КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Присадки к смазочным материалам
Присадкой называют вещество, добавляемое к смазочному материалу для придания ему новых свойств или изменения существующих. Смазочные материалы содержат, как правило, от 2 до 8 различных присадок. Эффективность действия присадок обусловливается их химическими свойствами и концентрацией в смазочных материалах, а также приемистостью последних к добавкам. Присадки должны хорошо растворяться в смазочных материалах, обладать малой летучестью и не испаряться из них при хранении и эксплуатации в широком диапазоне температур; не вымываться водой и не подвергаться гидролизу; не задерживаться на фильтрах смазочной системы и не оседать на поверхностях; не взаимодействовать с конструкционными материалами, контактирующими со смазочными материалами (за исключением случаев, когда такие реакции лежат в основе механизма действия самих добавок); сохранять свои функции в присутствии иных добавок и не оказывать на них депрессивного действия. По главному назначению (определяющему свойству) присадки условно объединяют в несколько групп, основные из которых рассмотрены ниже. Присадки, улучшающие смазочные свойства. Их действие обусловлено образованием на трущихся металлических поверхностях различных по химическому составу защитных пленок. К этой группе можно отнести следующие присадки: противоизносные, противозадирные антифрикционные, фрикционные. Противоизносные присадки уменьшают износ поверхностей трения при относительно умеренных нагрузках и температурах. К этим добавкам относятся масла и жиры растительного и животного происхождения; высшие жирные кислоты (напр., олеиновая) и эфиры и др. Концентрация присадок в смазочных материалах 0,1…3,0%. Противозадирные присадки обеспечивают нормальную работу при высоких нагрузках трущихся поверхностей без задира и заедания. В случае задирания поверхностей позволяют его «смягчить». К таким присадкам относятся соединения, содержащие серу (S), хлор (С1) и др. Концентрация присадок не превышает 3…5%. Антифрикционные присадки предназначены для снижения (модификации) трения сопряженных поверхностей. К таким модификаторам относятся высшие жирные кислоты (например, стеариновая), мыла этих и нафтеновых кислот, эфиры глицерина и жирные амины, коллоидные дисперсии дисульфида молибдена, графита и иных соединений, нерастворимых в смазочных материалах. Концентрация присадок, как правило, 0,1…0,5%. Фрикционные присадки способствуют увеличению коэффициента трения и предотвращению проскальзывания трущихся поверхностей. В качестве таких добавок применяют органические кислоты и их производные - лауриновую кислоту и ее смесь с моноолеинфосфатом, стеараты магния (Mg), кальция (Са) и цинка (Zn), сульфонат бария (Ва) и т.д. Концентрация присадок от 0,1 до 2 %. Антиокислительные присадки повышают стойкость смазочных материалов к окислению при высоких температурах. Ингибиторами окисления служат фенолы, соли сложных эфиров дитиофосфорных кислот и др. Антиокислительные добавки часто обладают хорошими противоизносными, а также антикоррозионными и моющими свойствами. Концентрация присадок от 0,01 до 3%. Антикоррозионные присадки предохраняют от коррозии узлы и детали машин и механизмов, особенно при повышенных температурах. Ингибиторы коррозии представляют собой в основном полярные ПАВ. Механизм их действия заключается в образовании на различных поверхностях защитных комплексов с каталитически активными соединениями металлов, накапливающихся в смазочном материале в результате химического растворения. В качестве ингибиторов кислотной коррозии используют бензотриазол, осерненные минеральные масла, сульфиды алкилфенолов и т.д. Концентрация присадок составляет от 1 до 3 %. Особую группу ингибиторов составляют защитные, или антиржавейные, присадки, препятствующие атмосферной коррозии черных металлов. К ним относятся, например, синтетические жирные кислоты и их эфиры, нефтяные и синтетические сульфонаты и др. Концентрация присадок находится в пределах от 0,01 до 20 %. Вязкостные, или загущающие, присадки повышают вязкость и улучшают вязкостно-температурные свойства смазочных материалов. В качестве таких добавок применяют обладающие большой вязкостью различные полимеры (полиизобутилен, полиметакрилаты, поливинилбутиловый эфир и т.д.). Концентрация присадок находится в диапазоне 1…20 %. Моюще-диспергиругощие присадки предупреждают или уменьшают образование на нагретых металлических поверхностях углеродистых отложений (осадков, нагаров, лаковых пленок) в результате окисления и термического разложения смазочных материалов. Моющие, или детергентные, присадки, адсорбируясь на указанных поверхностях, формируют на них слой, препятствующий накапливанию отложений. Наиболее распространены присадки сульфонатные, алкилфенольные, алкилсалицилатные. Особенность диспергирующих присадок - способность тонко измельчать и поддерживать во взвешенном состоянии большое количество твердых частиц, что стабилизирует их в объеме смазочного материала и предотвращает коагуляцию, и осаждение на границе раздела фаз. Эти присадки представлены беззольными соединениями. Концентрация этих и детергентных присадок обычно не превышает 3…5%. В моторных маслах при работе двигателей на высокосернистом топливе ее увеличивают до 10…15 %. Депрессорные присадки понижают температуру застывания смазочных материалов (на 20…30°С) и улучшают их вязкостно-температурные, а иногда моющие и антикоррозионные свойства. Депрессаторы – алкилнафталины и алкилфенолы и др. Концентрация присадок составляет от 0,05 до 1 %. Деэмульгируюшие присадки устраняют возможность образования стойких эмульсий, особенно при увлажнении смазочных материалов. В качестве деэмульгаторов используют соли сульфокислот, производные аминов и т.д. Концентрация присадок не превышает 0,05 %. Антипенные присадки предотвращают вспенивание смазочных материалов благодаря снижению прочности их поверхностных пленок вследствие адсорбции на них частиц добавок. К таким присадкам относятся - полисилоксаны и др. Концентрация присадок находится в пределах 0,001…0,005 %. Антипиттинговые присадки предотвращают или ослабляют усталостные повреждения трущихся поверхностей. Добавками служат соединения содержащие серу (S), полимеры и т.д. Концентрация присадок составляет 0,5…3 %. Металлоплакирующие присадки снижают износ тяжелонагруженных узлов трения за счет образования на сопряженных поверхностях тонкой металлической пленки (сервовитной пленки). Деактиваторы металлов уменьшают их каталитическую активность, предохраняя смазочные материалы от окисления. В качестве таких добавок применяют диамины, соединения содержащие азот (N), фосфор (Р). Концентрация присадок, как правило, не превышает 0,001 %, но иногда ее повышают на порядок. Регуляторы набухания резин препятствуют утечке масла или смазки через герметизирующие устройства и снижают трение в местах уплотнения движущихся деталей. Концентрация присадок не более 2 %. Многофункциональные присадки обладают способностью одновременно улучшать несколько свойств смазочных материалов, заменяя целые композиции вводимых в них добавок, применение которых дорого и неудобно, а эффективность действия снижается вследствие взаимного, часто противоположного влияния компонентов. Концентрация присадок 0,5…5 %. Значительно реже используются адгезионные, антирадиационные, бактерицидные, красящие и иные присадки. При разработке ряда современных масел (особенно моторных) испытания показывают, что отдельные виды присадок не в состоянии обеспечить совокупность необходимых эксплуатационных свойств смазочного материала. Поэтому с учетом функционального действия различных присадок производятся "пакеты присадок", включающие две и более присадки.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 6610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |