КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Отрицательные и усилительные частицы
Задание 5. Вставьте Е или И. Объясните правописание частиц НЕ и НИ. I. 1. Кто н... смотрел новый спектакль, тем советуют посмотреть. 2. Кто н... читал этого романа, тем советую прочитать. 3. Что н... обещали – все выполнили. 4. Чего н... обещали, того н... сделали. 5. Где бы вы н... встречали эту книгу, купите ее мне. 6. Если н... найдете ее в ближайших магазинах, поищите в других. 7. Как н... велики трудности, мы преодолеем их. 8. Экспедиция шла вдоль ледника, куда еще н... проникал человек. 9. Куда только н... проник человек: и в глубь морей, и в недра гор, и в стратосферу! 10. До захода солнца во что бы то н... стало доберемся до стоянки. II. 1. (Н...) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (н...) кроткий блеск лазури неба, (н...) запах, веющий с полей, (н...) быстрый лет коня ретива... – (н...) что души (н...) веселит (Бат.). 2. В глуши (н...) слышно было (н...) души(П.). 3. Но Кочубей богат и горд (н...) долгогривыми конями, (н...) златом, данью крымских орд, (н...) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (н...) что (н...) мучит, (н...) тревожит, и сердце вновь горит и любит оттого, что (н...) любить оно (н...) может (П.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь – (н...) истребят (н...) годы их, (н...) моды, (н...) пожары (Гр.). 6. (Н...) было лица, на котором бы (н...) выразилось удовольствия (Г.). 7. (Н...) ветер бушует над бором, (н...) с гор побежали ручьи – Мороз воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 8. Олег как (н...) в чем (н...) бывало остался помогать Володе и Толе (Фад.). 9. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (н...) был (Ч.). 10. Для него (н...) было (н...) каких – (н...) физических, (н...) моральных оков: он все мог сделать, и (н...) чего ему (н...) нужно было, и (н...) чего (н...) признавал. Но, (н...) признавая (н...) чего, он (н...) только (н...) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л.Т.). СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ
Задание 6. Раскройте скобки, ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ. I. 1. Вот (не) хотя с ума свела (Гр.). 2. Но, говорят, вы (не) людим: в глуши, в деревне все вам скучно (П.). 3. Мне (не) здоровиться что-то, у меня голова болит (А. Остр.). 4. Она (не) годовала, (не) навидела тетю (Ч.). 5. Тихон отвечал на расспросы о Никите туго, (не) вразумительно (М.Г.). 6 II. 1. (Не) хорошо прослыть (не) вежею, (не) приятно казаться и выскочкой (П.). 2. Вы можете рассердиться на мои слова, почувствовать (не) любовь ко мне за них (Черн.). 3. Ведь и здесь когда-то место было (не) жилое, а вот живут же люди (Л.Т.). 4. (Не) известности уже (не) было, все уже было ясно для меня (Ч.). 5. Кругом (не) уютно, одиноко, холодно (Шишк.). 6 III. 1. В молчании добро должно твориться. Но (не) чего об этом толковать (П.). 2. Всех его расспросов я передать (не) могу, да и (не) зачем (Т.).3. И скучно, и грустно, и (не) кому руку подать в минуту душевной (не) взгоды (Л.). 4. Когда его усадили, он как будто (не) сколько успокоился (Кор.). 5. (Не)смотря на то, что ветер свободно носился над морем, тучи были (не) подвижны (М.Г.).
Задание 7. Раскройте скобки. Объясните правописание частицы НЕ. 1. В море остров был крутой, (не) привальный, (не) жилой (П.). 2. Слова звучали еще пошлее, еще (не) согласованнее с тем, что он чувствовал (Л.Т.). 3. Он был еще молодой человек, но уже (не) молодой дипломат (Л.Т.). 4. А разве воздействовать на людей – (не) великое искусство? (Фед.). 5. В самом деле, кто был Тредьяковский, как (не) вечный труженик? (П). 6. Люди были они хоть и (не) имущие, но образованные (Т.) 7. Никак не хотят понять, что (не) пустая забава эта охота (Пришв.). 8. И вовсе (не) узнаваемой становилась дорога. 9. Идти на шестерке без руля под двумя веслами – дело очень (не) простое (Соб.). 10. Кидает пальцы сверху вниз с (не) брежностью лихой. Смотрите, дескать, гармонист я все же (не) плохой (Твард.).
Задание8. Раскройте скобки, ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ. Объясните данные орфограммы.
I. (Не) известный писатель. Совершенно (не) известный писатель. Совсем (не) известный писатель. Отнюдь (не) известный писатель. Далеко (не) известный писатель. Никому (не) известный писатель. (Не) известный нам писатель. Вовсе (не) известный писатель. Совсем (не) известный нам писатель. Еще один (не) известный писатель. (Не) известный еще писатель. II. (Не) выдуманные истории. (Не) выдуманные нами истории. (Не) выдуманные еще истории. Абсолютно (не) выдуманные истории. Никем (не) выдуманные истории. III. (Не) выученный урок. (Не) выученный учеником урок. (Не) выученный нами урок. Никем (не) выученный урок. Совсем (не) выученный урок. (Не) выученный вовремя урок. IV. (Не) нужные хлопоты. (Не) нужные никому хлопоты. Совершенно (не) нужное решение. Отнюдь (не) нужные выводы. (Не) свойственная актеру манера играть. Манера, (не) свойственная актеру. Все (не) торгово-промышленные предприятия.
Задание9. Объясните слитное и раздельное написание отрицания НЕ в каждой паре. I. 1. Эта река всегда неспокойна. 2. Разве не спокойна сегодня река? 3. Захватнические войны несправедливы. 4. Не справедливы ли меры, принятые для укрепления дисциплины? 5. Эти треугольники неравны. 6. Нет, эти треугольники е равны. 7. Самолет летел невысоко. 8. самолет летел не высоко. 9. Нетрудно понять горе матери. 10. Не слышно больше пения птиц. II. 1. Куплена недорогая, но удобная мебель. 2. Куплена не дорогая, а дешевая мебель. 3. У нас речка неглубокая, но рыбная.4. У нас речка не глубокая, а мелкая.
Задание10. В рабочую тетрадь випишите: а) из приведенной ниже группы слов в один ряд причастия (от глаголов переходных несовершенного вида), а в другой ряд •– отглагольные прилагательные (от глаголов переходных совершенного вида и от глаголов непереходных); б) отдельно слова, не употребляющиеся без НЕ. Непереводимый, независимый, неразличимый, неосязаемый, несравнимый, нетерпимый, незаменимый, невидимый, неисчислимый, неумолимый, непобедимый, невыносимый, немыслимый, непроходимый, неугасаемый, неизменяемый, неумолкаемый, несклоняемый, необитаемый, неувядаемый, непроницаемый, невмещаемый, несгибаемый, неминуемый, нерастворимый, нелюбимый, неруководимый, невредимый, неизлечимый, недвижимый, неприемлемый, непоколебимый, необходимый, неподражаемый, неразличимый, несгораемый, неуловимый, нестерпимый, неизмеримый, недостигаемый.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |