично) не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления СССР и иных общесоюзных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций;

2) о возмещении убытков, причиненных организациям органами государственного управления СССР и иными общесоюзными органами в результате издания не имеющих нормативного характера актов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, или в результате ненадлежащего осуществления указанными органами по отношению к ним своих обязанностей;

3) вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими органами управления, органами управления республик;

4) вытекающие из отношений по созданию и поставке вооружений и военной техники;

5) между организациями, расположенными на территории разных республик, когда это предусмотрено соглашением между республиками;

6) другие споры, связанные с применением законодательства СССР и отнесенные к ведению Высшего Арбитражного Суда СССР законодательными актами СССР или международными соглашениями".

Кроме того, Высший Арбитражный Суд СССР мог принять к своему производству спор между организациями независимо от их подчиненности, местонахождения и форм собственности при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора.

В Высший Арбитражный Суд СССР вправе были обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо законных интересов предприятия, учреждения и организации, в том числе колхозы, индивидуальные, совместные предприятия и международные объединения организаций СССР и других стран, являющиеся юридическими лицами, а также иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и республик. Отказ от права на обращение в Высший Арбитражный Суд СССР признавался не действительным.

Высший Арбитражный Суд СССР возбуждал дела только по заявлениям: заинтересованных организаций; государственных и иных органов; Генерального прокурора СССР или его заместителя, обращающихся в Высший Арбитражный Суд СССР в интересах организаций.

Разрешение споров производилось арбитражным судом в составе одного или трех судей Арбитражной коллегии по разрешению хозяйственных споров. Количественный состав арбитражного суда определялся председателем Арбитражной коллегии по разрешению хозяйственных споров.

Принципами арбитражного правосудия являлись:

независимость судей и подчинение их только закону;

равенство сторон перед законом и судом независимо от их подчиненности, местонахождения, форм собственности и других обстоятельств;

гласность разрешения хозяйственного спора, за исключением случаев, когда это противоречило интересам охраны государственной или коммерческой тайны;

законность и обоснованность решения.

Доказательствами по делу признавались "любые фактические данные, на основе которых арбитражный суд в определенном законом порядке устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения хозяйственного спора" (статья 29).

Эти данные устанавливались следующими средствами: письменными и вещественными доказательствами, объяснениями представителей сторон и других лиц, участвующих в арбитражном процессе, а также заключениями экспертов.

Каждая сторона должна была доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для дела. Обстоятельства дела, которые согласно законодательству должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, должны подтверждаться этими средствами. Обстоятельства, признанные арбитражным судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Факты, установленные решением арбитражного суда (другого органа, разрешающего хозяйственные споры) при разрешении одного хозяйственного спора, не доказываются вновь при разрешении других споров, в которых участвуют те же стороны.

Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу был обязателен для арбитражного суда, разрешающего спор, по вопросам, имели ли место определенные действия и кем они совершены. Вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу так же было обязательно для арбитражного суда, разрешающего спор по вопросам о фактах, установленных судом и имеющих значение для дела.

Состав Высшего Арбитражного Суда СССР состоял из Председателя, заместителей Председателя, председателей арбитражных коллегий, судей Высшего Арбитражного Суда СССР. В Высшем Арбитражном Суде СССР действовали:

Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР;

Арбитражная коллегия по разрешению хозяйственных споров;

Арбитражная коллегия по проверке законности и обоснованности решений.

Председатель Высшего Арбитражного Суда СССР избирался Верховным Советом СССР и утверждался Съездом народных депутатов СССР по представлению Президента СССР.

Первый заместитель и заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда СССР, председатели арбитражных коллегий, судьи Высшего Арбитражного Суда СССР избирались Верховным Советом СССР по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда СССР.

Судьи Высшего Арбитражного Суда СССР на свои должности избирались бессрочно. В соответствии с законодательством судьей арбитражного суда мог быть избран гражданин СССР, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Освобождение судьи Высшего Арбитражного Суда СССР от должности могло осуществляться с учетом заключения квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда СССР только Верховным Советом СССР по следующим основаниям:

"за нарушение законности или совершение порочащего поступка, несовместимого с его званием, а также в силу состоявшегося о нем обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу;

по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;

вследствие избрания на другую должность или перевода с его согласия на другую работу;

по собственному желанию" (статья 20).

Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР создавался для рассмотрения важнейших вопросов деятельности Высшего Арбитражного Суда СССР, других органов, разрешающих хозяйственные споры. Он созывался по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца.

В состав Пленума входили Председатель Высшего Арбитражного Суда СССР, его заместители, председатели арбитражных коллегий, судьи Высшего Арбитражного Суда СССР, а также на добровольной основе руководители высших органов, разрешающих хозяйственные споры в республиках - субъектах Союза ССР. В его заседаниях могли принимать участие Генеральный прокурор СССР и Министр юстиции СССР. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей состава.

По результатам рассмотрения вопросов Пленумом принимается постановление открытым голосованием. Постановление считается принятым, если за него подано большинство голосов членов Пленума, участвующих в голосовании. Член Пленума, не согласный с постановлением, вправе изложить свое мнение, которое приобщается к постановлению. Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР обладал следующими полномочиями (статья 22):

"1) рассматривает вопросы координации деятельности органов, разрешающих хозяйственные споры, по осуществлению совместных мероприятий в пределах компетенции этих органов;

2) рассматривает материалы обобщения практики разрешения хозяйственных споров и дает в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства СССР;

3) утверждает по представлениям Председателя Высшего Арбитражного Суда СССР составы арбитражных коллегий, заместителей председателей арбитражных коллегий, секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда СССР;

4) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда СССР состав научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде СССР;

5) заслушивает доклады председателей арбитражных коллегий Высшего Арбитражного Суда СССР о деятельности соответствующих коллегий;

6) рассматривает вопросы о внесении на Съезд народных депутатов СССР и в Верховный Совет СССР предложений в порядке законодательной инициативы, а также в другие органы предложений по совершенствованию правового регулирования экономических отношений и деятельности органов, разрешающих хозяйственные споры;

7) избирает квалификационную коллегию судей Высшего Арбитражного Суда СССР, заслушивает отчеты о ее деятельности;

8) рассматривает заключения Комитета конституционного надзора СССР о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда СССР Конституции СССР и законам СССР;

9) рассматривает в порядке надзора дела по протестам Генерального прокурора СССР, Председателя Высшего Арбитражного Суда СССР, руководителей высших республиканских органов, разрешающих хозяйственные споры, на решения, принятые Высшим Арбитражным Судом СССР, республиканскими органами, в связи с противоречием их законодательству СССР или нарушением интересов других республик".

На Высший Арбитражный Суд СССР возлагались обязанность изучения и обобщения арбитражной практики, подготовка предложений по ее совершенствованию, анализ опыта применения законодательства органами, разрешающими хозяйственные споры с целью его дальнейшего распространения. Он в установленном порядке был уполномочен вносить предложения по совершенствованию законодательства.

 

7.5. Арбитражно-процессуальное законодательство

Российской Федерации

 

С распадом просуществовавшего более 70 лет СССР (1991 г.) и формированием нового государства (вначале РСФСР, а затем и Российской Федерации), в котором по сравнению с прежним стала формироваться принципиально новая экономическая модель развития экономических отношений, появилась потребность в создании также принципиально новой судебной системы, в том числе и специальных судов, предназначенных рассматривать экономические споры между хозяйствующими субъектами.

В Законе РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности" нашло законодательное закрепление частной собственности на имущество в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Через полгода (май 1991 года) впервые был принят Закон СССР "О Высшем арбитражном суде СССР". Его основные положения положили начало формирования системы арбитражных судов уже нового государства. Первоначально они были созданы на базе (материальной и кадровой) ранее существовавшего государственного арбитража с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Арбитражные суды - относительно новый вид судов в судебной системе Российской Федерации <1>. Они стала создаваться как объективная потребность на происходящие в стране крупнейшие экономические преобразования для разрешения экономических (коммерческих) споров. Таким образом, стало воссоздаваться коммерческое правосудие, существовавшее в дореволюционной России. Практический опыт других государств убедительно свидетельствует о том, что эффективность рыночных отношений напрямую зависит от опоры на право, а не на субъективную волю чиновников.

--------------------------------

<1> Арбитр (по-латыни "arbiter") - посредник, третейский судья.

 

Система арбитражных судов Российской Федерации не так тесно связана с административно-территориальным делением государства как система судов общей юрисдикции. Это сделано для достижения более реальной независимости от властных структур различных уровней. Здесь был учтен мировой и отечественный опыт.

В современной России с учетом нарабатываемой практики и изменения содержания экономических отношений в течение десяти лет было принято три Арбитражных процессуальных кодекса Российской Федерации (АПК РФ) - в 1992, 1995 и 2002 годах. С точки зрения мировой практики кодификации законодательства это следует отнести к уникальному случаю.

Следует заметить, что это вынужденная уникальность. Она свидетельствует не только об отсутствии исторического опыта регулирования рыночных отношений (в СССР была плановая экономика), но и об отсутствии в 90-х годах XX столетия четкой государственной концепции варианта развития рыночных отношений в современных условиях с учетом интеграции России в мировое сообщество.

Начавшийся в сентябре 2008 года сначала финансовый, а затем и экономический мировой кризис, несомненно, внесли свою "лепту" в переоценку взаимоотношений между субъектами финансовых и экономических отношений как на национальном, так и на международном уровнях. В свою очередь, это с большой долей вероятности может повлечь за собой переоценку содержания взаимоотношений субъектов права в рамках процессуальных правоотношений, основывающихся на нормах публичного и частного права.

Обычно кодексы принимаются по факту уже сложившихся, наработанных теорией и практикой, общественных отношений определенного вида. Поэтому они действуют на протяжении длительного времени. Например, Гражданский кодекс Франции (обычно его называют "кодекс Наполеона", так как великий полководец принимал непосредственное участие в его подготовке) был принят в 1806 году и с изменениями и дополнениями действовал по 2010 год.

Отметим одну российскую особенность. В отечественной нормотворческой практике кодексы также действуют на протяжении относительно длительного времени и даже дольше, чем конституции страны. Например, за советский период и по настоящее время (октябрь 2012 г.) было принято пять конституций государств с различным политическим и экономическим строем (РСФСР, СССР, РФ). В то же время за этот период было принято только три уголовных, три гражданских кодекса и два административных кодекса.

Каждый из арбитражных судов Российской Федерации помимо общих целей - совершенствование процессуальных механизмов защиты прав субъектов экономической деятельности - решал и конкретные задачи, соответствовавшие характеру существовавших и быстро изменяющихся экономических отношений.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 1992 года принимался в связи с созданием нового вида судов - системы арбитражных судов. Он обеспечил переход от государственного арбитража к полноценным органам правосудия и определил процессуальную базу их деятельности. В отличие от государственного арбитража Кодекс определил, что возбуждение дела арбитражным судом производится только по факту обращения заинтересованных лиц.

Предусматривался трехзвенный процесс. Не вступившие в законную силу решения судов первой инстанции можно было обжаловать в кассационной инстанции, роль которых выполняли коллегии по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. Такие коллегии существовали в большинстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Если таких коллегий не было, то функцию кассационной инстанции выполнял Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) в лице коллегии по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов.

Вступившие в законную силу решения всех арбитражных судов могли быть пересмотрены в порядке надзора по протестам определенных должностных лиц (участвующих в деле, а также по собственной инициативе этих лиц в защиту общественных интересов). Протесты могли рассматриваться: коллегией ВАС РФ по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу; Пленумом ВАС РФ; президиумом (пленумом) ВАС субъекта Российской Федерации. В Кодексе не предусматривалось торжественно-процедурных атрибутов порядка рассмотрения дел, а также ведения протокола судебного заседания, так как преобладала письменная форма процесса. Устные судоговорения носили второстепенный характер.

Принятие ныне действующей Конституции Российской Федерации (1993 г.) и Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (28 апреля 1995 года) повлекло за собой необходимость принятия Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года. В целом он характеризовался следующими основными новациями.

В Кодексе было предусмотрено создание нового судебного звена - федеральные арбитражные суды округов. Теперь процесс разбирательства в системе арбитражных судов стал четырехзвенным. Кодекс учредил апелляционную инстанцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.