КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплексная программа обучения навыкам ПСР
Компоновка методов ПСР в составе единой программы обучения навыкам саморегуляции возможна: а) либо путем подбора нескольких методик, обучающих использованию какого-либо одного типа приемов ПСР по отдельности; б) либо путем применения единой комплексной методики, в состав которой входит последовательное обучение разным методам ПСР. Второй путь представлялся более целесообразным, поскольку при его использовании значительно сокращается время обучения испытуемых и, кроме того, в сознании занимающихся ряд различных приемов предстает как единый комплекс средств ПСР. В качестве примера подобной программы можно рекомендовать систему психологической релаксации, разработанную коллективом сотрудников факультета психологии МГУ под руководством А. Б. Леоновой. Данная программа построена как цикл обучения приемам ПСР и включает шесть последовательных этапов, общая продолжительность которых составляет 2,5 — 3 мес. При этом освоение качественного разнообразия приемов и выработка навыков саморегуляции осуществляются на первых пяти этапах, общей продолжительностью 1,5—2 мес. В течение первых пяти этапов акцент ставится на усвоении приемов расслабления и сознательного контроля за выходом из состояния релаксации. На последнем, шестом, этапе занятий в течение месяца происходит закрепление выработанных навыков. Рассматриваемая система психологической релаксации построена таким образом, чтобы облегчить малоподготовленному контингенту занимающихся переход от простых физических упражнений к более сложным психологическим приемам. В состав тренинга последовательно входят методы нервно-мышечной релаксации, идеомоторной тренировки, сенсорной репродукции, аутогенной тренировки. Тексты базовых сеансов ПСР представлены выше. Отличительной особенностью данной комплексной методики является разработка принципов перехода от одного метода к другому, который осуществляется с помощью переходного сеанса. В состав переходного сеанса включаются упражнения, специфичные как для предыдущего, так и для последующего метода. Таким образом, уже усвоенные навыки ПСР поддерживаются при помощи новых приемов, и занимающиеся получают возможность сравнить релаксационные эффекты, полученные в результате применения разных по типу упражнений ПСР. Освоение навыка саморегуляции начинается с обучения по методу НМР. После того как занимающиеся освоили навыки ПСР на базе реальных упражнений на напряжение и расслабление основных мышечных групп, осуществляется переход к обучению по методу ИТ, где упражнения на напряжение ц. расслабление мышц выполняются мысленно. Таким образом происходит переход от двигательных приемов к приемам внутренним, психологическим, и для получения релаксационных эффектов используется не реальное движение, а его образ. Затем предлагается переход от метода ИТ к методу СР. Переходный сеанс между методами ИТ и СР строится путем добавления к мысленно выполняемым упражнениям на напряжение и расслабление мышц приемов образного воспроизведения тех ситуаций, где релаксационный эффект может быть ярко представлен. Например, после мысленного выполнения упражнения на напряжение и расслабление мышц рук рекомендуется представить, что руки сейчас погружены в приятную, теплую воду. Этап СР позволяет обучить занимающихся целенаправленному воспроизведению целых сюжетов мысленного отдыха и использовать в качестве средств ПСР не только образы отдельных движений, но и целостные образы-картины ситуаций отдыха и активизации. Завершающим методом программы является метод AT. В состав переходного сеанса здесь включаются упражнения самовнушения, закрепляющие в кратких и точных формулах самовнушения уже хорошо знакомые занимающимся эффекты релаксации и восстановления. Формулы самовнушения подкрепляются развернутой системой индивидуально подобранных образных представлений. Важно то, что аутогенная тренировка дает самые широкие возможности по сравнению с другими методами ПСР. Тренинг организован в форме групповых занятий, которые ведет подготовленный специалист-психолог. Сеансы рекомендуется проводить ежедневно или через день, менее оптимальный режим обучения предполагает проведение сеансов два раза в неделю. Длительность сеанса — различная: на начальных этапах тренинга сеанс длится 30 — 35 мин, на завершающих — 10—15 мин. Применяя вариант с сокращенной релаксационной частью (см., например, сокращенные варианты успокаивающей части ПРТ), можно посвятить большую часть сеанса уже не столько расслаблению и отдыху, сколько интенсивному формированию характеристик целевого ФС. Заключительный этап тренинговой программы предназначен для закрепления приобретенных навыков. На данном этапе предполагается закрепить навыки ПСР, интенсивно используя дополнительные восстановительные процедуры (на предыдущих этапах восстановительные процедуры применялись главным образом для облегчения формирования состояния релаксации и выхода из него). Заключительный этап можно рассматривать как исходный уровень для проведения дальнейшей психопрофилактической работы. Базовый вариант комплексной системы, изложенный в данном практикуме, прост в освоении и может быть рекомендован для самостоятельных занятий. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКУМА Освоение навыков ведения сеансов ПСР по готовым программам ПСР. Необходимым условием отработки навыка ведения сеансов ПСР является возможность свободного владения текстами сеансов; лучший вариант — воспроизведение текста наизусть. После заучивания текстового материала любой программы ПСР рекомендуется записать текст сеанса на диктофон и несколько раз прослушать запись. При прослушивании записи следует: v определить общее время записи и оценить соответствие времени звучания записанного сеанса планируемому времени; v обратить внимание на темп речи и паузы — паузы должны выделять смысловые части сеанса и отделять упражнения; при этом паузы, предназначенные для повторения упражнений занимающимися, должны быть по времени достаточными; v оценить громкость речи, четкость проговариваемых фраз. Рекомендуется сделать несколько повторных записей, позволяющих выбрать наилучший вариант проведения сеанса. Затем во время практических занятий необходимо обеспечить возможность каждому провести несколько сеансов «вживую»; при этом преподаватель оценивает предварительную работу по подготовке и качество проведенного сеанса. Целесообразно организовать проведение сеанса в группе занимающихся с последующим обсуждением. Освоение навыков разработки новых вариантов сеансов ПСР. Усвоив навыки работы с текстами готовых сеансов ПСР, можно приступать к модификации сеансов. В качестве возможных направлений следует выделить: 1) расширение/сокращение текста сеансов и 2) создание оригинальных вариантов сеансов ПСР. Расширение текстов достигается путем введения дополнительных упражнений, сокращение — путем редуцирования количества упражнений либо количества повторений каждого упражнения. При подготовке таких модификаций следует: Ø определить цель, заставляющую ведущего изменять количество упражнений (например, в процессе тренинга ПСР по мере освоения навыка ПСР возможно сократить количество упражнений, оставив только основные, так называемые «опорные» упражнения, уменьшая тем самым общее время сеанса); Ø выделить в сеансе «опорные» упражнения и определить количество и конкретный состав тех упражнений, которые будут введены вновь/сокращены; Ø записать сеанс, проконтролировав по результатам записи пункты, описанные выше; Ø внести необходимые поправки и записать сеанс еще раз. Создание оригинальных вариантов сеансов ПСР рекомендуется осваивать только под непосредственным руководством обучающего методиста-психолога. Контрольные вопросы 1. Перечислите методы профилактики функциональных состояний. 2. Определите особенности каждого метода. 3. Каковы возможности и ограничения каждого метода?
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |