Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа по курсу 1 страница




Задания на контрольные работы

Контрольная работа

Студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Успешное выполнение контрольной работы возможно при серьезном, глубоком изучении теоретического материала и использовании рекомендуемых пособий и справочной литературы. Контрольная работа охватывает основные разделы современного русского языка и наиболее трудные вопросы основ культуры речи.

Студент, не получивший зачета по контрольной работе, к зачету по данному предмету не допускается.

 

 

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

для студентов-заочников всех специальностей

ВАРИАНТ № 1

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Алкоголь, алфавит, досуг, дефис, инсульт, коклюш, портфель, триптих.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекает внимание от главного. 2. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 3. Выступающий оперирует положительными примерами.

2. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. «Гранатовый браслет» – одно из самых подтверждающих произведений Куприна. 3. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. 4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы Чехова.

 

3. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. На поляне мы увидели высокий (земельный, земляной) холм. 2. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент). 3. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. 4. Студент быстро (усвоил, освоил) материал. 5. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Подберите к каждому предложению подходящие по смыслу устойчивые выражения.

1. Обычно он много болтает. А. Правая рука.

2. Он все умеет делать. Б. Язык без костей.

3. Он – главный мой помощник. В. Водой не разольешь.

4. Братья очень похожи друг на друга. Г. Как две капли воды.

5. Они неразлучные друзья. Д. Мастер на все руки.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь, воротила, выскочка, жертва, коллега, лакомка, лиса, марионетка, невежда, стрекоза, тряпка, тупица, ябеда, судья, старшина.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

Жирафы, яблоки, гуси, клавиши, манжеты, босоножки, пожарища, грозди, шампуни, боты.

 

3. Напишите цифры прописью.

1. Частное от деления 6884 на 6 равно 1144. 2. Библиотека института ежемесячно пополняется 300 книгами. 3. Разность между 87 и 58 составит 29. 4. Это небольшой старинный город с 4675 жителями.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобки слова в нужном падеже.

Встретиться (друг), мечта (счастье), преклонение (талант), долг (Родина), уплатить (квартира), восхищаться (друг), вздохнуть (свобода), скучать (родители).

 

2. Найдите ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота.

1. Как приятно знать, что, придя домой после работы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн был сам шахтером. 3. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит. 4. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Т…желые тучи обл…жили горизонт. Холодный ветер рванул и со свистом понесся по степи бе…порядочно закружился и поднял такой шум что (из)за него (не) было слышно (ни, не) грома (не, ни) скрипа колес. Он дул (из)под черной тучи неся с собой облака пыли зап…х дождя и мокрой зелени. Лу(н, нн)ый свет бледный и др…жащий стал как (будто) грязнее звёзды еще больше нахмурились и видно было как по краю дороги сп…шили куда(то) назад облака пыли и их тени. Теперь вихри кружась и увл…кая с земли пыль сухую траву и перья поднимались под самое небо.

ВАРИАНТ № 2

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Разделите слова на 3 группы: с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге и с ударением на третьем слоге.

Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, перекупщик, страховщик, кислица, танцовщица, часовщик, баловница.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Бомонд, будуар, толерантность, грассировать, лорнет.

2. Устраните речевую избыточность.

Глубокая бездна, подскочить вверх, огромная махина, местный абориген, сатирическая карикатура, коллеги по труду.

3. Составьте словосочетания с приведенными паронимами.

Призывной – призывный, сытый – сытный, дипломник – дипломат, войти – взойти, черепаший – черепаховый.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером. 2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 3. Еще недавно ему пели фимиамы.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания с данными словами, используя в качестве определения прилагательное.

Барбекю, дефиле, меню, Миссисипи, секьюрити, телешоу.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бурят, башкир, баклажан, гренадер, ботинок, сапог, мандарин, рентген.

3. Напишите цифры прописью в данных сочетаниях.

2 ученика, 2 учеников, 3 студентов, 3 студентки, 3 суток, 4 ножниц.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Ругать (беспечность), информировать (ход выполнения задания), любовь (Родина), благодаря (помощь), ориентироваться (мир книг).

2. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами.

1. Девочка, которая исполняет танец, учится в балетной школе. 2. Врач, который лечил меня, давно стал известным специалистом. 3. Мальчик, который катается на коньках, мой хороший друг. 4. Мать, которая катала ребенка, очень удивилась нашему появлению.

3. Найдите речевые и стилистические ошибки, исправьте предложения.

1. Онегин и Ленский – две ветви старого пня. 2. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. 3. Я познакомился с ужасно красивой девушкой. 4. В магазин завезли импортные моющие обои. 5. Я предъявил оплоченный чек.

 

Задание № 7. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.

ВАРИАНТ № 3

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Августовский, зубчатый, флейтовый, тигровый, гербовый, юродивый, украинский.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Работа конференции лимитируется; предлагаем пролонгировать договор; автобус, направляющийся для шопинга в Турцию; без «паблисити нет просперити»; интуиция подсказывала решение.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. 1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Питательная маска подпитывает кожу. 3. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.

 

3. Составьте предложения с данными синонимами.

Величественный, величавый, грандиозный, помпезный, державный, царственный.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Положив руку на сердце, хочу сказать. 2. Тесть попался на дешевую удочку рекламы. 3. Нечего биться головой об лед.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род аббревиатур и составьте с ними словосочетания.

УВД, МХАТ, ГЭС, СНГ, ЖСК, ООН.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Носки, армяне, войска, копья, погоны, клипсы, консервы.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

Более (4,5 тысяч) горожан, расходы выросли до (12,5 триллионов рублей), к (25 декабря), с результатом (125,55 балла).

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Удивляться (способность), отчитаться (работа), примириться (недостатки), убедиться (правота), вовлечь (работа).

2. Исправьте ошибки в данных предложениях с деепричастными оборотами.

1. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. 2. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ. 3. Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры. 4. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл. 5. Мне понравился второй день экскурсии, приехав во Владимир.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

1. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Море огромное лениво вздыхающ… у берега уснуло и (не)подвижно (в) дали облит… голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое оно сл…лось там с син…м южн…м небом и крепко спит отр…жая в себе прозрачную ткань пер…стых обл…ков (не)подвижных и (не)скрывающ…х собой золотых узоров звезд. Горы поросш… деревьями уродл…во изгнутыми норд-остом ре…кими взмахами подняли вершины в син…ю пустыню над ними суровые контуры округлились одетые теплой и ласковой мглой южной ноч….

ВАРИАНТ № 4

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Без умолку, аналог, асимметрия, тортов, о возрастах.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Альянс, юрисдикция, эмбарго, демагогический, абсорбция.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». 2. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

 

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Будний – будничный, выборный – выборочный, демократический – демократичный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, долго не идут. 3. У нас буквально глаза полезли на затылок.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Вернуться в свои пенаты. 2. Легкая, как Терпсихора. 3. Узы Гименея.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Негритянский) гетто, (глубокий) декольте, (мандариновый) джем, (шерстяной) кашне, (старый) кенгуру.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Торт, свитер, простыня, клешня, ясли.

 

3. Напишите количественные числительные прописью, составьте с ними предложения.

К 345; от 98; из 946; перед 44.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Информировать (ход выполнения задания); свидетельствовать (работа), повлиять (решение), ругать (беспечность), упрекать (бездеятельность).

 

2. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами.

1. После того как помещик прочитал это письмо, он был в глубоком изумлении. 2. Когда мальчик переходил через рельсы, он был оглушен неожиданным свистком паровоза. 3. После того как ребята подъехали к реке, они остановили лошадей.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

В той тишине как (бы) медле(н, нн)о тронулась с места божестве(н, нн)ая воздушная колесница со св…ркающими ободами и спицами и пок…тилась по (н…)зримым волнам за пр…делы зала ост…вляя за собой долго (не)стихающий всякий раз вновь возр…ждающийся из (не)исч…рпаемых запасов духа торжестве(н, нн) и ликующий след гол…сов.

 

ВАРИАНТ № 5

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Деньгами, призом, комбайнер, новорожденный.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Беллетрист, филателист, аскет, ретроград, абсолютный.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Они вынуждены были совершить вынужденную посадку. 2. Он приехал на стройку два года тому назад. 3. Судя по тем находкам, которые, они нашли,. Уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.

 

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Архаический – архаичный, воспитательский – воспитательный, гармоничный – гармонический.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Он бьется как рыба в воде. 2. Вопрос с топливом сложный и просто забросать шапками его нельзя. 3. Старушка, видимо, устала, она шла медленно на одном дыхании.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Драконовы методы. 2. Лебединая песня. 3. Между Сциллой и Харибдой.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Широкий) авеню, (понятливый) шимпанзе, (золотой) пенсне, (крутогорбый) зебу, быстрый (попурри).

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цапля, кочерга, простыня, солдат, пролетарий.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

С 6, о 22, перед 134, до 1972.

 

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Приплыть, добраться, достичь (берег); препятствовать, тормозить (движение).

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

1. В одном из залов ресторана, который был недавно отремонтирован, возник пожар. 2. Письма, которые поступают в редакцию, внимательно изучаются. 3. Работа, которая была выполнена в короткий срок, вызвала критику экспертов.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Слушатели были покоре(н, нн)ы зач…рова(н, нн)ы повергнуты в раздумья каждому представился самому по себе (в) одиночку пр…мкнуть к тому что веками сл…галось в трагических заблуждениях и оз…рениях разума веч(?)но ищущего себя (во)вне и в (то)же время (в)месте (со)всеми ко(л, лл)ективно воспр…нять Слово уд…сят…ряющее силу пения от сопр…час…ности к нему множ…ства душ….

 

 

ВАРИАНТ № 6

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Каталог, заиндеветь, донельзя, наголо, мастерски.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Апатичный, реликт, фолиант, раритет, ретроград.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. В кошельке осталось всего три рубля денег. 2. На вечере присутствовали молодые бойцы и пожилые ветераны. 3. Присутствующим были вручены дипломы и памятные сувениры.

 

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Туристский – туристический, железный – железистый, невежа – невежда.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Чтобы скорее решить вопрос, документы были положены под сукно. 2. Новая работа пришлась ему по душе: наконец-то он попал в переплет. 3. Он никогда не держал камня под мышкой, всегда говорил правду.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Гора родила мышь. 2. Менторский тон. 3. Из мухи делать слона.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Ресторанный) меню, (непроницаемый) жалюзи, (черный) кофе, (овощной) рагу, (красивый) какаду.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Дупло, блюдце, дрязги, чулок, турок.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

Перед 9, над 77, около 985, с 2794.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Жажда, потребность, стремление (деятельность), убежденность, верящий (правота дел).

2. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами.

1. После того как дети быстро разделись, они бросились в воду. 2. После того как кучер остановил лошадей, он соскочил на землю. 3. Как только баржа поднимется вверх по Волге, она будет выгружена на причалах Ярославля.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Изба лесника состояла из одной комнаты закоптелой ни…кой и пустой без полатей и перегородок. Изорва(н, нн) тулуп в…сел на стене. На лавк… л…жало одноствольное руж(?)ё в углу в…лялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печ(?)ки. Лучина г…рела на столе п…чально в…пыхивая и пог…сая. На самой середине избы в…села люлька, пр…вязанная к концу дли(н, нн)ого шеста. Девочка пог…сила фонарь пр…села на скамейку и начала правой рукой к…чать люльку левой попр…влять лучину. Я смотрел кругом – сер…це (во)мне заныло невесело войти ноч…ю в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал т…жело и скоро.

ВАРИАНТ № 7

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Кремень, по средам, планерный, прожил, хитро.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Инцидент, коллаж, триптих, нумизмат, эпатировать.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. На комбинате разработаны новые приборы и научные разработки в области тонкой химической технологии. 2. Студент грамотно составил свою автобиографию. 3. Жара в июне месяце стояла неимоверная.

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Игривый – игристый, дельный – деловой, огненный – огневой.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Вот и попал как кур во щи. 2. Он любил петь под чужую дудку. 3. Этот человек съел собаку в своем деле.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Дамоклов меч. 2. Двуликий Янус. 3. Львиная доля.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Принципиальный) пари, (говорящий) какаду, (целебный) алоэ, (свежий) интервью, (экзотический) Дели.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Болотце, плечико, западня, баня, солдат.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

С 11, перед 373, взамен 2479, над 22.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Восхищение, уважение, гордость (подвиг), тосковать, скучать (вы).

2. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами.

1. Как только я перечитал рукопись, я решил ее доработать. 2. После того как брат поселился в деревне, он стал мечтать о новой жизни. 3. Когда друзья возвращались домой, другой дорогой должны были переходить реку брод.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Второй этаж сост…ял из (не)скольких пом…щений разной величины. Самое крупное большая гости(н, нн)ая. Она имела овальную форму. Гр…мадная в…тая бронзовая люстра нав…сала над ее центром. Четыре потускневших зерк…ла а (к, кк)уратно распол…гались по стенам (в)переме…ку со сливоч(?)ными коло(н,нн)ами д…ван м…нувшего ст…летия обитые вишневым француз…ким барх…том оп…ясывали гости(н, нн)ую вел…колепный п…ркет бл…стал буд(то) вчера натертый. Гости(н, нн)ая к…залась пустой лиш…(н, нн)ая рояля и кресел за (то) она открывала теперь свое пр…странство годное для фехтования и одиночества.

ВАРИАНТ № 8

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Ворожея, духовник, закупорить, ракушки, паралич.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Арьергард, бестселлер, визави, дегустация, инспирировать.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива перфекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

 

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Комический – комичный, явный – явственный, злой – злостный, понятный – понятливый.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Покрывало Изиды. 2. Восстать, как Феникс, из пепла. 3. По когтям узнают льва.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Коварный) Миссури, (летний) пальто, (дорогой) боа, (знойный) сирокко, (роскошный) барокко.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Окошко, помидор, мордвин, лезвие, наволочка.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

Над 7, перед 73, около 347, с 2543.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Интересоваться (искусство), любовь (Родина), исследовать (территория), благодаря (помощь), согласно (предписание).

 

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

1. Он не тревожился о семье, которую оставил без всяких средств к существованию. 2. Руководитель не обращает внимания на статью, которая указывает на беспорядки, которые царят в сварочном цеху. 3. Режиссеру передали видеофильм, который был снят его студентами.

 

Задание № 7. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

В белом уже изрядн(о, а) поноше(н, нн)ом (полу)фраке с княжеского плеча но тщательно отутюже(н, нн)ом с (не)вероятным каким (то) шарфом на шее круглолиц…й и кривоногий с ореховой тростью в руке Афанасий медле(н, нн)о кружил в (н…)котором отд…лении от в…ранды с точ(?)ностью определяя име(н, нн) такое ра(с, сс)тояние которое позв…ляло ему (не)быть св…дет…лем госпо…ской беседы и одновреме(н, нн)о в нужный м…мент улавл…вать любые желания князя.

 

ВАРИАНТ № 9

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Завидно, каучук, красивее, маркетинг, (остричь) наголо.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Куранты, магнетический, меркантилизм, прагматизм, преамбула.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Последним остатком свободной торговли являются свободные базары. 2. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 3. Мы добились столь высоких хороших результатов.

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Опасный – опасливый, осудить – обсудить, тактичный – тактический, хозяйский – хозяйственный, удачный – удачливый.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 2. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 3. Сыр-бор в основном развернулся из-за закрытия стадиона.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Плясать под чужую дудку. 2. Весы Фемиды. 3. Сизифов труд.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.