Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение сеанса ПСР




Формы организации обучения навыкам ПСР

Существуют три основных формы организации занятий по овладению навыками ПСР:

o индивидуальные самостоятельные занятия;

o занятия под непосредственным руководством методиста (грун-повые либо индивидуальные) — гетеротренинг;

o занятия в группах с использованием аудиозаписей сеансов.

Самостоятельные индивидуальные занятия по освоению ПСР традиционная форма организации обучения. Тексты сеансов могут быть разучены либо с «листа», либо при помощи воспроизводящей аппаратуры. В отношении занятий с использованием аудиозаписей иногда высказывается мнение, что данная форма проведения занятий (при необходимой стандартизации программ) минимизирует фактор воздействия личности и квалификации ведущего, а также увеличивает количество занимающихся при групповых формах тренингов.

Вместе с тем контроль со стороны ведущего за процессом овладения навыками саморегуляции очень важен. Смысл организации групповых занятий ПСР и связанных с этим дополнительных затрат, состоит как раз в том, чтобы занимающиеся имели возможность непосредственно обращаться к ведущему до начала сеанса и после его окончания. В противном случае нецелесообразно использовать групповую форму занятий AT, так как в принципе каждый человек способен заниматься подобными методами самостоятельно наедине с собой.

Целевая направленность прямого общения с ведущим двоякая. Во-первых, занимающиеся получают индивидуальные консультации по поводу возникающих у них во время сеанса переживаний, ощущений и т. п. Во-вторых, сам ведущий собирает необходимую информацию об особенностях процесса усвоения навыков ПСР от каждого человека в отдельности и от группы в целом, причем такую информацию, которую трудно получить при помощи стандартизованных методов сбора данных. Последний аспект особенно важен для возможного (а иногда и обязательного) введения некоторых изменений в тексты сеансов с целью достижения большего эффекта индивидуализации занятий и облегчения процесса обучения.

Сеанс тренинга ПСР включает три части, вне зависимости от того, какой именно метод используется. Первая часть связана с формированием состояния релаксации: осуществляется переход от фонового ФС (ФС до начала сеанса ПСР) к релаксационному состоянию. Эта часть сеанса обозначается иногда как «вход в состояние релаксации», или просто «вдох». Вторая часть — пребывание в состоянии релаксации. Третья часть — «выход» — предполагает переход от состояния релаксации к целевому ФС. Как уже было отмечено, трансформация релаксационного состояния может осуществляться как в сторону дальнейшего снижения уровня бодрствования (засыпание), так и в сторону необходимой мобилизации организма и формирования желаемой степени оптимальности ФС.

Продолжительность сеанса ПСР может быть различной: от 45 — 30 до 1 — 2 мин. Самыми продолжительными являются сеансы НМР, самыми короткими — сеансы AT на стадии хорошо сформированного навыка. Временная развертка сеанса выглядит следующим образом: в начале обучения по любой методике первая и третья части занимают большую долю времени сеанса, вторая часть существенно короче. По мере усвоения навыка ПСР длительность «входа» и «выхода» существенно сокращается. В результате уменьшается общее время сеанса и происходит перераспределение временных соотношений: большая доля времени сеанса выделяется для пребывания в состоянии релаксации&.

Формирование и переживание состояния релаксации является главным фактором, обеспечивающим достижение эффектов оптимизации ФС, поскольку существуют следующие две особенности данного состояния: 1) восстановительные процессы (на физиологическом и психологическом уровнях) протекают в этом состоянии более интенсивно, чем в условиях пассивного отдыха; 2) в состоянии релаксации увеличивается восприимчивость к внушающим воздействиям (в том числе и к самовнушению).

Таким образом, путем формирования состояния релаксации можно решить две самостоятельные задачи по изменению актуального состояния человека: а) добиться снятия неблагоприятных последствий воздействия рабочей нагрузки и восстановить истраченные физиологические и психологические ресурсы организма (эффект успокоения и восстановления); б) использовать повышенную самовнушаемость для «самонастройки» на нужное целевое ФС и программы предстоящей деятельности (эффект про-граммируемости). При этом чем больше времени отводится на пребывание в состоянии релаксации, тем более выражен результат оптимизации ФС.

Уменьшение продолжительности сеанса возможно за счет видоизменения упражнений ПСР: укрупнения блоков упражнений, сокращения числа повторений каждого упражнения до минимума, сокращения количества упражнений. Например, методика ПРТ предполагает полный комплекс упражнений и сокращенные варианты. Приведем несколько сокращенных вариантов успокаивающего занятия ПРТ (Л. Д. Гиссен, 1973).

Тексты первых двух вариантов рассчитаны по времени: первый — 2 — 3 мин, второй — 1 мин; третий вариант представляет собой последовательность мысленного прослеживания ключевых слов основных формул.

СОКРАЩЕННЫЕ ВАРИАНТЫ УСПОКАИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПРТ

Первыйвариант:

1. Я успокаиваюсь.

2. Мое внимание на моем лице.

3. Лицо полностью расслаблено, спокойно, теплое, неподвижное.

4. Мои руки начинают расслабляться и теплеть.

5. Руки полностью расслабленные и теплые.

6. Мои ноги начинают расслабляться и теплеть.

7. Ноги полностью расслабленные и теплые.

8. Мышцы моего туловища полностью расслаблены и теплы.

9. Мое дыхание спокойное, легкое.

10. Мое сердце бьется спокойно и ровно.

11. Мой живот мягкий и теплый.

12. Весь мой организм отдыхает.

13. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Второй вариант:

1. Я успокаиваюсь.

2. Все мое тело полностью расслабленное и теплое.

3. Дыхание спокойное, легкое.

4. Сердце бьется спокойно и ровно.

5. Живот мягкий и теплый.

6. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Третийвариант:

«Успокаиваюсь... лицо... все тело... дыхание... сердце... совершенно спокойны».

Существует ряд особенностей построения сеанса в случае организации обучения ПСР по типу гетеротренинга. В текст сеанса помимо специфичных для каждого метода ПСР упражнений включаются так называемые «комментарии ведущего». Комментарии ведущего представляют собой текст, который используется главным образом для описания релаксационных и активизационных эффектов, а также для разъяснения нюансов выполнения некоторых упражнений.

Примерами сеансов гетеротренинга могут служить представленные выше тексты сеансов нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки в модификации А.Б.Леоновой, идеомотор-ной тренировки и сенсорной репродукции. Текст методики пси-хорегулирующей тренировки, напротив, представляет собой вариант сеансов AT без включения комментариев ведущего.

В случае использования метода AT обычно употребляют выражение «состояние аутогенного погружения».

& Существуют специальные методики обучающего воздействия на фоне состояния релаксации, например: программы тренинга профессиональных двигательных навыков или хорошо известные программы релаксопедии. Подобные формы обучения становятся возможными тогда, когда навыки ПСР хорошо усвоены и человек может находиться в состоянии релаксации достаточно долго.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.