Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и место автомобильного транспорта е ЕТС




Характеристика единой транспортной системы.

План.

 

1. Характеристика единой транспортной системы.

Транспортная система - это комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимной зависимости в процессе осуществления перевозок.

В настоящее время в состав Единой транспортной системы (ЕТС) входят следующие виды транспорта:

• железнодорожный;

• водный (морской и речной);

• автомобильный;

• воздушный;

• трубопроводный (нефтепродуктопроводы, газопроводы и т. д.).

Кроме того, специфическими звеньями транспортной системы являются городской транспорт (метро, трамвай, троллейбус, автобус, такси) и промышленный (вернее его назвать внутрипроизводственным), к которому относятся конвейеры, подъемные краны, тельферы, электро-, автокары и т. д.

Понятия «городской транспорт» и «промышленный транспорт» - собирательные, поскольку ни тот, ни другой не существуют как единое хозяйство в масштабах страны или региона, а действуют обособленно (на данном предприятии или в данном городе), вне зависимости от подобных видов транспорта, действующих в других городах или на других предприятиях.

Транспорт может быть универсальным, т. е. осуществлять все виды перевозок (грузовые и пассажирские), и специализированным. Структура транспортной системы страны представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структура Единой транспортной системы страны

Железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный виды транспорта являются по своей сущности универсальными, так как способны перевозить любые грузы и пассажиров, хотя в их составе имеются специализированные средства для перевозки определенных видов груза (железнодорожные и автомобильные цистерны и танкеры для перевозки жидких веществ; автомобили-самосвалы и вагоны-думпкары для пере-возки сыпучих грузов и т. д.).

Трубопроводный транспорт является сугубо специализированным, так как предназначен только для перемещения жидкостей и газов, хотя имеются проекты и по его использованию для транспортирования других видов груза, например сыпучих грузов или гидросмесей.

Каждый вид транспорта обладает достаточно сложным технологическим оборудованием, к которому относятся подвижной состав, стационарные сооружения, специальное оборудование.

Подвижной состав железнодорожного транспорта - это локомотивы (тепловозы, электровозы и т. п.), самодвижущиеся единицы (моторные вагоны с электрическим или дизельным двигателем, дрезины и т. п.) и вагоны (товарные, пассажирские, специальные платформы и т. п.). К стационарным сооружениям относятся железнодорожный путь с искусственными сооружениями (мосты, тоннели и т. п.), станции и другие разделительные пункты (разъезды, путевые посты и т. п.), система электроснабжения (контактная сеть, тепловые подстанции и т. п.), система регулирования движения.

Подвижной состав водного транспорта - это флот, т. е. самоходные суда: транспортные (пассажирские, грузопассажирские и грузовые), служебновспомогательные (буксиры, ледоколы и т. п.), а также несамоходные суда (баржи). К постоянным средствам водного транспорта относятся водный путь, включающий естественное водное пространство, искусственные сооружения (каналы, шлюзы и т. п.) и береговое хозяйство (порты и пристани).

Техническую базу автомобильного транспорта составляют подвижной состав: автомобили, прицепы и полуприцепы - и стационарные сооружения: автомобильные дороги и автотранспортные предприятия (АТП), станции технического обслуживания, автостанции, стоянки, ав-тозаправочные станции и т. п.

На воздушном транспорте к подвижным средствам относятся летательные аппараты (ЛА): самолеты и вертолеты, которые в зависимости от назначения и области применения делятся на пассажирские, грузо-вые, комбинированные и специальные, а также учебно-тренировочные. Стационарными сооружениями являются аэропорты, навигационное и технологическое оборудование, обеспечивающее техническое обслу-живание полета ЛА по воздушным трассам.

В отличие от всех рассмотренных видов транспорта трубопровод-ный не имеет подвижного состава, роль пути для груза играет собствен-но трубопровод (так называемое линейное оборудование), а для переме-щения по нему жидкости или газа служат насосные или компрессорные перекачивающие станции. На трубопроводах сооружаются резервуарные парки (головной, конечный и промежуточный), распределительные узлы в местах разветвления трубопроводов или в местах подачи транспортируемого продукта и т. п.

2. Роль и место автомобильного транспорта в ЕТС

Различные виды транспорта имеют различную степень универсальности, которая бывает перевозочной (способностью производить все виды перевозок - пассажирские и грузовые) и территориальной (способность достаточно полно обслуживать всю территорию страны). Разные виды транспорта различаются по себестоимости перевозок, скорости движения, регулярности функционирования, производительности труда и т. д.

Самым дешевым видом транспорта является трубопроводный. Однако он не является универсальным и может сравниваться с другими ви-дами транспорта только по перевозкам нефтяных грузов (нефти, нефте-продуктов и природного газа). Трубопроводный транспорт является наиболее экономичным (себестоимость перевозок в 2 раза меньше, чем у водного транспорта, и в 2,5 раза, чем у железнодорожного) и производительным, обеспечивающим непрерывную доставку и практически полную сохранность транспортируемых грузов.

Водный транспорт обладает перевозочной универсальностью и достаточно экономичен. В массовых межконтинентальных перевозках водный транспорт практически незаменим, значительно превосходит воздушный транспорт по производительности, но не обладает террито-риальной универсальностью, так как может использоваться только в приморских районах или при наличии внутренних водных путей. Крупным недостатком водного транспорта является его сезонность.

Железнодорожный транспорт благодаря массовости перевозок, до-вольно низкой себестоимости и высокой производительности занимает доминирующее положение в стране. Он превосходит все виды транспорта по провозной способности и регулярности работы, обладает также высокой территориальной универсальностью, но только в рамках действующей железнодорожной сети, т. е. при наличии рельсовой колеи, сооружение которой принципиально возможно в любом районе страны, с учетом экономических обоснований. (Например, строительство Байкало-Амурской магистрали в тяжелых природных условиях потребовало огромных затрат, а в настоящее время грузопотоки и пассажирские перевозки на ней практически отсутствуют.) Следует отметить, что себестоимость грузовых перевозок на железнодорожном транспорте зависит от их дальности и резко возрастает при ее уменьшении. При сокращении дальности с 800 до 200 км себестоимость возрастает в 1,6 раза, до 100 км - в 3,5 раза, до 50 км - в 6,3 раза и до 25 км - в 12 раз.

Воздушный транспорт достаточно дорог: авиационные перевозки грузов могут быть в 60-70 раз дороже, чем железнодорожные. Стоимость перевозки по воздуху пассажиров практически близка к стоимости перевозки их в спальных вагонах двухместного купе. По скорости перемещения пассажиров и грузов воздушный транспорт превосходит все другие виды транспорта в несколько раз, причем перевозки могут производиться в любом направлении. Транспортная универсальность авиации ограничивается имеющейся в наличии сетью аэродромов, особенно при использовании наиболее экономичных самолетов большой грузоподъемности.

Положительную роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловливают его специфические особенности:

высокая маневренность и подвижность, что позволяет быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве в нужном месте;

• способность доставлять грузы «от двери до двери»;

• высокая скорость доставки: на расстояния до 200 км в 5 раз бы-стрее, чем железнодорожным, и в 12 раз быстрее, чем в смешанном же- лезнодорожно-автомобильном сообщении; на расстояние 500 км соот-ветственно в 3 и 7 раз. Специалисты считают, что на расстоянии суточ-ного пробега автомобиля (300-350 км) автомобильный транспорт вне конкуренции даже с железнодорожным;

• обеспечение сохранности грузов (за счет меньшего количества перевалок в процессе транспортировки);

• широкая сфера применения по видам грузов и системам сооб-щения;

• меньшие капиталовложения на подготовку путей сообщения при малых грузопотоках (при крупных приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

К недостаткам автомобильного транспорта относят:

• высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем в других видах транспорта);

* высокий уровень загрязнения окружающей среды;

* большую трудоемкость (из всех работников транспортной от-расли примерно 3/4 работают в автотранспортной, что по состоянию на 2007 год составляло около 4 млн чел.);

* низкий уровень производительности труда (в основном из-за малой грузоподъемности подвижного состава);

* большую металло- и энергоемкость;

* проблему организации и безопасности движения (в том числе изоляция потоков пешеходов от транспортных потоков, автоматизация управления движением);

* топливно-энергетическую проблему. (Грузовые автомобили оте-чественного производства грузоподъемностью до 2 т расходуют в 2 раза больше горючего, чем аналогичные транспортные средства за рубежом, грузоподъемностью 5-8 т - в 1,2-1,3 раза, автобусы длиной 6-7 м - в 1,5-1,7 раза, длиной 10-13 м - в 1,2-1,3 раза.)

Таким образом, сравнивая различные виды транспорта по эконо-мическим и техническим показателям, можно сделать ряд выводов, по-зволяющих оценить область их применения, а именно:

1. Капитальные вложения при строительстве железных дорог на 1 км пути превышают стоимость строительства автомобильных дорог такой же протяженности в среднем в 1,5-2 раза, причальных устройств и других постоянных сооружений речного транспорта также на 1 км пути - в 6-7 раз, 1 км трубопроводов - в 2-2,5 раза. Однако если удельные капиталовложения отнести к единице грузопотока, т. е. к тонно-километру, то при небольших размерах грузопотока (1 млн т в год) наиболее капиталоемким останется железнодорожный транспорт, а при более крупных становится автомобильный, как менее производительный.

Кроме капитальных вложений, при сравнении разных видов транс-порта необходимо учитывать также эксплуатационные расходы, которые складываются из расходов на начальные и конечные операции и расходов на передвижение грузов.

Затраты на начальные и конечные операции на автомобильном транспорте минимальны, так как включают только стоимость погрузоч-но-разгрузочных работ и стоимость простоя автомобиля под загрузкой и разгрузкой.

На железнодорожном транспорте затраты на эти операции гораздо выше, так как помимо погрузочно-разгрузочных работ и простоя ваго-нов осуществляются формирование составов, маневры, связанные с формированием и расформированием составов, для чего необходимо иметь путевое хозяйство и маневровые средства и т. д.

Еще более высоки затраты на начальные и конечные операции на водном транспорте, где необходимо накопить грузы, загрузить судно, содержать сложные портовые сооружения и т. д., поэтому на коротких расстояниях преимущество имеет автомобильный транспорт.

2. На железнодорожном и водном транспорте величина себестоимости перевозок резко падает с увеличением расстояния, что обусловлено сравнительно низкими затратами непосредственно на перемещение грузов. Так, при возрастании дальности перевозок с 10 до 100 км их себестоимость на морском транспорте сокращается в 10 раз, на железно-дорожном и речном - в 8-9 раз, а на автомобильном - только в 2 раза.

Но нельзя считать, что автомобильные перевозки выгодны только на расстояние в 10-20 км. Прямые автомобильные перевозки экономически более выгодны на расстояние и свыше 100 км, так как не требуется перегрузка и выше скорость перевозок. Время доставки груза на расстояние 200 км автомобильным транспортом в 5,5 раз меньше, чем железнодорожным транспортом.

При транспортировании ценных скоропортящихся грузов автомо-бильный транспорт может оказаться предпочтительнее даже при даль-ности свыше 1000 км.

3. Автомобильный транспорт взаимодействует со всеми другими видами транспорта, доставляя грузы от грузоотправителя до железнодорожной станции, порта или аэродрома и от их пунктов - до грузополучателя.

Благодаря перечисленным преимуществам автомобильный транспорт является предпочтительным видом транспорта в народном хозяйстве страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.