КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы экстраполяции 16 страница
формирование общей стратегии научно-технического развития, выбор его основных направлений, а также создание системы госорганов, занимающихся вопросами научно-технической политики; использование механизма согласования интересов фирм, местных властей, научных кругов на основе обмена информацией через всевозможные комитеты, ассоциации, управления. В последнее время роль японского государства в развитии национальной науки значительно возросла. Наблюдается усиление плановых регулирующих функций госорганов, укрепляется взаимодействие промышленных, экономических и правительственных кругов в развитии исследований, идет подготовка исследовательских кадров, повышается эффективность обращения научно-технической информации, расширяется международное научное сотрудничество. В целом же основу японской государственной научно- технической политики составляют доверие к частному сектору, быстрое распространение новшеств и конкуренция между компаниями. 16.3. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП для определения целесообразности внедрения мероприятий НТП, принятия решений о предоставлении кредитов предприятиям и организациям на проведение научно-технических мероприятий, при технико-экономическом обосновании мероприятий, выполняемых по хозяйственным договорам, и установлении цен на научно-техническую продукцию должна осуществляться комплексная оценка мероприятий, направленных на ускорение НТП, а на ее основе выбор наилучшего из возможных вариантов реализации мероприятий НТП и отражения их экономического эффекта в плановых показателях, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Для обеспечения подъема технического уровня отраслей экономики принятие решений должно осуществляться из основ обобщающих показателей, характеризующих личность НТП. Основным обобщающим показателем является показатель, экономического эффекта, в котором находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда и фондоотдача, материало- и энергоемкость производства, показатели технического уровня производства и качества продукции. Исходные принципы комплексной оценки мероприятий НТП должны соответствовать общепринятым в мировой практике методам экономического обоснования принятия решений. Экономическая эффективность мероприятий, направленных на ускорение НТП и инновационных проектов, оценивается по уровню чистого приведенного дохода, срока окупаемости, внутренней нормы доходности, индекса доходности и других экономических показателей (см. параграф 15.4.). К мероприятиям НТП относятся создание, производство и использование новых, реконструкция или модернизация существующих средств и орудий труда (машин и оборудования, зданий и сооружений, передаточных устройств), предметов труда (сырья, Материалов, топлива, энергии) и потребления (продукции для удовлетворения потребностей населения), технологических процессов, в том числе содержащих изобретения, а также способов и методов организации производства, труда и управления. Показатель экономического эффекта на всех этапах реализации мероприятий НТП определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов на весь срок осуществления мероприятия НТП. На стадиях технико-экономического обоснования (ТЭО), выбора наилучшего варианта при формировании планов НИОКР должен соблюдаться народнохозяйственный под ход, который предполагает: оценку эффективности мероприятий НТП по условиям использования продукции с учетом всех сопутствующих позитивных или негативных результатов в других сферах народного хозяйства, включая социальную, экологическую и внешнеэкономическую сферы; расчет экономической эффективности по всему циклу разработки и реализации мероприятий НТП за установленный для каждого мероприятия период, включая проведение НИОКР, освоение и серийное производство, а также период использования результатов осуществления мероприятия в народном хозяйстве; • применение в расчетах системы экономических нормативов и других устанавливаемых ограничений, учетно-экономической неравноценности затрат и результатов, осуществляемых и получаемых в разные моменты времени, что достигается их приведением к единому расчетному году; • применение сметной стоимости, тарифов, цен (действующих и перспективных), отражающих качество продукции и ее эффективность для потребителя. Экономический эффект, определяемый по условиям использования продукции, отражает суммарный вклад всех стадий цикла “НИОКР—производство—использование” и рассчитывается до установления цен на научно-техническую продукцию и продукцию производственно-технического назначения. Величина экономического эффекта, определяемая по условиям использования продукции, должна учитываться при установлении цен на соответствующую продукцию. Если в условиях использования повышается качество проекции, то расчет экономического эффекта проводится по ценам, учитывающим изменение эффективности использования этой продукции у потребителей. После принятия решений о ценах на продукцию по всему циклу осуществления мероприятий НТП определяется величина экономического эффекта по условиям производства каждого вида продукции. Общий подход к выбору наилучшего варианта реализации мероприятий НТП на этапе технико-экономического обоснования сводится к следующему: отбираются варианты из потенциально возможных, ы и п к<)Т(р i х удовлетворяет всем заданным ограничен пя м: (основным стандартам, экологическим требованиям, по времени реализации и др. В число рассматриваемых IIЩ)IIiII включаются наиболее прогрессивные, технико-экономические показатели которых превосходят или соответствуют лучшим мировым достижениям (не только освоенным в производстве, но и намечаемым к выпуску в перспективе). При этом должны учитываться возможности закупки техники за рубежом в необходимом количестве, организации собственного производства на основе при обретения лицензий и совместного производства с зарубежными странами; по каждому варианту из числа допустимых определяются (с учетом динамики) затраты, результаты и экономический эффект; лучшим признается вариант, у которого величина экономического эффекта максимальна либо при условии тождества полезного результата затраты на его достижение минимальны. Экономический эффект мероприятия НТП рассчитывается по условиям использования продукции за расчетный период. Суммарный по годам расчетного периода экономический эффект рассчитывается по формуле Э =С —З, т т т где Э — экономический эффект мероприятия НТП за рас четный период; С — стоимостная оценка результатов осуществления мероприятия НТП за расчетный период; 3 — стоимостная оценка затрат на осуществление мероприятия НТП за расчетный период. Расчет экономического эффекта проводится с учетом приведения разновременных затрат и результатов к единому для всех вариантов мероприятия НТП моменту времени — рас четному году. В качестве расчетного года обычно принимается наиболее ранний из всех рассматриваемых вариантов календарный год, предшествующий началу выпуска продукции или использования в производстве новой технологии, новых методов организации труда или управления. Приведение разновременных затрат и результатов всех лет периода реализации мероприятия к расчетному году осуществляется путем умножения их величины за каждый год на коэффициент приведения. Последний определяется исходя из нормативов приведения разновременных затрат и результатов. Стоимостная оценка результатов Ст за расчетный период определяется по формуле Ст = С, •а,, где С стоимостная оценка результатов в i-м году расчет нового периода; Ё — начальный год расчетного периода; Ё - конечный год расчетного периода; а, — коэффициент при ведения к расчетному году (дисконтирования). В качестве начального года расчетного периода принимается год начала финансирования работ по осуществлению мероприятия, включая проведение научных исследований. Конечный год расчетного периода определяется моментом завершения жизненного цикла мероприятия НТП, включающего разработку, освоение, серийное производство, а также использование результатов осуществления мероприятий в народном хозяйстве. Конечный год может определяться плановыми (нормативными) сроками обновления продукции по условиям ее производства и использования или сроками службы средств труда (с учетом морального старения). При отсутствии таких нормативов конец рас четного периода устанавливается с учетом специфики отрасли. Стоимостная оценка результатов определяется как сумма основных С и сопутствующих результатов. Расчет производится как по предметам труда, так и по средствам труда. Для иных предметов труда стоимостная Оценка основных результатов 1 С, Определяется по формуле С где - объем применения новых предметов труда в году i; Н, — расход предметов труда на единицу продукции, про изводимой с их использованием в году Р, — цена единицы продукции (с учетом эффективности ее применения), вы пускаемой с использованием нового предмета труда в году(. Стоимостная оценка основных результатов мероприятий для средств труда длительного пользования С определяется следующим образом: С =Р ос н. Н.с Н.с( где Р, -- цена единицы продукции (с учетом эффективности ее применения), производимой с помощью новых средств труда в году, — объем применения новых средств труда в году i производительность новых средств труда в году i. Стоимостная оценка сопутствующих результатов включает дополнительные экономические результаты в разных сферах народного хозяйства, а также экономические оценки социальных и экологических последствий мероприятий НТП. Социальные и экологические результаты осуществления мероприятия НТП определяются при оценке степени отклонения его социальных и экологических показателей от целевых нормативов, установленных в централизованном порядке, и масштабов воздействия на Окружающую среду и социальную сферу. Нарушения нормативов при этом не допускаются. Стоимостная оценка социальных и экологических результатов может быть определена по формуле Сс.э(С где С — стоимостная оценка социальных и экологических результатов осуществления мероприятия от 1 величина отдельного) до результата (в натуральном выражении) с учетом масштаба его внедрения в году 1; стоимостная оценка единицы отдельного 1-го результата в году i; а - количество показателей, учитываемых при определении воздействия мероприятия на окружающую среду и социальную сферу. Затраты на реализацию мероприятия НТП З за рас четный период включают затраты при производстве и при использовании продукции: 3 =3 +3 т пт Итный период; 3 затраты при использовании продукции (без учета затрат на приобретение самой продукции) за расчетный период. Затраты при производстве и использовании продукции 3 рассчитываются единообразно п(и)т = ЗП(И)Iа (и +КВ —Л чп где 3 величина затрат всех ресурсов в году i (включая затраты на получение сопутствующих результатов); И(текущие издержки при производстве (использовании) продукции без учета амортизационных отчислений на реновацию; КВ — единовременные затраты при производстве (ис пользовании) продукции в году i Л — остаточная стоимость (ликвидационное сальдо) основных фондов, выбывающих в году i. В тех случаях, когда на конец расчетного периода ос таются основные фонды, которые можно использовать еще ряд лет, величина Л определяется как остаточная стоимость указанных фондов. После установления цен в централизованном или договорном порядке на каждый из видов продукции по всему циклу осуществления мероприятия НТП оценка его эф 348 кт и вв ости проводится раздельно по каждому звену: предприятию и научной организации. При оценке эффективности каждого звена получает отражение лишь та часть общего эффекта по условиям использования, которая учтена при установлении цены на данный вид продукции. Экономический эффект от создания продукции по мероприятию НТП на отдельном предприятии или в научной организации образует часть финансовых средств предприятия (организации), формируемых за счет прибыли, остающейся в их распоряжении за расчетный период. Общий размер прибыли определяется с учетом принятой процент ной ставки при хранении этих средств в банке, предоставлении коммерческого кредита и др. Прибыль от внедрения мероприятия НТП, остающаяся в распоряжении предприятия (научной организации) П П = ОП - И - Н где ОП(— выручка от реализации продукции (производственно-технического, научно-технического назначения) в году 1 по ценам, установленным в централизованном или договорном порядке; И — издержки (себестоимость продукции) в году i Н — общая сумма налогов и выплат из балансовой прибыли в году. для определения прироста прибыли ДП от внедрения мероприятия НТП сравнивается величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (научной организации) до П и после его реализации П АП = П — П Результаты расчетов по комплексной оценке эффективности мероприятий НТП используются при проведении экспертизы мероприятий, а также при разработке планов НИОКР и планов развития отдельных предприятий, целевых комплексных программ по энерго- и ресурсосбережению и другого рода научно-технических программ. Где 3 — затраты при производстве продукции за расчет- определяется по формуле — Контрольные вопросы 1. дайте определение НТП и характеристику его основных,стадий. 2. Что понимается под инновациями и инновационной деятельностью? 3. с какой целью разрабатывается инновационная политика, и на каких принципах она базируется? 4. Каковы источники идей и механизм реализации инновационных направлений? 5. дайте характеристику системы частных и комплексных прогнозов НТП. б. Какие методы используются при прогнозировании фундаментальных и прикладных исследований? 7. На чем основывается стратегия НТП и инновационной деятельности? 8. Какова методика комплексной оценки эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП? Глава 17 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 17.1. Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика Внешнеэкономические связи (ВЭС) предусматривают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность, и в то же время представляют собой подсистему мирового хозяйства. Это целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. вэс являются одной из наиболее сложных сфер экономики. Общее обеспечивающей ее приобщение к мировой науке и технике, промышленности и культуре. Среди важнейших форм вэс следует выделить: внешнюю торговлю; кредитные взаимоотношения; научно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами; межгосударственные связи в сфере услуг; валютно-финансовые операции. Во всем мире в последнее время наблюдается развитие интеграционных процессов. Они носят объективный, закономерный характер и имеют определенную договорно-правовую основу. Межгосударственная экономическая интеграция представляет собой процесс сближения и взаимоприспособления отдельных национальных хозяйств на основе развития глубоких, устойчивых взаимосвязей и разделения труда, взаимодействия и взаимопроникновения их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. сформировались два важнейших направления интеграции в мировую экономику: международная торговля и интернационализация производства (с привлечением зарубежных инвестиций). Практическое осуществление экономических связей хозяйствующими субъектами данного государства с другими странами характеризуется как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она включает продажу товаров в другие страны и при обретение там нужных товаров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с совершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров. Объем внешней торговли данной страны представляет собой сумму оборотов по экспорту (реэкспорту) и импорту (реимпорту). Экспорт продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, без их переработки. Импорта - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны импортера. Импорт ввоз из-за границы отечественных товаров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не подвергались там переработке. Способность страны производить определенное количество конкурентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономических и производственных возможностей, наличия соответствующей и структуры. Определяющей целью развития экспорта является совершенствование его структуры путем расширения ассортимента и улучшения качества продукции, совершенствования географической структуры и развития прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества. достижение этих целей в современных условиях не возможно без активного участия государства, формирующего благоприятные экономические, организационные, правовые и другие условия для развития экспорта, а также оказывающего различные виды поддержки отечественным экспортерам. для осуществления регулирования ВЭС государство вырабатывает внешнеэкономическую политику. Внешнеэкономическая политика представляет собой комплекс организационных, экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда. Следовательно, внешнеэкономическая политика — это целенаправленная деятельность государства по определению режима регулирования ВЭС. Во внешнеэкономической политике каждой страны есть широкий спектр направлений, отражающих национальные интересы и интересы других стран. Среди первоочередных задач формирования внешне- экономической политики следует выделить создание законодательной базы ВЭД и разработку практических методов ее реализации. Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика, включающая экспортную и импортную политику; политика привлечения иностранных инвестиций и валютная политика. Экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей партнеров. Приоритет на внешних рынках следует отдавать раз витым странам, так как они обладают более емкими рынками по критериям потребностей и дохода. Целесообразно постоянное обновление структуры эк спорта и продвижение от простой продукции к более сложной, трудоемкой и наукоемкой. Импортная политика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей в товарах, которые невозможно или нецелесообразно производить в стране. Инструментами внешнеторговой политики являются тарифное и нетарифное регулирование. Политика стимулирования экспорта направлена на реализацию на внешних рынках товаров, по которым страна имеет сравнительные преимущества; стимулирование конкуренции отечественных предприятий с зарубежными; повышение масштабности отечественного производства конкурентоспособной продукции. Стимулирование экспорта осуществляется практически всеми промышленно развитыми странами; Государства разрабатывают и осуществляют долгосрочные комплексные и целевые программы содействия предпринимателям в экспортной деятельности. США, страны ЕС, Япония предоставляют предпринимателям льготные кредиты и субсидии, налоговые преференции, страхуют внешнеторговые операции, поддерживают благоприятный уровень валютного курса. Применяется ускоренная амортизация. Система государственного страхования, заключаемых предпринимателями внешнеторговых контрактов от риска включает 100 % политического риска (банкротства контрактов, потери от инфляции, колебания валютного курса и др.). Стимулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется также путем обеспечения доступа ее участников к внешнеэкономической информации, включая конъюнктуру мировых рынков. Подлежат публикации все документы, которые могут затронуть интересы потенциальных экспортеров и импортеров. Политика привлечения иностранных инвестиций звана решать следующие задачи: использование в стране передовой технологии и опыта рыночного хозяйствования; увеличение национального производства, в том числе производства продукции на экспорт; содействие, структурной перестройке экономики, включая разумное импортозамещение; расширение масштабов отечественного накопления капитала. Цель валютной политики — создание условий для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс и на операции по обмену валюты. Валютная политика может реализовываться раз личными методами и инструментами. Среди административных методов различают: государственный контроль за валютными операциями; сосредоточение этих операций в уполномоченных банках; валютные ограничения для импортеров; ограничения на вывоз и ввоз капитала; ограничения на обмен валюты. По мере расширения внешнеэкономических связей возникает потребность в новых инструментах для оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлений в мировом хозяйстве, содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке. Важным для страны является вступление ее в между народные организации. Мировой опыт использования внешнеэкономических связей для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической политики. Первая предполагает преимущественную ориентацию на эк спорт, вторая на импорт. Первой модели следовали в конце ХIХ в. США, после Второй мировой войны страны Запада, Япония, а за ними — новые индустриальные государства. Вторую модель избрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Характерной особенностью модели внешнеэкономической политики Республики Беларусь в современных условиях является ориентация на экспорт, ограничение им- порта и достижение экспортно-импортной сбалансированности. Наиболее полно внешнеэкономические связи реализуются при обеспечении научно обоснованного их прогнозирования и планирования. 17.2. Прогнозирование внешнеэкономических связей Методологические аспекты прогнозирования ВЭС. для формирования адекватной рыночным условиям внешне- экономической стратегии необходим тщательный анализ зарубежного опыта по прогнозированию, планированию и регулированию ВЭС. Прогнозы внешнеэкономических связей должны занимать особое место в системе прогнозов социально-экономического развития страны. Цель прогнозирования ВЭС — определение возможных форм и интенсивности участия страны в международном разделении труда и оценке экономических последствий ВЭС. Прогнозирование ВЭС позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов развития экспорта и им- порта, межгосударственной специализации и кооперирования, кредитного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны: внешней торговли; кредитных взаимоотношений; научно-технического сотрудничества с зарубежными государствами; межгосударственных связей в сфере услуг; валютно-финансовых операций. Центральное место занимает прогноз внешней торговли, в процессе которого определяются: • совокупный объем внешнеторгового оборота; объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и по отдельным странам; • спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках; динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза; • внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу внешнеторгового оборота. Результаты прогнозных расчетов служат основой для принятия аргументированных решений по развитию ВЭС. На их основе определяется экспортный потенциал в перспективе, выявляются изменения потребностей в импортной продукции, и формируется представление о будущем развитии экономики страны. Благодаря прогнозным рас четам становится возможным определение емкости внутренних и внешних рынков. Прогнозы используются для формирования наиболее эффективного механизма государственного регулирования ВЭС. В процессе прогнозирования разрабатывается несколько альтернативных вариантов возможного развития производства и ВЭС. При формировании плана выбирается тот вариант, который в наибольшей мере отвечает задачам, стоящим перед страной. Прогнозирование и планирование можно рассматривать как компоненты единого процесса регулирования производства и мирохозяйственных связей. Прогнозирование ВЭС может быть пассивным (инерционным) и активным (целевым). П а с с и в н о е прогнозирование полностью опирается на сложившиеся в прошлом закономерности развития, и на их основе определяются будущие тенденции и пропорции формирования производства и внешней торговли, кредитного сотрудничества и других форм ВЭС. При пассивном прогнозировании предполагается, что экономические, социальные и политические факторы, определяющие тенденции развития ВЭС страны, сохранят свое значение и в перспективе. Фактор инерционности имеет тем большее значение, чем короче прогнозный период. С удлинением горизонта прогноза снижается значение этого фактора, расширяется сфера свободного вы бора направлений развития, проведения структурных изменений в производстве и ВЭС. А к т и в н о е (целевое) прогнозирование представляет собой обоснование альтернативных путей перехода от сложивших тенденций (состояния) к новым. Оно исходит из конкретных целей развития ВЭС и экономики в целом, из объективной необходимости интеграции в мировое хозяйство. Активное прогнозирование направлено на учет возможных сдвигов в структуре ВЭС под влиянием научно- технического прогресса, социально-экономических изменений в мировом хозяйстве и предполагает разработку мер по ликвидации нежелательных экономических явлений, интенсификации положительных процессов и тенденций. Активное прогнозирование, в отличие от пассивного, учитывает возможные изменения в экономической политике и позволяет оценить последствия принятия тех или иных экономических решений. Прогноз ВЭС должен увязываться с общим прогнозом социально-экономического развития страны. С одной стороны, прогноз развития национальной экономики должен учитывать возможности использования преимуществ международного разделения труда через различные формы ВЭС, а с другой — исходить из предполагаемых темпов развития различных отраслей экономики, их импортных потребностей и экспортных возможностей. Этапы прогнозирования ВЭС. Прогнозирование ВЭС необходимо осуществлять на основе итеративных расчетов. На каждом этапе следует уточнять прогнозные показатели на основе корректировки и получения дополнительной информации, характеризующей развитие отраслей народного хозяйства и их связей с мировой экономикой. для осуществления прогнозных расчетов необходимо изучение: • емкости внешних рынков по отдельным видам продукции; • предложения товаров и потребностей в продукции, которые могут стать объектом экспорта и импорта; • цен на экспортную и импортную продукцию. Процесс прогнозирования включает ряд стадий, на каждой из которых решаются определенные задачи. На первой стадии формируются цели развития ВЭС, устанавливается подчиненность целей, определяются цели верхнего и нижнего уровней. На в т о р о й стадии разрабатывается инерционный прогноз для выявления тенденций и пропорций развития, экстраполированных на перспективу, а также получения аналитического материала и оценки реальности поставленных целей в развитии ВЭС. Т р е т ь я стадия предполагает конструирование целевого прогноза, задачей которого является разработка ряда вариантов перспективного развития ВЭС, обеспечивающих повышение эффективности общественного производства при действии внутренних и внешних факторов. Прогнозирование ВЭС должно осуществляться с учетом специфики развития стран, относящихся к различным социально-экономическим системам. В этой связи все внешнеторговые прогнозы следует производить применительно к двум группам стран: СНГ и дальнего зарубежья. Они имеют разные тенденции развития. Взаимоотношения внутри этих групп стран и между ними характеризуются различной степенью политической и экономической интеграции. Методы прогнозирования ВЭС. При прогнозировании ВЭС целесообразно использовать синтез интуитивных и формализованных методов. Методы неформализованного анализа и прогноза основываются на экспертных оценках. Велика их роль на заключительной и о возможных вариантов развития ВЭС и выборы к более достоверного варианта прогноза. В зависимости от характера имеющихся данных и требуемых результатов могут использоваться следующие методы экспертных оценок: аналитический, “комиссий”, Их применение предполагает выработку новых идей и подходов к решению поставленных задач в формировании предположений и гипотез относительно развития ВЭС. Следует отметить, что при математическом описании процесса развития международных экономических связей возникают трудности. Это связано с тем, что ВЭС представляет собой сложную систему, на развитие которой оказывает влияние огромное число взаимосвязанных факторов экономического и социально- политического характера:
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |