Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений





VI. Пунктуация при ссылке на автора и на источник цитаты

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

 

Схема Пример
А: «П» Она напомнила: «Завтра же праздник».
А: «П! или ? или …» (один из знаков) Он возмутился: «Этого ещё не хватало!»
«П», – а (запятая вместо точки после прямой речи) «Ты бы умылся», — посоветовали ему. «Зачем мне это нужно?» – удивился он.
П !? ..., — а. «И куда всё делось...» – вздохнула она.
«П, – а, – п». «Потом, – пообещал отец, – сходим в цирк».
1) «П, – а, – п!?...». 2) (на месте разрыва либо не было никакого знака препинания, либо стоит один из знаков , ; – :) «Странно, – удивился сын, – почему потом?» «Лень, – уверял я, – мать всех пороков...» «Знаю одно, – ответил он, – я несчастлив»
«П, !?... – а. – П». «Спасибо, не надо, — ответил он. — Я сам».
«П, !?... – а. – П! ? …». (на месте разрыва – точка, !, ? или …) «Как хочешь... – обиделась она. – Смотри...» «Так вас зовут Серёжей? – прервала Тоня молчание. – Прекрасное имя!»
А: «П», – а. Ирина сказала: «Я ухожу», – и прикрыла дверь.
А: «П ! ? ..» – а. Он удивился: «Неужели получилось?» — и радостно засмеялся.
«П, ! ? … – а: – П». «Я знаю, зачем ты пришёл! — заявил он и добавил: — Незачем тебе было приходить».
«П, ! ? … – а: – П ! ? …». «Я знаю, зачем ты пришёл! — заявил он и добавил: — Незачем тебе было приходить!»
«П!» А: «П?» – «П», – а. «П». – «П!» (реплики разделяются тире, если кавычки«сталкиваются»). «Проходите!» Худосочный заупрямился: «Куда, зачем, позвольте спросить?» — «Там объяснят», — усмехнулся страж. «А мне желательно здесь». — «Иди, тебе говорят!»

 

Задание 8. Объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

 

1. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.). 2. «Лесть и трусость – самые дурные пороки», – громко промолвила Ася (Т.). 3. «Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.). 4. Отец Василий сказал: «Да, так вот как», – вздохнул, помолчал и ушел (А. Н. Т.). 5. «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне!» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед».



 

Задание 9. ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ, расставь те знаки препинания. Составьте схемы предложений, объясните пунктограмму в каждом случае.

 

1. Смотрю вслед ему и думаю зачем живут такие люди? 2 Дедушку знаешь мамаша матери сын говорит. 3. Позвольте заметил один скептик не от лимонов ли этот ящик? 4. Она сказала нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку Сюзетку. 5. Как вы поживаете спросила Екатерина Ивановна ничего, живем по нем ножечку ответил Старцев.6. В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая новость царя свергли! 7. не шуми тише иди солдат! (С, с)ердитым шепотом говорил старик Оленину. 8. нам придется здесь ночевать сказал Максим Максимович в такую метель через горы не переедешь.

Если придаточное предложение образует косвенный вопрос, то в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак обычно не ставится, например: Не знаю, сколько времени я пробыл в этом положении (Л. Толстой). Постановка вопросительного знака после предложения с косвенным вопросом встречается, если последний содержит сильно выраженную вопросительную интонацию, например: Не понимаю, что тебе нужно? (Чехов).

Задание10. Разбейте текст на простые предложения. Расставьте знаки препинания.

 

I. 1. Редела тень восток алел огонь казачий каменел (Пушкин) 2. Да разве можно такими речами поносить родителей да неужто я затем тебя на свет родила да учила да берегла пуще соломинки (А. Островский) 3. При мне не смей сидеть встань ступай отсюда (Чехов) 4. Кого они любят чего им надо (М.Горький) 5. Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике а уж характер а глаза какие (Фадеев) 6. Была самая середина осенней ночи в лесу было очень холодно и сыро из черных лесных болот, заваленных мелкими гнилыми листьями, поднимался туман луна стояла над головой (Катаев).

II. 1. Я ничего не отвечал да и зачем мне было отвечать (Тургенев) 2. Разве я могу допустить чтоб он был голоден или не одет (А. Островский) 3. Ты не сказала нам почему не ходишь в училище (Федин) 4. Я спросил как же он стал отшельником (Горький) 5. Открой ответь на мой вопрос твой день был ярок (Блок) 6. Хвалы приманчивы как их не пожелать (Крылов)

Занятие 16.Орфография:Правописание НЕ и НИ с различными частями речи – 1 час

Пунктуация:Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении – 1 час

Цели: 1) повторить и закрепить правописание частиц НЕ и НИ; написание отрицательных и неопределенных местоимений, отрицательных наречий.

2) повторить и закрепить правила пунктуации в бессоюзных сложных предложениях: двоеточие и тире; сочетание различных знаков препинания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 130-159; 212-216.

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 72-85; 159-164.

3. Штоль А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С. 21-25; 58.

1. У неопределенных местоимений всегда пишется НЕ под ударением: некто, негде. 2. У отрицательных местоимений под ударением пишется НЕ, без ударения – НИ. 3. У отрицательных местоимений частицы НЕ и НИ пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога, который ставится между частицей и местоимением (ни о ком), в результате чего образуется сочетание из трех слов.   Запомнить: Не кто иной (другой), КАК.... Не что иное (другое), КАК..... (во всех падежных формах) Указание давал инженер, а не кто иной

 



Задание1. Вставьте в местоимения пропущенные буквы. Расставьте ударение над отрицательными и неопределенными местоимениями. Подчеркните предлоги при отрицательных местоимениях. Объясните написание.

Н....кто не ответил мне, н....кого не было, н....какой дичи, н....чего не слышал, н... на кого пенять, они н....к чему не имели особой страсти, лгать н... для чего, н...в какое время года, охотиться стало н... на что, н... с кем слово перемолвить, не получал решительно н....каких пособий, не состоял в родстве н.... с кем, н....кто не знал о его существовании.

 

Задание2 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ). Раскройте скобки, укажите слитное или раздельное написание частиц. Расставьте ударение над отрицательными и неопределенными местоимениями, объясните их правописание.

1. Придерутся к тому, к сему, а чаще всего (....) к чему (Гр.). 2. Теперь у него кисет такой, какого (.....) у кого нет (Г.). 3. Базаров (......) в ком не нуждается, (.....) кого не боится, (.....) кого не любит и вследствие этого (......) кого не щадит (Писарев). 4. Малеев замолчал. Ганя его больше (....) о чем не спрашивала (Пауст). 5. Все получали письма, а я не получал. Просто мне (.....) от кого было их получать (Пауст).

Задание3 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ). Раскройте скобки. Расставьте ударение над отрицательными и неопределенными местоимениями. Устно объясните их правописание.

1. (Не, ни) кто другой не мог так ободрить. 2. Жил (не, ни) кто человек. 3. Никогда (не, ни) о чем не разговаривал с нею. 4. Трудовая жизнь научила (не, ни) чего не бояться, (не, ни) от кого не зависеть. 5. Важно было (не, ни) кто первым выполнит работу, а как. 6. (Не, ни) кто иной, кроме тебя, не расскажет. 7. Мы вернулись (не, ни) с чем. 8. Здесь (не, ни) что почти не изменилось. 9. (Не, ни) кто другой не мог подробно рассказать о туристическом походе, кроме самого руководителя. 10. Он, (не, ни) на кого не глядя, вышел. 11. Раздумывать было (не, ни) над чем. 12. (Не, ни) кому я не мог сообщить о своих наблюдениях.

 

Задание4. Вставьте НЕ или НИ. Расставьте ударение над отрицательными и неопределенными местоимениями. Расставьте знаки препинания.

1. По шоссе идущему мимо кладбища и пропадающему среди волнистых полей (.......) кто (......) когда не ездит (Бун.). 2. Ночь была теплая светлая но (......) что не радовало (Бун.). 3. Придать договору силу документа мог только нотариус, и (......) кто другой. 4. Перед нами был кратер угасшего вулкана, а (......) что иное. 5. Городишко маленький. Тайн (.......) каких тут нет и (.......) коим образом быть не может (Серг.-Ценск.). 6. Заблудившихся мальчишек в лесу нашли охотник с собакой, а (......) кто иной. 7. (......) каким образом обратно и вспять не повернуть времени (Маяк.). 8. Найти заветные грибные места (.....) кто иной, кроме дедушки, не мог. 9. Это (......) кто иной, как командир миноносца Отто Оттович Рихтер (Нов.-Пр.). 10. Махова сторожка и правда оказалась (......) иным, как бревенчатой избой, обнесенной пряслом (Сол.).

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Правописание чередующихся гласных в корнях слова
  2. I. Правописание числительных количественных, порядковых, дробных
  3. II. Правописание личных окончаний глаголов прошедшего времени
  4. II. Правописание суффиксов имен существительных
  5. III. Правописание суффиксов страдательных причастий
  6. IV. Правописание личных окончаний глаголов будущего времени и повелительного наклонения
  7. VII. Перепишите предложения. Вставьте вместо точек одну из форм относительных местоимений и переведите эти предложения.
  8. Алгоритм нахождения частного решения неоднородного линейного уравнения с постоянными коэффициентами методом неопределенных коэффициентов
  9. Безударные формы личных местоимений
  10. Вопрос о местоимении как о части речи. Грамматические особенности местоимений
  11. Выделение членов предложения с помощью усилительных, ограничительных и отрицательных слов.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.