Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение воды




Испытание на мышьяк

Метод 1. Мышьяк (III) и мышьяк (V) при восстановлении цинком в кислой среде превращаются в арсин AsH3 - мышьяковистый водород (проба Гутцайта), который, соприкасаясь с ртутно-бромидной бумагой, полученной в опыте с испытуемым раствором, должен давать окраску не интенсивнее окраски ртутно-бромидной бумаги, полученной в опыте с эталоном.

Предел обнаружения мышьяка - 0,5 мкг в 1 мл раствора.

 

Метод 2. Соединения мышьяка (III) и мышьяка (V) при нагревании с солью фосфорноватистой кислоты (восстановитель) в присутствии хлороводородной кислоты восстанавливаются до элементного («металлического») мышьяка и в зависимости от количества можно наблюдать появление бурого осадка или бурого окрашивания. Например, для арсенита натрия реакция может быть представлена следующим образом:

 

2NaAsO2 + 3NaH2PO2 +5HCl = 2As + 3H3PO3 + 5NaCl+H2O

 

Важным показателем качества ряда ЛС является содержание в них воды. Изменение показателя «влажность» (особенно при хранении) может повлиять на содержание действующего вещества, а, следовательно, и на фармакологическую активность. Определение воды в ЛС проводят по методике, разработанной Карлом Фишером.

Реактив К.Фишера представляет собой раствор серы диоксида SO2, йода I2 и пиридина C5H5N в метиловом спирте CH3OH. Взаимодействие этого реактива с водой протекает стехиометрически в две стадии по уравнениям:

 

I2 + SO2 + H2O + 3C5H5N ® 2C5H5N . HI + C5H5NSO3

C5H5NSO3 + CH3OH ® C5H5N . HSO4CH3

Содержание воды (массовую долю в %) вычисляют по формуле:

 

, где

Vо – объем реактива К.Фишера, израсходованный на титрование в основном опыте, в мл

Vк- объем реактива К.Фишера, израсходованный на титрование в контрольном опыте, в мл

m – навеска препарата в г

Т – титр реактива К.Фишера

С помощью реактива К. Фишера может быть определена как гигроскопическая, так и кристаллизационная вода. При этом воду можно определять в органических и неорганических соединениях, в различных растворителях и летучих веществах.

 

1. Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Классификация примесей. Основные источники примесей в ЛС.

2. В каких единицах оценивается содержание примесей?

3. Методы определения допустимых и недопустимых примесей в ЛС по ГФ РФ.

4. Методика определения воды в ЛС.

5. Особенности определения примесей: ионов аммония, цинка, кальция, мышьяка, железа, тяжелых металлов, хлорид-ионов, сульфат-ионов в ЛС.

 

2. Образцы тестовых вопросов:

  1. Опишите метод обнаружения допустимых примесей.
  2. Опишите метод обнаружения недопустимых примесей
  3. Перечислите реактивы и запишите уравнения реакций, с помощью которых можно обнаружить примесь ионов аммония, цинка, кальция, мышьяка, железа, тяжелых металлов, хлорид-ионов, сульфат-ионов в ЛС.
  4. Опишите методы определения воды в ЛС.

 

3. Лабораторная работа – 45 мин

Оценка чистоты лекарственных средств: определение допустимых и недопустимых примесей

Задание 1.

1.1 Проведите испытание на недопустимую примесь сульфат-иона в ЛС «Кислота хлороводородная»

10 мл испытуемого раствора разделить раствор на две части. К одной части добавить 1 мл 5% раствора бария хлорида. Растворы должны остаться прозрачными и не отличаться друг от друга.

1.2 Проведите испытание на недопустимую примесь иона кальция в ЛС «Натрия тиосульфат».

К раствору 1 г субстанции в 10 мл воды добавить 1 мл раствора хлорида аммония, 1 мл раствора аммиака и разделить раствор на две части. К одной части добавить 1 мл 4% раствора оксалата аммония. Растворы должны остаться прозрачными и не отличаться друг от друга.

1.3. Проведите испытание на примесь сульфат-иона в ЛС «Натрия гидрокарбонат» (с одержание сульфатов не более 0,015%).

0,5 г натрия гидрокарбоната растворить в 10 мл воды, добавить 0,5 мл разведенной хлороводородной кислоты и 1 мл 5% раствора хлорида бария, перемешать и через 10 мин сравнить с эталоном, состоящим из 10 мл эталонного раствора, содержащего 10 мкг сульфат-ионов в 1 мл, и такого же количества реактивов, какое добавлено к испытуемому раствору.Мутность испытуемого раствора не должна превышать мутность эталона.

 

Результаты оформите в виде таблицы:

 

Лабораторная работа № 4 Оценка чистоты ЛС: определение допустимых и недопустимых примесей
«__»______201_ г
Русское название ЛС в соответствии с требованиями IUPAС, синонимы  
Латинское название ЛС  
Химическая формула  
Определение примесей (условия проведения, наблюдаемый эффект, уравнения)  
Выводы  
  Оценка и подпись руководителя

4. Защита лабораторной работы – 30 мин.

Домашнее задание к лабораторно-практическому занятию №4 «Оценка качества лекарственных средств по показателю «чистота». Часть 2.

Учебное пособие по фармацевтической химии под редакцией проф. Арзамасцева А. П.: Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2006. – С. 28-37.

1. Беликов В. Г. учебник «Фармацевтическая химия». - Пятигорск – 2003. – С. 93-99.

2. Лекция «Фармацевтическая химия».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.