КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные объекты и формы реализации социальной защиты населения
Результативность и эффективность решения задач социальной защиты населения во многом определяются оптимальным уровнем строения и функционирования учреждений социального обслуживания, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов взаимодействия с клиентами, учетом в практике работы с людьми непосредственных и опосредованных связей и взаимовлияний потребностей и интересов, настроений и мотивов поведения индивидов в различных жизненных обстоятельствах. Управленческие элементы системы социальной защиты населения включают федеральный, региональный и муниципальный уровни и представляют собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности. Их деятельность детерминируется следующими закономерностями: Во-первых, зависимостью эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания. Во-вторых, зависимостью результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного и муниципального управления. В-третьих, взаимозависимостью между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения. Государственные органы и органы местного самоуправления выступают основными субъектами социальной защиты. Сюда относятся также общественные и религиозные организации, администрации предприятий, различного рода благотворительные организации и фонды. В наиболее общей постановке объектами социальной защиты являются социально неблагополучные, малообеспеченные и нуждающиеся в помощи и поддержке группы населения. В целом, существует ряд критериев, позволяющих выделить первоочередные объекты (группы населения) социальной защиты. В интерпретации каждого критерия следует исходить из предположения, что он отражает действие какого-либо фактора или группы факторов, действующих негативно на условия жизни той или иной категории населения и переводящих тем самым его в разряд социально неблагополучного, незащищенного, малообеспеченного или нуждающегося в социальной поддержке со стороны общества в целом. К числу таких критериев относятся: размер среднемесячного дохода на члена семьи, наличие источника существования (трудоспособность), болезни, инвалидности, степень экологического и демографического неблагополучия в данном регионе, принадлежность к числу жертв социальных или национальных конфликтов, этнонациональное неблагополучие общности и другие. В соответствии с данными критериями, основными социальными группами и слоями населения, нуждающимися в социальной защите являются: · малообеспеченные и многодетные семьи различной социальной принадлежности; · нетрудоспособные граждане (пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся), находящиеся на попечении государства; · безработные (полностью или частично); · население территорий зон повышенного загрязнения и экологического бедствия, работники “особых” объектов военно-промышленного комплекса и Министерства обороны; · беженцы, перемещенные лица, вынужденные мигранты; · население территорий, проживание на которых чревато депопуляцией, вымиранием, потерей культурного своеобразия; Основные формы реализации социальной защиты населения включают в себя: = пассивные – пособия, доплаты, стипендии, льготы, компенсации в денежной и натуральной форме; = активные – создание новых рабочих мест, переобучение и переподготовка, социальные и социально-экономические мероприятия, программы трудоустройства, обучения, размещения, помощь в направлении упрочения социального статуса личности и другие. Следует отметить, что функции по защите названных групп и слоев населения не должны сводиться только к материальному содержанию, т.е. преимущественно к пассивным формам защиты. Они должны быть значительно шире и направлены на поддержание социального статуса малообеспеченных и нетрудоспособных личностей в условиях сохранения их нормальных социальных связей и отношений. Важнейшим направлением в процессе формирования и реализации социальной защиты населения должны стать программы социальной защиты населения. Причем многое зависит не только от значимости программно-целевых методов в условиях перехода к рыночной экономике, но и от выработки приоритетов при разработке данных программ. Региональные органы управления, используя возможности своих бюджетов, разрабатывают собственные программы социальной защиты населения, в пределах своей компетенции принимают решения, способствующие развитию благотворительности, привлечению дополнительных внебюджетных средств на цели социальной защиты населения. Например, в регионах экологического неблагополучия основное внимание должно уделяться экологическим программам защиты населения, возможно, даже в ущерб другим программам. В регионах повышенной занятости – программам борьбы с безработицей, по труду и занятости и т.д. К числу таких методологических требований, обеспечивающих эффективность разработки программ социальной защиты, относятся: во-первых, учет основных направлений воздействия рыночных реформ на основные сферы жизнедеятельности населения. Сложность социально-экономического положения страны диктует необходимость определения иерархии программ, выделение важнейших приоритетов и главных объектов социальной защиты, поскольку ограниченность ресурсов, выделяемых в социальную сферу не позволяет в равной мере успешно развивать все необходимые программы. Во-вторых, целесообразность изменения ролей субъектов социальной защиты, расширение в них объектной составляющей. Это означает, что наряду с государственными программами федерального, регионального и местного уровней все большую значимость по мере становления рыночных отношений будут приобретать и негосударственные программы, предполагающие полное или частичное включение интересов различных групп в выработку и реализацию социальной защиты. В-третьих, определение тех социальных групп и слоев, которые принимают на себя основные удары и тяготы переходного периода. Дефицит бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, неизжитый принцип остаточного финансирования социальной сферы, отсутствие благоприятной среды (экономической, правовой, на уровне общественного сознания) для развития спонсорства и благотворительности, неразвитость институтов гражданского общества - все это, а также необходимость поставить заслон развитию социального иждивенчества выводят на первое место в практической работе органов социальной защиты населения принцип адресности оказания социальной поддержки. Таким образом, проведение эффективной адресной политики социальной защиты должно опираться на анализ соотношений между бедными и богатыми, занятыми (частично или полностью) и неработающими, нуждающимися и ненуждающимися в различных формах поддержки и вспомоществования, их учет в процессе разработки программ. В-четвертых, учет специфики регионального развития, степени остроты и настоятельности решения социальных проблем того или иного региона. В настоящее время основной, доминирующей тенденцией в развитии социальной защиты населения является активная регионализация, т.е. перенос центра тяжести в решении практических задач социальной защиты населения в регионы. Органы управления, используя возможности своего бюджета, разрабатывают собственные программы социальной защиты населения, в пределах своей компетенции принимают решения, способствующие развитию благотворительности, привлечению дополнительных внебюджетных средств на цели социальной защиты населения. Например, в городах экологического неблагополучия основное внимание должно уделяться экологическим программам защиты населения, возможно, даже в ущерб другим программам. В городах с повышенной занятостью – программам борьбы с безработицей, по труду и занятости и т.д. Комплексное применение указанных методологических требований социологии и социальной политики позволяет обосновать необходимость и сформировать совокупность программ социальной защиты населения при переходе к рынку. Следует отметить, что в данных условиях основными субъектами социальных программ становятся органы территориального управления, которые с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов формируют и реализуют программы по оказанию помощи и поддержки наиболее слабо защищенным социальным группам и слоям населения. В наиболее общем виде социальная защита населения может быть представлена в виде комбинации двух составляющих: с одной стороны, действует единая скоординированная общегосударственная политика, реализуемая на данной территории, с другой - комплекс мер, в дополнение к ней, проводимый городскими и районными органами управления. В свою очередь, общегосударственная политика в ее региональном разрезе представляет собой территориальную разверстку республиканского социального бюджета на основании единых согласованных принципов, а также дифференцированный подход в части решения проблем социальной защиты ряда специфических регионов и городов. В целом, можно говорить об общегосударственной региональной политике социальной защиты в двух смыслах – широком и узком. В первом случае ее следует понимать как сочетание единого и дифференцированного подходов; во втором – только как особую политику в отношении населения отдельных регионов и городов. Таким образом, социальная защита выступает одним из важнейших способов обеспечения социальной безопасности и представляет собой деятельность государства, институтов гражданского общества, направленных на реализацию процесса формирования, развития и жизнеобеспечения личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на процесс ее социализации и функционирования, самоопределение и утверждение в жизни. Социальная защита позволяет согласовывать интересы личности, государства и общества, создавать систему дополнительных мер и стимулов к основным способам распределения доходов и потребительских благ, имеющих адресную направленность, т.е. обеспечивать более полное социально справедливое удовлетворение потребностей наиболее уязвимых слоев населения.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |