КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Коммуникативная сторона общения. Средства коммуникаци
Структура общения между партнерами
Общение принято считать процессом, который состоит из трех элементов, называемых сторонами общения: 1) коммуникативной (общение как обмен информацией); 2) перцептивной (общение как восприятие); 3) интерактивной (общение как взаимодействие).
Подчеркнем, что данная структура представляет собой не механическую сумму, а систему трех взаимосвязанных элементов. Но, хотим обратить ваше внимание на то, что в современной литературе по менеджменту термин «общение» часто принято заменять понятием «коммуникация» (обмен информацией). В дальнейшем и мы будем употреблять понятие деловые коммуникации, подразумевая под ним общение В зависимости от используемых средств передачи информации, выделяют различные виды коммуникации. Рассмотрим особенности каждой из сторон общения.
Коммуникация (общение) имеет место, когда один человек посылает сообщение другому человеку с целью вызвать его ответную реакцию. Человек говорит «Доброе утро!», а другой отвечает: «Привет!» Отец качает головой, и ребенок перестает тянуться к предмету, который ему запрещают брать. Того, кто посылает сообщение, называют отправителем, а того, кто его получает, получателем. Посланное сообщение может быть выражено словами, невербально или действиями. Канал коммуникации это средства, с помощью которых сообщение достигает получателя. Это, например, звуковая волна голоса, световые волны когда вы видите напечатанные слова. В общении с партнером каждый является и отправителем, и получателем. В модели коммуникации семь основных элементов: 1) намерения, мысли, чувства отправителя, а также его поведение все это ведет к посылке сообщения, имеющего какоето содержание; 2)отправитель кодирует сообщение, выражая свои мысли, чувства и намерения в такой форме, которая подходит для передачи; 3)передача сообщения получателю; 4)канал передачи сообщения; 5)получатель декодирует сообщение, принимая его и интерпретируя его содержание. Толкование сообщения зависит от его понимания содержания сообщения и намерений отправителя; 6)получатель мысленно отвечает на сообщение; 7)величина шума в этих операциях.
Шум это все, что мешает процессу общения. У отправителя шумом может являться следующее: его установки, предрассудки, точки зрения, несоответствие языка, а также различие в языковом выражении. У получателя его установки, прошлый опыт, чувства и мысли в данный момент все, что влияет на процесс декодирования. Шум в канале это звуки от транспорта, радио, речевые расстройства, например заикание, бормотание, любой отвлечение. Успех коммуникации в большой мере зависит от того, насколько этот шум преодолевается или находится под контролем. Эффективная коммуникация происходит тогда, когда получатель интерпретирует сообщение так, как надеялся отправитель. В эффективной коммуникации сообщение отправителя ясно отражает его намерения, и интерпретация получателя соответствует им. Когда появляются трудности? Почему очень часто партнеры не понимают друг друга? Возможно, наиболее часто непонимание между партнерами происходит от того, что получатель понимает содержание сообщения не так, как думал о нем отправитель. Поскольку лишь отправитель знает и чувствует свои намерения, они не всегда ясны получателю. Личностная природа намерений ведет к ошибкам в общении. Ошибки в общении могут быть связаны с поведением обеих сторон коммуникации: того, кто говорит, и того, кто воспринимает (слушает и отвечает).
Ошибки отправителя сообщения: · не организует свои мысли, перед высказыванием, а говорит спонтанно; · изза небрежности недостаточно точно выражает свои мысли, что приводит к двусмысленности; · говорит слишком длинно; · продолжает говорить, не замечая реакции слушателя.
Ошибки получателя сообщения: · получатель не слышит и отвечает невпопад; · критика, оценивание, одобрение/неодобрение высказываний; · непонимание общего смысла высказывания; · выборочное восприятие при слушании и ответе.
Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально). К вербальным средствам коммуникации относится речь устная и письменная в ее смысловом значении. Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории вербальных. Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами. Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации: 1) почерк; 2) околоречевые (интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи «эээ», «хмм», покашливание и др.); 3) кинесические (мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.); 4) дистанции (зоны) общения (т.е. расстояние между партнерами); 5) организация пространства (расположение партнеров друг относительно друга); 6) место общения (территория, на которой происходит общение); 7) время общения (не только время суток, но и момент состояния партнера); 8) запахи (парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека); 9) стиль партнеров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |