КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы экстраполяции 18 страница
Рассмотрим особенности государственного регулирования ВЭС в отдельных странах. В США отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю. В то же время государство регулирует посредством законов различные аспекты торгово-экономической деятельности. Конституция США относит регулирование торговли с иностранными государствами к ведению конгресса США. Без его согласия ни один штат не может вводить налоги на импорт или экспорт или заключать какое-либо соглашение или договор с иностранным государством. США могут: создавать дополнительные стимулы для привлечения иностранных инвестиций путем сокращения или отмены некоторых местных налогов; участвовать в создании и разработке режима зон внешней торговли, создаваемых на их территории; содействовать финансированию экспорта с их территории. Государственное регулирование экспорта США включает: разработку и реализацию мероприятий, обеспечивающих спрос на товары отечественного производства и их свободный доступ на иностранные рынки (выставки, каталоги, программы “сваха”); меры, направленные на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (снижение налогов, развитие стимулов для накопления и инвестиций, предоставление права фирмам на ускоренную амортизацию и др.); субсидии, финансирование НИОКР. В Канаде роль государственного регулирования в области производства и экспорта продукции сельского хозяйства, на долю которой приходится около 10 % всех экспортных поставок страны, весьма значительна. Активное участие в содействии развитию ВЭД канадских компаний принимает Министерство иностранных дел и международной торговли. Оно способствует развитию эк спорта, продвижению канадских товаров и защите экономических и коммерческих интересов Канады на международном рынке через систему представительств, действующих в настоящее время в 67 странах. Министерство осуществляет выбор направлений ВЭД, планирование, организацию и координацию деятельности в области международных, политических и экономических отношений. В Индии экспортно-импортное регулирование регламентируется централизованно в рамках всей страны на основе разрабатываемой правительством экспортно-импортной политики. для внешнеторгового регулирования используются как тарифные, так и нетарифные методы: регистрация участников ВЭС; выборочное лицензирование внешнеторговых сделок; валютный и таможенный контроль; контроль за импортом технологий, машин и оборудования; инвестиционный контроль и внешнеторговые пошлины и сборы. Вся система внешнеторгового регулирования в Индии разрабатывается исключительно на общегосударственном уровне. Основные правила и положения экспортно-импортного регулирования и валютного контроля подлежат обязательному исполнению на региональном уровне. Наиболее важным средством регулирования внешне экономических операций в Германии является выдача раз решений на их совершение. Исключительна компенсация по основным направлениям внешней торговли закреп лена за федеральными ведомствами: в области оборота капитала и платежей, операций с иностранными материальными ценностями и золотом — за Немецким федеральным банком; в сфере движения капитала за федеральным Министерством финансов; в области оборота товаров и ус луг — за федеральными ведомствами экономики, продовольствия и лесного хозяйства; в сфере оборота товаров и услуг в случаях, имеющих значение для внешней и внутренней безопасности Германии, — за федеральным вестом по экспорту; в отношении услуг в сфере транспорта за федеральным Министерством транспорта. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Тайнань) основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Правительства стран стимулируют исследования и технические разработки посредством льгот и ускоренной амортизации. Особое значение придается поддержке государством фирм, добивающихся успехов на внешних рынках. Налоговые льготы предприятиям, выпускающим новую продукцию и поставляющим ее на экспорт, например в Японии, могут достигать 50 %. дополнительно могут применяться и специальные льготы, субсидии, льготное кредитование. для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20% -ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Заслуживает внимания тайваньский опыт экспертно ориентированного налогового стимулирования производителей: при реализации продукции внутри страны взимаются все 12 видов налогов, а при экспорте — только один — от прибыли со ставкой всего 10 %. Эта политика позволила странам данного региона осуществить широчайшую экспансию на внешние рынки. 1. дайте характеристику сущности и форм внешнеэкономических связей. 2. для чего разрабатывается внешнеэкономическая политика и в чем ее сущность? 3. Какие показатели определяются в процессе прогнозирования внешней торговли? 4. Назовите методы, используемые при прогнозировании экспорта и импорта. 5. Какие факторы должны учитываться при построении функций экспорта и импорта? б. Как рассчитывается эффективность экспорта и импорта? 7. Что должно учитываться при определении планово го объема поставок продукции на экспорт? 8. Какие меры воздействия государства на внешнюю торговлю применяются в современном мире? Глава 18 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ 18.1. Значение промышленности и необходимость ее реструктуризации Промышленность является ведущей отраслью экономики. Продукция промышленности разнообразна. Это ма шины и оборудование, сырье и материалы, топливно-энергетические ресурсы, товары народного потребления. Отрасли принадлежит решающая роль в обеспечении прогрессивных структурных сдвигов в народном хозяйстве, ускорении темпов развития и повышении технического уровня производства. Промышленность создает социально экономические предпосылки глубоких преобразований в сфере труда, обслуживания, в домашнем хозяйстве населения. Связи промышленности с другими отраслями экономики многосторонни. Так, промышленность обеспечивает агропромышленный комплекс различными машинами я механизмами, электроэнергией, минеральными удобрениями, ядохимикатами, различными средствами производства. Вместе с тем ее развитие зависит от поставок сельскохозяйственного сырья. Промышленность производит транспортные средства и горюче-смазочные материал для транспорта. В то же время объем перевозок грузов зависит от объема произведенной промышленной продукции. Масштабы развития промышленности предопределяют объем товарооборота и его структуру. Торговля в свою очередь воздействует на развитие промышленности, формируя заказы на выпуск товаров народного потребления. Многосторонность связей, особенности и изменение условий функционирования промышленных комплексов обусловливают необходимость их учета при проведении прогнозных и плановых расчетов производства промышленной продукции. Например, в Республике Беларусь среди промышленных комплексов до 90-х гг. центральное место занимал машиностроительный. В бывшем СССР он был одним из наиболее мощных, развитых и полноценных. Однако с на чала 90-х гг. условия его функционирования резко изменились. Значительно снизился объем выпуска продукции из- за ограниченности собственной сырьевой и энергетической базы, высокой степени зависимости от поставок сырья, материалов, комплектующих изделий из стран СНГ, постоянного роста цен на них, низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции и сокращения рынков сбыта. Все это обусловило необходимость выработки новых под ходов к развитию промышленности. Основными целями промышленной политики в переходный период являются реструктуризация приоритетных отраслей и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для успешного функционирования отраслей промышленности необходимо создавать предприятия, умело реагирующие на рыночные изменения, строящие свою деятельность в соответствии со спросом и критериями выгодности. Наиболее радикальным способом адаптации предприятий к рыночным условиям являются разгосударствление и приватизация, перестройка предприятий: организационная, финансовая и физическая вплоть до их перепрофилирования. Важнейшая проблема промышленного производства — создание его оптимальной структуры, обеспечивающей максимальное удовлетворение нужд населения, предприятий и внешней торговли при эффективном использовании производственных ресурсов. Зарубежный опыт свидетельствует, что в странах с раз витой рыночной экономикой не существует четко определенной оптимальной структуры промышленного производства. Она формируется на микроуровне — с использованием методов оптимизации, на макроуровне — исходя из приоритетов экономики и поддерживается путем применения экономических регуляторов. Во многих странах приоритетное развитие получают отрасли, производящие продукцию на экспорт, и импортозамещающие производства. Подобные подходы стали применяться в последние годы и в Республике Беларусь. Согласно Концепции и Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг. приоритетными будут наукоемкие, экспортно ориентированные производства, основанные на ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологиях. В современных условиях все большее значение для отечественной промышленности приобретают такие понятия, как платежеспособный спрос, избыточные запасы готовой продукции, усиливающаяся конкуренция. Почти все отрасли промышленности столкнулись с проблемой снижения спроса традиционных потребителей. Предприятия должны изучать спрос, рекламировать товар, применять разнообразные формы обслуживания потребителей (послепродажное обслуживание, консультации по использованию продукта, выпускаемого предприятием, и т.д.). Важное значение, особенно для товаров длительного пользования, имеют установление гарантийного срока службы, качество работы ремонтных организаций, насыщение запасными частями. 18.2. Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства Формирование объема и структуры производства осуществляется по этапам. На п е р в о м этапе проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков, прогнозируется спрос на промышленную продукцию, формируются объем и структура промышленного производства исходя из спроса. На в т о р о м этапе определяются возможности производства продукции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей. Т р е т и й этап связан с проведением многовариантных расчетов потребности в сырьевых, топливно-энергетических ресурсах и рабочей силе для производства продукции, пользующейся спросом, на производственных мощностях, которые будут действовать в прогнозном периоде. На заключительном этапе формируются плановый объем и структура выпуска промышленной продукции с учетом спроса, возможностей производства и обеспечения производственными ресурсами (сырьевыми, топливно-энергетическими и трудовыми). Обосновывается и устанавливается заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд. В период перехода к рыночным отношениям особое значение должно придаваться Определению спроса на промышленную продукцию и обоснованию приоритетов. При этом необходимо учитывать особенности отдельных видов продукции. i промышленную продукцию можно условно под разделить на три большие группы: предметы труда (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), средства тру да (оборудование, машины, механизмы) и предметы на родного потребления (продовольственные и непродовольственные товары, товары длительного пользования). В рыночных условиях важной проблемой является обеспечение соответствия выпуска промышленной продукции реальным потребностям общества. для успешного ее решения необходимо прогнозировать спрос и объемы производства продукции как на отдельном предприятии, так и на уровне отрасли и страны в целом. Из наиболее распространенных методов прогнозирования Спроса на промышленную продукцию следует выделить методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирования — многофакторные модели (у = Г (х х х..., х)). При прогнозировании спроса и объема производства конкретных видов продукции хорошие результаты дает метод. Путем анкетного опроса группы ученых и специалистов по данной проблеме формируется информация по выпуску каждого вида продукции по годам, которая обобщается в виде интервального вариационного ряда и средних значений интервалов. За основу принимается вариант выпуска продукции, которому отдает предпочтение большинство экспертов. Из методов экстраполяции целесообразно применять метод подбора функций и методы, позволяющие прогнозировать показатели, для которых характерна неустойчивая тенденция изменения во времени (экспоненциальное сглаживание с регулируемым трендом и др.). Последние позволяют повысить чувствительность прогноза к данным последних периодов. При прогнозировании спроса (потребности) в предметах труда должны учитываться многосторонние взаимосвязи отраслей и направления использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на производство, эк спорт, создание резервов и прочие нужды. Эта задача может решаться с помощью нормативного метода и путем разработки межотраслевого (межпродуктового) баланса в натуральном выражении. В процессе прогнозных расчетов широко применяются укрупненные нормы. Они должны определяться с учетом оптимальной структуры производства, внедрения прогрессивных технологий. Межпродуктовый баланс представляет собой синтез отдельных материальных балансов. В перечень номенклатуры межпродуктового баланса включаются наиболее массовые виды продукции межотраслевого потребления. П р о и з в о д с в е н н о е потребление, отражаемое в балансе, можно представить в виде произведения, полученного в результате умножения норм расхода сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на объем выпуска продукции в соответствующей отрасли. Непроизводственное потребление (потребности отраслей непроизводственной сферы и личное потребление) может определяться нормативным методом или эмпирически. Потребности в конкретных видах предметов труда с учетом производственного и непроизводственного потребления могут быть определены по формуле Х = а + У i = где Х. — потребности в i-м виде продукции; а.. норма расхода 1-й продукции на единицу ]-го изделия; х. прогнозируемый объем производства ]-го вида продукции; у. — количество 1-й продукции, необходимое для непроизводственного потребления. Пример. Определить объем промежуточного спроса (потребления) и валового выпуска по отраслям в прогнозном периоде. две группы отраслей (1-я — электроэнергетика и топливная промышленность; 2-я — машиностроение и металлообработка) связаны между собой меж отраслевыми поставками. Конечный спрос по ним следующий: Определим валовой выпуск по группам отраслей в прогнозном периоде: 1. 1,43 939 2040 + 0,14 684. 7426 = 4026,8 млрд. р. 2. 0,03 860 2040 + 1,21 076 7426 = 9069,8 млрд. р. Рассчитаем промежуточное потребление по группам отраслей в прогнозном периоде: 1. 0,27 856 4026,8 + 0,04 871 - 9069,8 = 1563,5 млрд. р. 2. 0,01 606 4026,8 + 0,16 300 9069,8 = 1543,0 млрд. р. Межпродуктовые балансы могут разрабатываться по продукции отрасли, совокупности отраслей и народному хозяйству в целом. Они позволяют сбалансировать производство определенных видов продукции, на изготовление которых используется значительное количество других видов продукции. Наиболее прогрессивными методами определения потребности в предметах труда являются методы оптимизации. Благодаря моделям оптимального планирования с применением методов оптимизации появляется возможность определения оптимальной структуры Производства продукции. Потребности в сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсах рассчитываются исходя из оптимального выпуска Продукции с учетом их рационального использования. Потребности в средствах труда (оборудовании, машинах, механизмах) определяются по следующим на правлениям их применения: для вновь вводимых и реконструируемых объектов; на замену изношенного оборудования; для ремонтных и работ; на комплектование продукции машиностроения; для продажи населению и прочих нужд. 1 я 1р’оо;i отрасл 2040 млрд. р.; 2-я группа — 7426 млрд. р. Коэффициент полных затрат представлены в таблице: Коэффициенты (прямых затрат 1 1Р ( 1 2 1 0,27 856 0,04 871 2 о,оiбоб 0,16 300 Коэффициенты IОЛНЬ1Х затрат Отрасле-потребители 1 2 1,43 939 0,14 684 0,03 860 1,21 076 Основой определения потребности в оборудовании, машинах и механизмах является проектно-сметная документация, в которой отражаются проектируемые объемы производства, необходимое оборудование по соответствующей технологии и нормативы его производительности. Потребности на замену изношенного оборудования определяются по размеру его выбытия; на ремонтные и научно-исследовательские работы — исходя из объемов работ и требуемых типов оборудования; для комплектования продукции машиностроения — на основе прогнозируемого объема производства машин для продажи населению и прочих нужд — эмпирически. Часть промышленной продукции в процессе использования выступает как предметы потребления, при прогнозировании потребности в которых широко используется нормативный метод. По продовольственным товарам за основу берутся нормы потребления важнейших продуктов питания на душу населения. По непродовольственным товарам и товарам длительного пользования наиболее приемлемыми для прогнозирования потребностей в них являются многофакторные модели (у = Т (х х х..., х)). Среди важнейших факторов следует выделить изменение денежных доходов населения и потребительских цен. По товарам длительного пользования кроме указанных факторов необходимо учитывать насыщенность этими товарами на селения, сроки их службы и др. На структуру и объем выпуска промышленной продукции кроме спроса существенное влияние оказывают цены на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, готовую продукцию, наличие производственных мощностей, обеспеченность ресурсами, развитие НТП. На м а к р о у р о в н е планирование структуры и объема промышленного производства сводится к обоснованию приоритетов, формированию межотраслевых пропорций, увязке темпов развития каждой отрасли с имеющимися ресурсами и установлению заказа на поставку продукции. Темпы изменения производства по отдельным отраслям можно определить в зависимости от изменения спроса П отрасли и производственных ресурсов (основных средств труда, сырья, энергии и т.д.). На м и к р о у р о в н е объем производства и его структура формируются с учетом спроса, заказов на поставку продукции для государственных нужд и производственных возможностей. Каждое промышленное предприятие в рыночных условиях должно стремиться снижать издержки производства и создавать принципиально новые изделия с более высокими потребительскими характеристиками, т.е. конкурентоспособную продукцию. Конкурент — сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку совокупности его качественных и экономических свойств относительно вы явленных требований рынка или свойств другого товара. В условиях рынка конкурентоспособность товаров на 70—80 % зависит от их качества, В то же время существенное влияние оказывает ценовой фактор. Потребитель всегда желает получить новый товар — более качественный и дешевый. В международной практике понятие “новое изделие” включает в себя изменения в форме, содержании или упаковке, которые имеют значение для потребителя. В связи с этим каждое предприятие должно иметь программу раз работки новых товаров. Вышеуказанное обусловливает необходимость прогнозирования спроса на продукцию с учетом жизненного цикла товара, особенностей его стадий (этапов): выведения на рынок, роста, зрелости и спада. Э т а п в ы в е д е н и я т о в а р а на рынок характеризуется периодом медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. На этом этапе предприятия чаще всего несут убытки из-за небольших объемов продажи товаров и значительных затрат по организации и стимулированию сбыта. Э т а п р о с т а — это период увеличения объема продаж нового товара. Если новый товар удовлетворяет требованиям рынка, то его сбыт увеличивается. для обеспечения быстрого роста доли рынка и укрепления своего конкурентного положения на нем предприятие может принять следующие меры: повышать качество нового товара; придавать ему дополнительные свойства; выпускать его новые модификации; применять рекламу, направленную на осведомление о товаре и стимулирование его приобретения; использовать новые каналы распределения; своевременно снижать цены с целью дополнительного привлечения числа потребителей и проникновения в новые сегменты рынка. Э т а п з р е л о с т и — это наступающий со временем период замедления темпов роста сбыта товара. У производителей накапливаются запасы не проданной продукции. В этих условиях предприятие должно постоянно вести работу по модификации товара и комплекса маркетинг оно должно стремиться увеличить потребление имеющегося то вара, осуществлять поиск новых потребителей. Э т а п с п а да характеризуется падением сбыта товара после того, как он преодолел этапы выведения на рынок, роста, зрелости. Падение сбыта происходит в результате усиления конкуренции, появления новых товаров, изменения потребностей. Предприятия должны выявлять товары, вступающие в стадию спада, путем своевременного анализа показателей их сбыта, доли на рынке, уровня издержек и рентабельности. На основе результатов анализа должно приниматься решение о продолжении, уменьшении или прекращении производства товара. Важное значение при принятии решения по объему и структуре выпуска промышленной продукции по отраслям и предприятиям имеет определение производственных возможностей (мощностей). Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции при установленном режиме работы оборудования, действующей технологии и рациональной организации производства и труда. Производственная мощность М рассчитывается по ведущему оборудованию по формуле Мп= М•. где — количество одноименного ведущего оборудования; норма производительности оборудования в единицу времени, час, смену, сутки; Т — время работы оборудования в течение планового периода, количество часов, смен, суток. К ведущему оборудованию, например, в литейном производстве относятся плавильные печи, в хлебопекарном хлебопекарные печи, в пивобезалкогольной промышленности — разливочные линии и т.д. Пример. Определить производственную мощность по хлебопекарному производству в прогнозном году. Среднесуточная производительность хлебопекарных печей 17 т условного хлеба. Количество хлебопекарных печей, которые будут функционировать в прогнозном периоде, составит 160. Производственная мощность по хлебопекарному производству в прогнозном периоде будет равна: 160 17 365 = 992 800 т. Примечание. На предприятии производственная мощность определяется исходя из производительности оборудования (печи) конкретной марки, конкретного вида продукции. для обоснования выпуска продукции производственными мощностями разрабатываются балансы по схеме, отраженной в табл. 18.1. Таблица 18.1. Схема баланса производственной мощности (ед. изм.) Показатели Отчетный год Плановый год Мощность на начало планового периода Всего прирост мощности В том числе за счет: технического перевооружения и организационно-технических мероприятий реконструкции действующих предприятий строительства новых и расширения действующих предприятий Выбытие мощности Мощность на конец года Среднегодовая мощность Выпуск продукции Коэффициент использования среднегодовой мощности. Баланс производственной мощности дает комплексную характеристику воспроизводства и использования производственной мощности в соответствующем периоде. Выпуск продукции на действующих мощностях в плановом периоде устанавливается исходя из расчета среднегодовой мощности и планируемого коэффициента ее использования. В отчетном периоде коэффициент использования мощности определяется отношением объема производства продукции к среднегодовой мощности. Среднегодовая мощность определяется путем суммирования мощности на начало периода, среднегодовой вводимой мощности и вычитания среднегодовой выбывающей мощности. Среднегодовой ввод (выбытие) мощности определяется путем деления размера вводимой (выбывающей) мощности в течение года на 12 и умножения получаемого результата на число полных месяцев, остающихся до конца года с момента ввода (выбытия) мощности: МВ(В Мср.в(в) 12 где Мсрв(в) — среднегодовой ввод (выбытие) мощности; М() — вводимая (выбывающая) мощность в течение года; п — число месяцев до конца года с момента ввода (выбытия) мощности. При расчетах ввода в действие производственных мощностей на перспективу среднегодовой ввод (выбытие) мощности принимается в размере не менее 35 % намеченного ввода (выбытия) мощности за год. Если действующие мощности не обеспечивают плановый выпуск продукции, то определяется необходимый ввод в действие дополнительных мощностей. Расчет производится по формуле кос кс.в где ЛМ — ввод в действие дополнительных производственных мощностей; ‚ — планируемый объем производства продукции с учетом спроса;’? — возможный выпуск продукции на производственных мощностях, которые будут действовать в плановом периоде; К — коэффициент освоения мощности; К — коэффициент, характеризующий сроки ввода в действие производственных мощностей. Пример. Определить необходимый ввод в действие дополнительной производственной мощности в сахарной промышленности в плановом (прогнозном) периоде. Производственная мощность в сахарной промышленности на начало прогнозного года равна 12 000 т сахара в год. Предусматривается среднегодовой прирост мощности за счет расширения действующих предприятий — 4000 т, среднегодовое вьхбытие мощности 800 т. План выпуска сахара в прогнозном периоде с учетом спроса — 20 000 т. Коэффициент освоения вновь вводимой мощности — 0,8. Определим среднегодовую производственную мощность в сахарной промышленности в прогнозном году: 12 000 + 4000 — 800 = 15 200 т. Необходимый размер ввода в действие дополнительной мощности в прогнозном году составит: (20 000 — 15 200)/0,8 0,35 = 17 143 т. В процессе обоснования объемов производства сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами разрабатываются материальные балансы. С их помощью осуществляется увязка потребностей с ресурсами и в случае несоответствия изыскиваются источники увеличения ресурсов, уточняется их импорт, вносятся коррективы в планы производства, разрабатываются меры по снижению расхода ресурсов. Особое значение в современных условиях стало придаваться разработке балансов топлива. Они разрабатываются в условном топливе и по отдельным видам топлива в натуральном выражении. Потребности в топливно-энергетических ресурсах определяются по всем направлениям их использования в условном топливе, как правило, нормативным методом. Перевод условного топлива в натуральное осуществляется по коэффициентам. Пример. Определить потребность топливоемких отраслей промышленности в прогнозном периоде в условном и натуральном топливе. Норма расхода условного топлива на 1 кВт/ч. электроэнергии — 0,4 кг; 1 т цемента — 300 кг. Коэффициенты перевода условного топлива в натуральный вид: угля — 1,2; нефтепродуктов — 0,7; газа — 0,9; торфа — 2,8; дров 3,5. Производство электроэнергии в прогнозном периоде составит 25 000 млн кВт/ч, цемента — 5000 тыс.т. Структура потребления отдельных видов топлива: уголь — 20 %; нефтепродукты — 30 %; газ — 25 %; торф — 20 %; дрова — 5 %. для справки: 1 кг условного топлива примерно эквивалентен 1м газа. Рассчитаем потребность в условном топливе: (0,4 25 000 000 000) + (ЗОО 5 000 000) = 11 500 тыс.т. Определим потребность в натуральном топливе по видам: Уголь = (11 500 20/100) 1,2 = 2760 тыс.т. Нефтепродукты = (11500. 30/100) 0,7 = 2415 тыс.т. Газ = (11 500 25/100) 0,9 = 2587,5 млн те Торф = (11 500 20/100) 2,8 = 6440 тыс.т. дрова = (11 500 5/100) 3,5 = 2012,5 тыс.т. Сводный баланс топлива разрабатывается последующей схеме (табл.18.2). Таблица 18.2. Сводный баланс топлива Всего Виды топлива в натурально Стагьи баланса условного топлива. Туг выражении — уголь. иефтепро- газ. iорфобри-;трова. т ДУКТЫ, Т Ке Т 1. Ресурсы Производство Г4мпорт Запасы на начало периода Всего 2. Потребности (спрос) Потребление отраслей и населения Экспорт Прочие потребности Запасы на конец периода Всего С целью обоснования объемов производства осуществляются также расчеты обеспеченности промышленного производства трудовыми ресурсами. Определяется потребность в рабочей силе в прогнозном периоде с учетом темпов из объемов производства и производительности тру да. Путем сравнения общей потребности в рабочей силе с фактическим наличием выявляется ее излишек или дополнительная потребность в ней. 18.3. Агропромышленный комплекс, его состав и особенности. Аграрная политика Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим межотраслевым комплексом. Он создан для обеспечения населения продовольствием, а народного хозяйства сырьем. АПК представляет собой сложную биоэкономическую производственную систему. Ее центральное звено
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |