Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В различных синтаксических конструкциях 0,5 часа




Цели: 1) повторить и закрепить правила правописания Н-НН в существительных, полных и кратких прилагательных, полных и кратких причастиях, отглагольных прилагательных и причастиях, наречиях с суффиксами -О, -Е;

2) повторить и закрепить пунктуационные правила в предложениях с союзами КАК, ЧТО, ЧЕМ в различных синтаксических конструкциях.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 60-66; 208-211.

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 41; 59-62; 154-159.

3. Штоль А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С. 14-15; 46.

 

1. Н-НН в прилагательных, образованных от существительных [см. с. 106-107 данного издания ].

 

Н НН
1. В первообразных прилагательных (суффиксов нет). Пример: юный, зеленый, багряный, румяный,  
  В суффиксах -ОНН-, -ЕНН-: комиссиОННый, хозяйствЕННый
2. В суффиксах прилагательных, образованных от существительных -ИН-, -АН-, -ЯН-,-ЕН- Пример: глин-ЯН-ый (от: глина), журавл-ИН -ый (от: журавль) кож-АН-ый (от: кожа) ветр-ЕН-ый (от: ветер) НО: безветреННый Исключения: стекл-янн-ый олов-янн-ый дерев-янн-ый
  1. На стыке корня и суффикса -Н- Пример: машиННый (машин-а+Н). НО: свиНой

Различайте прилагательные с суффиксами -ян- / -ен-

 

-ЯН- -ЕН-
маслЯный Значение ‘из масла’, ‘на масле’, ‘для масла’ масляное пятно, масляная краска, масляный насос   маслЕный Значение ‘сазанный, пропитанный, запачканный маслом’: масленый блин, масленая каша, масленые руки; в переносном значении масленые глаза, также масленая неделя (масленица – праздник)
ветрЯной (двигатель) ветрЕный(день, человек)

Задание 1. Вставьте буквы. Раскройте смысл фразеологических выражений.

 

Льви....ая доля, ястреби....ый взгляд, соколи....ые очи, лебеди....ая песнь, гуси....ая кожа, серебря....ая свадьба, кури....ый кругозор, мыши....ая возня, петуши....ый характер, соболи....ые брови, ути....ая походка, комари....ый укус, воробьи....ая ночь, дли....ый язык, орли....ое племя, журавли....ая пора.

 

Задание2. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание имен прилагательных. Обозначьте морфемы.

 

1. Бараб....ый бой, була...ый конь, оловя....ая пуговица, колчеда....ое месторождение, барха....ые пески, сельдя.....ая бочка, чека....ая поступь, тара.....ый удар, соля....ая кислота, крупя....ые изделия, орга...ый оркестр, нутря.....ое сало, фаза....ий питомник, жема....ые манеры, песча...ый карьер, нефтя....ая вышка, ледя.....ой дом, горта....ый голос, пря....ый аромат.

II. Н-НН в полных прилагательных и причастиях [см. с. 107 данного издания ].

Задание3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания соответствующих слов.

Слома....ая подкова, лома....ая линия, масля....ая каша, замасле....ая куртка, ката....ая проволока, уката....ая дорога, езже....ая дорога, изъезже....ая дорога, луще....ый горох, вылуще....ое зерно, стира....ое белье, выстира....ая скатерть, соле....ый суп, недосоле....ый суп, стреля....ая птица, застреле....ая птица, пута....ый вопрос, спута....ый клубок, вяза....ый платок, завяза....ый узел, масле....ые глаза, замасле....ые руки, травле....ый волк, затравле....ый зверь, копче....ая колбаса, закопче....ые стены.

Писа__ные людьми законы, (н__) писа__ный закон, писан__ая красавица, писан__ая маслом картина, (не) написан__ое письмо, выписан__ое предложение, (не) переписан__ые учениками правила.

Скошен__ое сено, (не) кошен__ый луг, (не) скошен__ый луг, свежекошен__ый луг, свежескошен__ое сено, (не) кошен__ый (ни) кем луг.

Стрижен__ые волосы, подстрижен__ая ал__ея, давно (не) стрижен__ая ал__ея, (не) подстрижен__ый газон, (не) стрижен__ые волосы, стрижен__ые по последней моде волосы.

(Не) крашен__ый дом, (не) покрашен__ый забор, (не) покрашен__ая еще стена, гладкокрашен__ая ткань, свежевыкрашен__ый забор, крашен__ые хной волосы, крашен__ое-перекрашен__ое платье.

Рва....ая рубашка – разорва....ая рубашка, вытка....ый рисунок – тка....ая скатерть, варе....ая колбаса, сваре....ый картофель, линова....ая бумага – налинова....ая бумага, кипяче....ое молоко – вскипяче....ая вода, беле....ое полотно – выбеле....ые стены, погаше....ый свет – гаше....ая известь, скова....ые руки – ков....ая лошадь, жаре....ое мясо – поджаре....ый картофель, сожже....ое письмо – жжё....ый кофе, квалифицирова....ый рабочий – переквалифицирова....ый врач.

 

III. Н-НН в кратких прилагательных и причастиях [см. 107 данного издания ].

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните написания соответствующих слов.

Образец. Набежавшие было облака рассеяны сильным ветром (Ветер рассеял облака - краткое причастие). На интересном уроке ученики невнимательны и рассеянны (Ученики невнимательные и рассеянные - краткое прилагательное).

 

1. Войска противника сосредоточу...ы в пункте Н. 2. Лица студентов серьезны и сосредоточе...ы. 3. В колхозе образова...ы сквозные бригады. 4. Медициной изыска...ы новые средства лечения. 5. Манеры его не отличались простотой, а были изыска...ы. 6. Эти люди умны и образова...ы. 7. Дети были капризны и очень избалова...ы. 8. Девочка была избалова...а матерью. 9. Она всегда сдержа...а и умере...а в своих требованиях. 10. Глаза девочки были заплака...ы и заспа...ы. 11. Ответы увере...ы, так как знания соверше...ы. 12. Наши научные достижения неслыха...ы и невида...ы. 13. Нигде это не вида...о и не слыха...о. 14. Дети хорошо воспита...ы, нераспуще....ы. 15. Дети распуще...ы на каникулы. 16. Ответы легкомысле....ы и необдума....ы. 17. Ответы пута....ы и неопределе....ы. 18. Манеры не изыска...ы, а естестве....ы. 19. Школьники не рассея...ы, а сосредоточе....ы и внимательны. 20. Наши возможности не ограниче....ы, а безграничны. 21. Поля воздела....ы, а не запуще....ы. 22. Дома еще не заселе....ы, квартиры не благоустрое....ы. 23. Эти способы не испыта....ы и не провере....ы. 24. Вы избалова....ы природой, она пристрастна к вам. 25. Картошка недоваре....а, глазунья пережаре....а. 26. Поля недоработа....ы, посевы недосея....ы, порядку нет следа (Н.). 27. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже....а (Ант). 28. Эта женщина несдержа....а. 29. Деньги от купца за лес были получе....ы и еще не издержа....ы (Л.Т.). 30. Их [разбойников] отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдума....ы (П.). 31. Видно было, что эти мысли не внуше....ы ей, не навяза....ы со стороны, а выношены самой (Гладк.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.