Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические способности




Основные понятия и термины по теме

Основные и дополнительные источники по теме

Практическое занятие

1. Составление схемы «Структура педагогического мастерства»

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Раскройте подходы к определению понятия «педагогическое мастерство»

2. Перечислите основные компоненты педагогического мастерства

3. Что по – мнению Н.Н. Тарасевич, является основой педагогического мастерства? Условием саморазвития мастерства? Средствами саморазвития мастерства?

 

1. Байкова, Л.А., Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии[Текст] - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

2. Мижериков, В.А., Ермоленко, М.Н. Введение в педагогическую профессию[Текст]: учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 288 с.

3.Основы педагогического мастерства[Текст]/ под редакцией И.А.Зязюна. - М.:Просвещение, 1989. - 302 с.

 

 

Тема 3.5: Характеристика структурных компонентов педагогического мастерства

Способности - индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

Способности педагогические - обобщенная совокупность таких индивидуально - психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя (воспитателя), которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности

Техника педагогическая - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма (психофизического аппарата) как инструменты воздействия.

Педагогическая техника - совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения целей своей деятельности

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики достигнутую ступень в развитии личности.

Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающеюся педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1. Педагогические способности

2. Педагогическая техника

3. Профессионально – значимые личные качества

4. Педагогическая культура

5. Профессиональные знания и умения

 

В успешной деятельности педагога велика роль профессиональных способностей. Педагогические способности являются условием успешности саморазвития педагогического мастерства.

1. Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (Психология: Словарь /Под редакцией А.В.Петровского и М.Р.Ярошевского, М.Политиздат, 1990).

2. Способности педагогические - обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.

Отечественные исследователи на основе положений С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова выделили целый набор педагогических способностей.

Так, Н.Д.Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

• способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

• способность понимать учеников, базирующая на наблюдательности;

• самостоятельный и творческий склад мышления;

• находчивость или быструю и точную ориентировку;

• организаторские способности.

Ф.Н.Гоноболин называет уже двенадцать способностей, которые можно объединить в группы.

I. Дидактические способности, соотносимые с более общей способностью к передаче знаний в краткой и интересной форме.

• способность делать учебный материал доступным учащимся;

• способность связывать учебный материал с жизнью. II. Рефлексивно-гностические способности

• понимание учителем ученика;

• интерес к детям;

• творчество в работе;

• наблюдательность по отношению к детям.

III. Интерактивно-коммуникативные способности

• педагогически волевое влияние на детей;

• педагогическая требовательность;

• педагогический такт;

• способность организовать детский коллектив.

IV. Способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности представлены В.Л.Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.

1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету и т.д.

2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдативность и т.д. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности - это 1) способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, 2) способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности - способность непосредственно эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога. Способный учитель (педагог) следит:

• за содержанием и формой изложения материала;

• за развертыванием своей мысли, мысли ученика;

• держит в поле внимания всех учащихся;

• реагирует на признаки утомления, невнимательности, замечает все случаи нарушения дисциплины;

• следит за собственным поведением (поза, мимика, походка).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.