Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути повышения рентабельности в условиях рыночной экономики




Проблема повышения рентабельности производства является ключевой для любого предприятия в любой системе хозяйствования. Однако для условий рыночной, и особенно переходной экономики – это вопрос жизни и смерти. Поэтому при оценке результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия особое внимание уделяется не только расчету этих итоговых показателей, но и анализу причин нежелательных отклонений и разработке мероприятий по их ослаблению. При решении этих серьезных задач можно пользоваться неким алгоритмом, который заключается в разделении внешних и внутренних факторов, их анализе, выявлении самых серьезных их них, и уже после этого – разработке соответствующих мероприятий по каждому фактору, идентифицированному как значительный.

К внешним факторам относят уровень экономического развития региона, платежеспособность потребителей, спрос на продукцию, законодательство, а также факторы рыночной среды – уровень и жесткость конкуренции на рынке, ценовая политика и конкурентоспособность продукции фирмы и др. Эти факторы относят к так называемым неконтролируемым. Это означает, что конкретный производитель или участник рынка не может оказывать существенного воздействия на рассматриваемые факторы. Субъекты предпринимательской деятельности должны знать и уметь использовать в своей деятельности позитивные внешние факторы и наоборот – преодолевать негативные воздействия и соответствующие риски. В этом смысле очень много зависит от качественного менеджмента на предприятии, правильно выбранной стратегии развития.

К внутренним факторам относят многочисленные факторы, связанные с организационными, экономическими, финансовыми и социальными составляющими производства. В том числе речь идет об уровне и качестве техники и технологии, культуре производства в самом широком смысле, качестве выпускаемой продукции, уровне издержек и других. Все эти факторы оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, а значит – и цены на нее. А именно это и определяет уровень рентабельности производства и его эффективность в целом.

Исходя из формул (17.8), (17.9), (17.10), (17.12) по определению уровня рентабельности производства, можно сделать вывод о двух принципиальных направлениях повышения рентабельности:

- за счет роста цен при неизменной себестоимости – при этом растет прибыль, а значит, и рентабельность;

- за счет снижения издержек, увеличения прибыли и соответствующего роста рентабельности.

Первый путь при соответствующих условиях (наличие покупателя на дорогую продукцию) может дать относительно быстрый результат. Но при росте цены ограничивается рынок, потому что с него уходят покупатели, ориентированные на более дешевый товар (а таких потребителей – большинство!). Кроме того, конкуренция всегда приводит к неизбежному снижению цен и соответствующему падению рентабельности. Если речь идет о производителе-монополисте, то в этом случае государством вводятся ограничения по ценам. Наконец, существуют организации по защите прав потребителей, которые также стоят на страже интересов потребителя. Таким образом, политика повышения цен для увеличения размеров прибыли и повышения рентабельности дает кратковременный результат и имеет много отрицательных сторон.

Второй путь – сокращение издержек – более оправдан экономически. Он приводит к постоянному, хотя и не столь значительному, улучшению показателей производства, росту его качества, снижению издержек и росту рентабельности. Однако этот путь связан с необходимостью постоянной, кропотливой, плановой работы по усовершенстсвованию различных сторон производства, повышению качества продукции, труда, внедрению различных инноваций и т.п. История предпринимательства и развития промышленности знает множество позитивных примеров в этом направлении.

В настоящее время в тяжелых условиях переходной экономики предприятия начинают свое возрождение с разработки планов модернизации производства, обновления техники и технологии, перехода на более совершенные методы управления. К таким примерам можно отнести Днепропетровский вагоноремонтный завод (ДВРЗ), предприятия министерства путей сообщения, металлургические предприятия.

К сожалению, в целом на машиностроительных предприятиях ситуация остается по-прежнему тяжелой – очевидно, что без государственной поддержки в разных формах эти вопросы решить трудно.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Понятие прибыли, ее функции.

2. Виды прибыли.

3. Понятие валового дохода, его составляющие.

4. Скорректированный валовой доход, его состав и значение.

5. Валовые расходы, их состав и значение для расчета прибыли.

6. Расчет налогооблагаемой прибыли.

7. Расчет чистой прибыли предприятия.

8. Расходование чистой прибыли предприятия.

9. Понятие и значение рентабельности.

10. Виды рентабельности.

11. Финансовые коэффициенты рентабельности производства.

12. Показатели рентабельности изделия, их значение.

13. Показатели рентабельности предприятия, их расчет и значение..

14. Индекс рентабельности инвестиционных проектов, их расчет и значение.

15. Пути повышения прибыли и рентабельности.

16. Внешние факторы повышения рентабельности производства.

17. Пути повышения рентабельности производства за счет внутренних факторов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.