КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура педагогического мастерства
Педагогическое мастерство представляет собой систему, все компоненты которой взаимосвязаны и им свойственно саморазвитие. I. Высокий уровень общей и педагогической культуры. Культура учителя (воспитателя) - это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство. Понятие «культура» имеет различные определения (более 200). Наиболее общим является следующее определение. «Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества». («Философский словарь /Под редакцией М.М.Розенталя - М., 1972, с.196). Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком. 2. Гуманистическая направленность личности педагога - это его интересы, ценности, идеалы. Каждый педагог должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Педагогическая направленность личности каждого педагога многогранна. Ее составляющие ценностные ориентации следующие: 1. На себя - самоутверждение - чтобы видели во мне знающего требовательного, настоящего педагога. 2. На средства педагогического воздействия. 3. На ребенка, детский коллектив. 4. На цели педагогической деятельности. Все виды направленности должны быть гармонично скорректированы: достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанника и, конечно, важно правильно определенные цели деятельности. 3. Профессиональные знания и умения являются важнейшей частью педагогического мастерства. Что составляет содержание профессиональных знаний? • философские; • психолого-педагогические; • социальные; • специальные; • дополнительные знания, Важно, чтобы они были комплексными, чтобы педагог мог синтезировать изучаемые науки. К профессиональным умениям относят следующее: • диагностические; • коммуникативные; • организаторские; • исследовательские; • проектировочные. 4 Педагогические способности. Ученые исследователи выделяют ведущие из них: * дидактические (учебные) • коммуникативные (способность общаться) • перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность) • эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой) • прогностические (способность намечать перспективы) • креативность и импровизацию (способность к творчеству) • интуицию (способность предвидеть), • эмпатию (способность к сопереживанию) 5. Технологическая компетентность, которая проявляется в овладении различными педагогическими технологиями. Педагогические технологии - это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей. В узком смысле слова, педагогическая технология — это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. Практически педагогическая технология реализуется через систему слагаемых, среди которых можно выделить основные: • технологию педагогической оценки (ТПОц) • технологию педагогического требования (ТПТ) • технологию педагогического создания и разрешения конфликта (ТПСиРК) • технологию педагогического информативного воздействия (речевого и демонстрационного). и дополнительные • технологию организации групповой воспитывающей деятельности • технологию создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата • технологию этической защиты • технологию организации воспитывающей среды и др. Элементом педагогической технологии является педагогическая техника. ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма (психофизического аппарата) как инструмента воздействия. Условно эти умения можно разделить на четыре группы: 1. Речевые, или вербальные (голос, дикция, интонация, темпо-ритм и др) 2. Неречевые, или невербальные (мимика, пластика, артикуляция, жестикуляция, экспрессивная окраска пластики, движения педагога по классу). 3. Социально-перцептивные (восприятие, внимание, наблюдательность, воображение и т д) 4. Управление эмоциональным состоянием (снятие психического напряжения, саморегуляция, релаксация и аутотренинг, самовнушение, создание творческого самочувствия) Через педагогическую технику, как через некую призму преломляется реализация всех остальных элементов педагогической технологии. Например: если учитель (воспитатель) имеет невнятную дикцию, то ему трудно объясниться с детьми; если он излишне жестикулирует, то это может отвлекать учеников от восприятия излагаемого содержания; когда он чрезвычайно вспыльчив, то это отражается на всем характере взаимодействия и взаимоотношений со школьниками. Учитель (воспитатель) самостоятельно может вырабатывать технические умения, занимаясь дыхательной гимнастикой, ораторским искусством, тренируя выносливость своего голоса, разнообразя эмоциональную окраску произносимых фраз, проводя самоанализ своей деятельности и обращаясь по мере необходимосги к самовнушению и аутогенной тренировке и т.д 6. Профессионально значимые личные качества: • гражданственность • патриотизм • интеллигентность (совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемых к людям -носителям культуры) • духовно-нравственная культура • любовь к детям • трудолюбие и работоспособность • ответственность • технологическая компетентность. Духовность означает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |