КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Основные разделы и технико-экономические показатели производственной программы. ПЛАН ТЕМА 9. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ 2. Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы. 3. Контроль за выполнением производственной программы. 4. Анализ критической точки.
Производственная программа – основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях. Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства. Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых производством материального продукта: · план по производству товарной (валовой) продукции; · план выпуска продукции на экспорт; · план по повышению качества продукции; · При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей. Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами. Предприятия самостоятельно планируют номенклатуру и объем производимой продукции, руководствуясь при этом государственным заказом, обязательствами перед партнерами, обязательствами по поставкам сбытовым организациям. Исходными данными при разработке производственной программы являются: · уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг); · результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды; · данные по спросу на продукцию предприятия; · сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период; · сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровням качества; · сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам, кварталам); · расчеты производственной мощности предприятия; · прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы; · решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития. В упрощенном виде, результат подготовки производственной программы проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структуры: · какие виды продукции и в каких количествах производить? · в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю? · какого качества должна быть продукция в планируемом периоде; · сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов; · каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации; · каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения. План по производству товарной (валовой) продукции включает в себя формирование показателей объема выпуска товарной и валовой продукции. По степени готовности продукция подразделяется на несколько видов: · товарная продукция, т.е. готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад поставщика и снабженная сдаточной документацией; · незавершенная продукция, т.е. незаконченная в процессе обработки продукция, находящаяся на различных стадиях производственного цикла получения товарной продукции; · полуфабрикаты собственного производства, т.е. продукция, технологический процесс изготовления которой закончен в одном цехе или производстве и подлежит доработке в других цехах предприятия или за его пределами; · валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества, выпускаемая предприятием вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства, в том числе для внешнего оборота (реализации) и внутрипроизводственного потребления (оборота). В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характера и производственные услуги. Под внутрипроизводственным потреблением (оборотом) понимают стоимость продукции и услуг цехов предприятия, потребляемую другими цехами своего же предприятия. К внутризаводскому производственному обороту относятся: стоимость переработки на предприятии полуфабрикатов собственной выработки; стоимость электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха и холода собственной выработки для технологических целей, вентиляции, освещения и отопления цехов, заводских складов, здания заводоуправления и т.п.; стоимость использованных для производственных целей инструментов, приспособлений, штампов, моделей, деталей, запасных частей, вспомогательных материалов и т.д. собственной выработки; стоимость материалов собственной выработки, израсходованных при текущих ремонтах и при уходе за оборудованием (смазка, чистка и т.п.); стоимость тары собственного производства, предназначенной для упаковки продукции предприятия, если стоимость тары включена в оптовые цены на эту продукцию. Предприятия с высоким уровнем внутрипроизводственного кооперирования, имеющих большое количество полуфабрикатов (полупродуктов) для внутреннего потребления и переработки, формируют в составе производственной программы предприятия отдельные плановые балансы производства и переработки полуфабрикатов (полупродуктов). Итоговые показатели плана по производству продукции необходимы для анализа загрузки оборудования, определения потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпуска продукции, его структуры, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, фондоотдачи материалоемкости и энергоемкости продукции, объемов выручки и ее структуры, других показателей эффективности производства. Объем товарной продукции в плане включает стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия; полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия. Объем валовой продукции ВП включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде; определяется он по следующей формуле: ВП = ТП – НП + НК, (9.1)
где НП, НК – остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода; ТП – товарная продукция. В целях элиминирования прошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд предприятий осуществляют планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции. Объем чистой продукции определяется путем вычитания из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов. Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий по выполнению ряда важнейших качественных показателей – производительности труда, фондоотдачи и др. Установление показателей объема производимой продукции имеет отраслевые особенности. Выпуск продуктов, учитываемых в условных единицах, должен планироваться одновременно в натуральном и физическом выражении. Это необходимо для выполнения различных расчетов, установления планового объема внутри и внезаводских перевозок, расчета плановых заготовительных цен и пр. Для обеспечения ритмичности производства необходимо весьма тщательно распределить годовой объем производства продукции по кварталам с учетом: · установленных сроков и объемов поставки продукции; · наращивания выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования мощностей и основных фондов, а также за счет организационных мероприятий; · сроков ввода в действие новых мощностей и оборудования; · обеспечения равномерной загрузки и ритмичной работы всех производственных подразделений предприятия; · числа рабочих дней в году, квартале; сезонности и сменности работы; · требований сбытовых организаций и сезонности сбыта отдельных видов продукции; · возможного выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов для ремонта оборудования; снятия с производства устаревших видов продукции и замены их новыми видами продукции и т.п. План выпуска продукции на экспорт включает в себя показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров. План по повышению качества продукции включает в себя показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и технодинамикой развития производства. Качество важнейших для предприятия видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации. В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие. План по реализации продукции включает в себя показатели объемов реализации продукции предприятия конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетингового исследования рынка. Реализованная продукция – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика. По объему реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия. Объем реализуемой продукции по плану РП можно определить по следующей формуле: РП = ТП + ОН.П.1 – ОН.П.2, (9.2) где ТП – объем товарной продукции по плану; ОН.П.1, ОН.П.2 – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
При расчете реализуемой продукции учитывается изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода. Остаток нереализованной продукции к началу планируемого периода состоит из остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках; товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты; товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями; товаров на ответственном хранении у покупателей. В целях обеспечения выполнения производственной программы в будущем осуществляется анализ факторов, влияющих на объем реализованной продукции в результате: · роста объема товарной продукции; · осуществления мероприятий технического и организационного развития производства, в том числе выпуска новых видов продукции, повышения качества выпускаемой продукции, внедрения новых технологических процессов механизации и автоматизации производственных процессов, экономии сырья, материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов; · изменения остатков нереализованной готовой продукции; · других факторов. Процесс формирования производственной программы для предприятий, занятых производством энергетического или интеллектуального продукта имеет свои специфические особенности и в данном пособии не рассматриваются. Производственная программа предприятия для своего осуществления должна быть обеспечена необходимыми ресурсами, к которым относятся средства на оплату труда персонала, закупку сырья, материалов, полуфабрикатов, горюче-смазочных материалов и т.п. Удовлетворение потребностей производства возможно при наличии финансовых ресурсов в виде оборотных средств предприятия, формируемых при успешном ведении хозяйственной деятельности из финансовых поступлений (выручка, запасы, недвижимость, продукция на продажу, пакеты ценных бумаг и т.п.) в необходимые платежи. В системе планов предприятия его ресурсные потребности для выполнения производственной программы отражаются в формах: · плана по труду и заработной плате; · плана материально-технического снабжения; · плана себестоимости, прибыли и рентабельности. Рассмотрим порядок формирования планов на примере цеха полихлорвиниловых смол химического предприятия. План по труду и заработной плате включает в себя расчет численности основного и цехового персонала с учетом сменности его работы, на основе которого определяется размер планового фонда оплаты труда работников. Расчет потребного количества рабочих проводится по соотношению: , (9.3) где – явочная численность рабочих в смену (чел.); А – количество однотипных аппаратов (шт.); Нобсл – норма обслуживания – количество аппаратов, машин, агрегатов, которое может обслужить 1 рабочий за смену (ед.). Явочное количество рабочих в сутки: , (9.4) где С – количество рабочих смен в сутки. Численность рабочих с учетом подмены называется списочной: , (9.5) где Кпер – коэффициент перехода от явочной численности к списочной. Он равен для непрерывных производств: , (9.6) где Ткал – календарный фонд времени в днях.
Эффективный фонд времени одного рабочего определяется по балансу рабочего времени, приведенному в табл.9.1 для условий непрерывного производства, работающего в три смены при 8 – часовой продолжительности рабочего дня.
Таблица 9. 1 – Примерный баланс времени на одного рабочего (в днях)
При Ткал = 365, Тэф = 228 имеем Кпер = 365: 228 = 1,6 Фонд оплаты труда рабочих определяется по следующим соотношениям: à оплата за труд (тарифный фонд): Фт = ТCi * ЧCПi * ТЭФi, (9.7) где ТСi – тарифная ставка (часовая, дневная) рабочего i-ого разряда, руб.; ЧCПi – списочная численность рабочих i-ого разряда, чел.; ТЭФi – эффективный фонд рабочего времени по балансу (часов или дней). · надбавки и доплаты (в соответствии с положением об оплате труда предприятия): · надбавки за работу в ночное время определяются к фонду оплаты по тарифным ставкам; · доплаты за работу в вечернюю смену; · доплаты за работу в праздничные дни. Тарифный фонд в сумме с доплатами и надбавками может служить основой для расчета среднедневного заработка, по которому оплачиваются дни очередных и учебных отпусков и дни выполнения государственных обязанностей. Зарплата среднедневная: , (9.8) где Фт – тарифный фонд оплаты, руб.; Д – доплаты и надбавки, руб.; П – премии, руб.(по данным предприятия); Тэф – эффективный фонд времени по балансу, дней; Чспис. – списочная численность рабочих.
Для ремонтных и вспомогательных рабочих фонд заработной платы определяется умножением тарифного разряда и дневной тарифной ставки (система оплаты труда повременно-премиальная). Фонд оплаты труда руководителей и специалистов цеха определяется на основании численности данной категории персонала, должностных окладов и размеров премий, надбавок, доплат. Годовой ФОТ для цехового персонала определяется как сумма ФОТ по должностным окладам и премий, надбавок для соответствующей должности. План материально-технического снабжения определяет потребность цеха в материально-технических ресурсах. Исходные данные для расчета годовой потребности в сырье, материалах, топливе, энергии: ¨ плановые расходные нормы по всем видам материальных энергетических ресурсов; ¨ годовой объем производства продукции. Итоговая потребность каждого из ресурсов рассчитывается, как произведение объема производства (Вг) на норму потребности ресурса в год (): ПР = Вг * (т/год), (9.9) где ПР – годовая потребность материального ресурса (т/год).
Потребность в электрической и тепловой энергии просчитывается аналогично в единицах кВТ-ч/год и Гкал/год. Стоимостные оценки потребностей в материально-технических ресурсах определяются с учетом оптовых цен и тарифов на энергоносители путем их прямого пересчета. План по себестоимости, прибыли и рентабельности является основой для систематизации данных о состоянии предприятия для удовлетворения потребностей предприятия в финансовых ресурсах. В расчетах плана определяются амортизационные отчисления, как внутренний источник финансирования, смета цеховых расходов – как общая потребность в средствах на эксплуатацию производства, выручка от реализации продукции – как источник формирования прибыли и фондов предприятия. Расчет амортизационных отчислений производится от стоимости зданий, сооружений и оборудования, относящихся к основному производству. Сумма амортизационных отчислений рассчитывается как произведение стоимости основных фондов и нормы амортизации, которые в Украине устанавливаются по группам основных фондов законодательно. Расходы по обслуживанию и управлению цехом определяются по смете общих цеховых расходов, которая составляется на основании производственных данных или с использованием укрупненных показателей В результате расчета определяем долю общих цеховых расходов на единицу выпускаемой продукции путем деления суммы цеховых расходов по смете на величину годового выпуска продукции.
П = (Ц – С) (Вг), (9.10) где Ц – отпускная цена единицы продукции, руб.; С – полная себестоимость единицы продукции, руб.; Вг – годовой выпуск продукции, тн.
Планируемая рентабельность продукции цеха: , (9.11) где Ц – цена реализации данного вида продукции, руб./ед.; С – полная себестоимость единицы данного вида продукции, руб./ед.
Уровень рентабельности производства: , (9.12) где П – годовая прибыль предприятия, руб.; ОПФ – стоимость основных производственных фондов, грн.; ОС – стоимость нормируемых оборотных средств, грн.
Для плановых расчетов рентабельности можно применить отраслевое или сложившееся на предприятии (нормативное) соотношение ОПФ и ОС. Полученные в результате расчетов значения показателей прибыли и рентабельности производства поливинилхлорида можно считать эффективным в планируемом году, достаточно обеспеченным финансовыми ресурсами при условиях осуществления сбыта его продукции. Варьируя ценой продукции на рынке ее сбыта, предприятие определяет тактику финансового взаимодействия с внешней средой в целях реализации планов своего стратегического развития.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |