КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Питання до самоконтролю
Классы автомобильных дорог Категории автодорог. Характеристики различных путей сообщения. План. Питання до самоконтролю 1. Характеристика транспортной сети. 2. Операции при выполнении перевозок. 3. Что обеспечивает сеть магистральных линий? 4. Дать определение плотности транспортной сети. Література. 2. Единая транспортная система: Учебник для вузов./ В.Г.Галабурда, В.А.Персианов, А.А.Тимошин и др.; Под ред. В.Г.Галабурды. 2-е изд. С изменением и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303с. 3. Масленников Ростислав Ростиславович, Владимир Николаевич Ермак. Введение в специальность: учебник [Электронный ресурс] для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» всех форм обучения / Р.Р. Масленников, В.Н. Ермак. - Электрон. дан. - Кемерово: ГУ КузГТУ, 2011.- 106 с.
Тема 4. Шляхи сполучення. Автомобільні дороги, їх властивості і характеристики. Мета: Ознайомитись зі шляхами сполучення, автомобільними дорогами їх властивостями та характеристиками. 4.1. Характеристики различных путей сообщения Автомобильные дороги являются неотъемлемым звеном единой транспортной сети, состоящей из путей сообщения самостоятельных видов транспорта. Поскольку ни один из самостоятельных видов транспорта не может существовать без автомобильного, то и его пути сообщения (автомобильные дороги) играют ведущую роль в единой транспортной системе страны. Объективным показателем развитости дорожной сети является отношение протяженности дорожной сети к 1000 км площади страны (области, района) (табл. 8.1). Автомобильная дорога - это комплекс инженерных сооружений (земляное полотно, проезжая часть, мосты, развязки) и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей движение нерельсовых транспортных средств и пешеходов (различные служебные здания, предприятия придорожного сервиса и т. п.). В соответствии с принятыми 1 января 1987 г. СНиП (Строительными нормами и правилами) все вновь строящиеся и реконструируемые автомобильные дороги общего пользования и подъездные дороги к промышленным предприятиям в зависимости от расчетной интенсивности движения и их народнохозяйственного и административного значения подразделяют на 5 основных категорий (табл. 8.2). Категория I, в свою очередь, имеет две подкатегории: 1-а и 1-б. При этом к категории 1-а отнесены наиболее совершенные магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения, в том числе предназначенные для международного сообщения. К остальным категориям относятся прочие дороги общегосударственного, республиканского, краевого и областного, а также местного значения. Таблица 8.1 Плотность автомобильных дорог в различных странах Важными транспортно-эксплуатационными показателями дорог являются расчетная скорость и допустимые осевые нагрузки, которые составляют для дорог 1-1V категорий - 10 тс и для V категории -6 тс. Расчетной скоростью считается наибольшая возможная по условиям безопасности движения скорость одиночных автомобилей при нормальном сцеплении шин с поверхностью дороги. По этому показателю расчетами устанавливают технические нормы проектирования на отдельные элементы дорог (участки кривых в плане и продольный профиль, продольные уклоны и др.). Автомобильная дорога как таковая имеет проезжую часть и земляное полотно. Проезжая часть предназначена для движения автомобилей, имеет дорожную одежду, состоящую, как правило, из нескольких слоев покрытия: верхнего, наиболее прочного слоя дорожной одежды, и дополнительных слоев - основания. Применяют следующие четыре основных типа дорожных покрытий: - усовершенствованные капитальные (для дорог 1-111 категорий) - цементобетонные монолитные, железобетонные, армо- бетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании; - усовершенствованные облегченные (для дорог I I I-1V категорий) - из щебня, гравия, песка, обработанных вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона; - переходные (для дорог 1V-V категорий) - щебеночные и гравийные, из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими материалами, мостовые из булыжника; - низшие (для дорог У категории) - из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками. Нормальное сцепление шин с дорогой обеспечивается на чистом сухом или увлажненном дорожном покрытии, имеющем коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч для сухого покрытия 0,6, а для увлажненного - от 0,45 до 0,6 в зависимости от условий движения автомобиля, определяемых уклонами дороги, радиусами кривых в плане и расстоянием видимости. Указанные значения коэффициентов сцепления обеспечиваются в эксплуатации специальной поверхностной обработкой дорожных покрытий. При выборе трассы и конструкции автомобильной дороги учитывают ее воздействие на состояние окружающей среды, как в период строительства, так и во время эксплуатации, а также сочетание дороги с ландшафтом, при этом отдают предпочтение вариантам, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Автомобильные дороги 1-111 категорий должны прокладываться, как правило, в обход населенных пунктов. Для обеспечения бесперебойного движения на автомобильных дорогах действуют службы ремонта и содержания всего комплекса инженерных сооружений дороги. При этом автомобильные дороги должны обеспечивать: - организованное, безопасное, удобное и комфортное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; - соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; - удобное, понятное и безопасное расположение примыканий, пересечений и развязок; - необходимое сцепление шин автомобиля с поверхностью проезжей части дороги. Таблица 8.2 Основные технические характеристики автомобильных дорог (по СНиП 2.05.02-85) НР - не регламентируется На опасных участках дорог, в темное и сумеречное время суток, когда на фоне темного дорожного покрытия плохо видны препятствия, необходимо применять светлые дорожные покрытия. К опасным участкам относятся пешеходные переходы, остановки автобусов, дополнительные полосы движения на подъемах, проезжая часть в неосвещенных тоннелях, дорога под путепроводами, на малых мостах и других сооружениях. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах применяют на участках в пределах населенных пунктов, на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий, как между собой, так и с железными дорогами. Включение освещения на автомобильных дорогах производят при снижении уровня естественной освещенности до 15-20 лк. На дорогах категории I должна быть установлена аварийновызывная телефонная связь. На участках дорог II и III категорий при смешанных транспортных потоках создают дополнительные полосы движения для тихоходного грузового движения в сторону подъема. На кривых в плане участках дорог с радиусом менее 2000 м (для дорог I категории - 3000 м) создают виражи (наклонное полотно дороги), обеспечивающие безопасность движения автомобилей с наибольшими скоростями. В горной местности на трудных участках дорог предусматривают площадки для остановки автомобилей для отдыха. Размеры площадки должны обеспечивать стоянку не менее 3-5 грузовых автомобилей. На затяжных спусках предусматривают проти- воаварийные съезды - автомобильные ловушки. Автобусные остановки на дорогах категории Ьа располагают вне пределов земляного полотна. Остановочные площадки на дорогах категорий Ьб-Ш отделяются от проезжей части разделительной полосой. К обустройству дорог относятся различные дорожные ограждения, остановочные площадки, технические средства организации движения, освещение, зеленые насаждения, малые архитектурные формы. Автомобилестроители создают подвижной состав для выполнения самых разнообразных перевозок. Многие из автомобилей специализированы для перевозки отдельных видов грузов (молоковозы, цементовозы, нефтепродуктовозы и т. п.), и, если потребности в таком подвижном составе устойчивые, это не является недостатком. Автомобильные дороги надежны и требуют регулярного умеренного текущего содержания. В настоящее время они имеют прочную конструкцию, обычно из бетона, но часто — из щебня, обработанного битумом, выпуклой формы, облегчающей скатывание воды с проезжей части. Обычно их содержат и ремонтируют местные власти, которым вменена в обязанность забота об автомобильных дорогах, но плата за ремонт, освещение и т. п. может не предусматриваться местным бюджетом, а финансироваться из государственного. Наконец, характеристикой современных автомобильных дорог является степень нх заполнения. При большом числе пользователей, каждый из которых следует по своему собственному маршруту и не подчиняется управлению, между потребностями в пространстве проезжей части дороги и возможностями возникают рассогласования, особенно в часы «пик». В это время невозможно обеспечить достаточное дорожное «пространство». Помощь могут оказать одностороннее движение, ограничение остановок и стоянок, эстакады, дорожная сигнализация и объездные магистрали, повышающие пропускную способность и размеры движения по каждой автомобильной дороге. На автомобильных дорогах не предусматривается специальная система управления движением, кроме обычной деятельности полиции по выявлению водителей, нарушающих правила дорожного движения. Каждый водитель несет ответственность за движение своего автомобиля и должен действовать в рамках положений, большинство которых содержится в автодорожном кодексе. Этот кодекс обычно содержит много рекомендаций, которые хотя и не имеют силы законов, призваны повышать или предупреждать случаи, которые раньше были прерогативой судов. На загруженных перекрестках применяют световую сигнализацию. Электронные всеобъемлющие пульты для выбора маршрута пропуска потоков отсутствуют. Несомненно, что такие системы управления будут разработаны. В Саутгемптоне имеется система отображения плотности потоков на общем пульте, позволяющая оператору принимать рациональные решения. Потребительские свойства дороги - совокупность транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние дорог на окружающую среду. К транспортно-эксплуатационным показателям относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения; пропускная способность и уровень загрузки движением; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, а также экологическая безопасность. 4.2. Классы автомобильных дорог Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:
К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесённые к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
Категории автомобильных дорог Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в следующей таблице.
1. ↑ Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах. 2. ↑ Пересечение 4-полосной трассы категории IВ с дорогами той же категории и дорогами категории II допускается только в разных уровнях уровнях. 3. ↑ На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения. 4. ↑ Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог. 5. ↑ Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых» левых поворотов или пересечения кольцевого типа). 1. Потребительские свойства дороги. 2. Категории автомобильных дорог. 3. Характеристики автомобильных дорог. Література. 1.Автомобільний транспорт України: стан, проблеми, перспективи розвитку: За заг. ред. А.М. Редзюка. — К.: ДП “ДержавтотрансНДІпроект”, 2005. — 400 с. 5. Глазков, В. Ф., Подольский, Н. И. Введение в специальность: учебно-методическое пособие / В. Ф. Глазков, Н. И. Подольский; СПбГАСУ. - СПб., 2009. - 134 с. Тема 5. Загальна характеристика сучасного транспорту. Мета: Ознайомитись з характеристикою сучасного транспорту.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |