КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смазочная система
Система смазки двигателя обеспечивает непрерывную подачу масла к трущимся деталям, циркуляцию его, очистку, а при необходимости и охлаждение. Система смазки всех изучаемых двигателей комбинированная. Это значит, что масло к трущимся деталям подводится несколькими способами: под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Система смазки - это резервуар для масла, насос, маслоподводящие трубки и каналы, маслоочистители, радиатор, контрольные приборы и некоторые другие устройства. На рисунке 35 показана принципиальная схема комбинированной системы смазки, типичная для тракторных двигателей. Масло заливают в поддон 1, откуда оно забирается масляным насосом 2 и нагнетается в систему двумя потоками. Большая часть масла через калиброванное отверстие 6 идет в радиатор 9, а остальное в реактивную масляную центрифугу 11. Отсюда очищенное масло сливается в поддон. Калиброванное отверстие б ограничивает количество масла, уходящего в радиатор, и этим поддерживает достаточно высокое давление в центрифуге, что необходимо для ее хорошей работы. Масло к радиатору некоторых двигателей подается независимым потоком с помощью отдельной секции масляного насоса.
Рис. 35. Принципиальная схема комбинированной системы смазки тракторного двигателя: 1. - поддон картера; 2 - масляный насос; 3 - редукционный клапан; 4 – сливной канал; 5 сливной клапан; 6 - калиброванное отверстие; 7 – предохранительный клапан; 8 - клапан-термостат; 9 - радиатор; 10 - фильтр грубой очистки; 11- реактивная масляная центрифуга; 12 - масляная магистраль, 13 - манометр; 1,15 и 17 — маслоподводящие каналы; 16 - полость шатунной шейки Охлажденное в радиаторе масло проходит через фильтр 10 и нагнетается в магистраль 12, а из нее по каналам отводится к различным механизмам. Например, кривошипный шатунный механизм смазывается так: из магистрали по каналам 14 масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, смазывает их и далее по каналам 17 попадает в полости 16 шатунных шеек. Здесь оно подвергается центробежной очистке и поступает к шатунным подшипникам, а от них по каналам 15 в шатунах - к поршневым пальцам. Масло, выдавливаемое из зазоров подшипников, разбрызгивается движущимися деталями. Образуется масляный туман, который оседает на поверхностях цилиндров, поршней, толкателей и других деталей и тем самым смазывает их. Стекающее с деталей масло снова собирается в поддоне картера. В рассматриваемой схеме центрифуга находится в ответвлении от основного потока масла. Очищенное в ней масло идет не сразу на смазку, а сначала сливается в поддон. Благодаря многократному прохождению через центрифугу срок службы масла значительно увеличивается. На некоторых тракторных двигателях стоит только одна центрифуга, а масляного фильтра нет. В этом случае через нее проходит весь поток масла, нагнетаемого насосом. Часть очищенного масла, расходуемого на привод центрифуги, называется полнопоточной. На работу системы смазки оказывает влияние число оборотов коленчатого вала, температура и степень износа деталей двигателя, сопротивление фильтров, радиатора и т.п. Чтобы с изменением этих факторов не нарушалась нормальная подача масла, в системе смазки есть автоматически действующие устройства. Редукционный клапан 3 предотвращает чрезмерное повышение давления, создаваемого масляным насосом при пуске холодного двигателя, когда масло имеет повышенную вязкость. Со стороны нагнетательной полости на клапан действует давление, создаваемое масляным насосом, а с противоположной стороны на него давит пружина. Когда давление в нагнетательной полости превышает сопротивление пружин, клапан открывается и перепускает избыток масла в поддон или же во всасывающую полость насоса. Предохранительный клапан 7 установлен параллельно фильтру грубой очистки 10. С одной стороны на него действует давление нефильтрованного масла и пружины, отрегулированной на заданный перепад (разность) давлений до и после фильтра, когда сопротивление фильтра из-за его загрязнения или нагнетания холодного масла превышает величину перепада давлений, клапан открывается, и часть масла перепускается в магистраль, минуя фильтр. При сильном загрязнении фильтра в магистраль идет все масло через клапан, т.е. оно не очищается. Это вызывает усиленный износ деталей двигателя, но все же предохраняет его от аварии. Клапан термостат 8 установлен параллельно радиатору. Если в системе циркулирует холодное масло, то вследствие его повышенной вязкости сопротивление радиатора увеличивается. Когда это сопротивление превышает перепад давлений, на который отрегулирована пружина, то клапан открывается и масло перепускается в магистраль. Некоторые двигатели в дополнение к клапану-термостату или вместо него имеют кран-переключатель, при помощи которого в холодное время года можно совсем отключить масляный радиатор. На двигателях небольшой мощности масляный радиатор не устанавливают, поэтому нет надобности и в клапане-термостате и в кране-переключателе. Сливной клапан 5 поддерживает постоянное давление в масляной магистрали. С одной стороны на него действует давление, созданное в магистрали, а с другой - усилие пружины, отрегулированной на определенное давление. Через клапан сливается избыток масла. Во время работы нового или малоизношенного двигателя сливной клапан открыт постоянно. В системах смазки некоторых двигателей сливного клапана вообще нет. Постоянное давление в магистрали поддерживается за счет работы редукционного клапана, который регулируют на сравнительно небольшое давление.
Рис. 36. Масляный насос двигателя (а) и схема работы шестеренчатого насоса (о): 1 - шестерня привода; 2 - валик ведущей шестерни; 3 - отводящая трубка; 4 - крышка; 5 - корпус; 6 и 7 - ведущая и ведомая шестерни; 8 - маслоприемник; 9 - пружинная скоба; 10 - сетка; 11 - трубка маслоприемника В системах смазки применяют шестеренчатые масляные насосы. Основные рабочие части насоса шестерни 6 и 7 (рис. 36) с небольшими зазорами установлены в расточках корпуса 5 под крышкой 4. При вращении шестерен масло, находящееся во всасывающей полости А расточек корпуса, захватывается зубьями и в промежутках между ними и стенками перегоняется в нагнетательную полость Б. Из впадин оно выдавливается зубьями, входящими в зацепление, и по трубке нагнетается в систему смазки. В определенные моменты одна пара зубьев шестерен еще не вышла из зацепления, а вторая пара уже зацепилась. Тогда между зубьями образуется замкнутое пространство, объем которого на некотором угле поворота продолжает уменьшаться. Масло, заполняющее замкнутый объем, не сжимается, поэтому возникает очень большое давление. В результате этого опоры шестерен испытывают большую пульсирующую нагрузку и быстро изнашиваются. Чтобы предотвратить юное, у всех шестеренчатых насосов делают разгрузочный канал в корпусе или крышке, по которому масло из замкнутого пространства перепускается в нагнетательную полость. Во время работы масло загрязняется металлическими частицами от износа деталей, нагаром, смолами и пылью, проникающей в двигатель. Поэтому все современные двигатели оборудованы приспособлениями для непрерывной очистки масла во время работы. Благодаря этому резко уменьшается износ деталей и удлиняется срок службы масла. В двигателе масло можно очищать тремя способами: фильтрацией, отстаиванием и центрифугированием (центробежная очистка). Фильтрация. Масло продавливается через мелкие отверстия (поры) фильтра, в результате чего механически загрязняющие частицы задерживаются на поверхности фильтра или в его порах. В качестве фильтров используют сетки, металлические щелевые элементы, картон и т.п. Для увеличения рабочей поверхности фильтра под колпаком 5 (рис. 37) установлены два фильтрующих элемента 3 и 4. Патрубок, отштампованный вместе с донышком внутреннего элемента 4, плотно входит в вертикальный канал корпуса 8 и центрирует его. Три скобы, отштампованные вместе с донышком внутреннего элемента. Места соединения внутреннего и наружного элементов уплотнены войлочными кольцами 1. Оба фильтрующих элемента работают параллельно. Масло нагнетается под колпак и, проходя сквозь щели в навивке элементов, очищается. Рис. 37. Масляный фильтр грубой очистки: а - фильтрующие элементы;,б - схема фильтрации; 1 - войлочные уплотнительные кольца; 2 - стяжной болт; 3 и 4 - наружный и внутренний щелевые ленточные фильтрующие элементы; 5 - колпак; 6 - шпилька; 7 - прокладка; 8 - корпус Затем оно по желобкам стакана наружного элемента идет в полость двойного дна и далее по отводящему патрубку -в полость внутреннего элемента. Сюда же поступает профильтрованное масло из желобков стакана, внутреннего элемента. Далее оно проходит через кольцевой зазор между отводящим патрубком внутреннего элемента. Далее оно проходит через кольцевой зазор между отводящим патрубком внутреннего элемента и шпилькой 6 в отводящий канал корпуса. Отстаивание. Если масло находится в спокойном состоянии или движется с очень малой скоростью, то частицы, плотность которых больше плотности масла, под действием силы тяжести выпадают в осадок. Этим путем масло очищается в полостях корпусов фильтров и в специальных фильтрах-отстойниках. Центрифугирование. Этот способ очистки масла основан на том же принципе, что и отстаивание. Разница в том, что частицы осаждаются не под влиянием силы тяжести, а под действием центробежных сил, возникающих при вращательном движении емкости, в которой находится масло. Центробежным способом масло очищается в полости шатунной шейки коленчатого вала (рис. 38, а). Масло поступает в полость 2 от коренного подшипника по каналу 1. При вращении вала механические примеси, имеющие большую плотность, чем масло, под действием центробежных сил устремляются от центра вращения и выпадают в осадок на противолежащей поверхности. Очищенное же масло по каналу 3 идет на смазку шатунного подшипника. Отложения грязи периодически удаляют из полости, для чего отвертывают пробку-заглушку. Качество центробежной очистки масла зависит от ряда условий. Рис. 38. Схемы очистки масла центрифугированием: а — в полости шатунной шейки коленчатого вала; б - в реактивной центрифуге; 1 - маслоподводящий канал; 2 - полость; 3 - маслоотводящий канал; 4 - упор; 5 - ось ротора; 6 и 11 - маслозаборные трубки; 7 - стакан; 8 - крышка; 9 - маслоподводящий канал, 10 - калиброванное отверстие; 12 - выпавший осадок Чем выше обороты вала, чем дальше от оси вращения расположена маслоочи-стительная полость, чем медленнее через нее протекает масло и чем меньше его вязкость, тем лучше оно очищается. Большинство современных двигателей для очистки масла имеют специальные центробежные очистители - центрифуги, называемые реактивными (рис. 38, б), так как их основная рабочая часть - ротор - приводится во вращение реактивными силами, возникающими при истечении масла. Ротор центрифуги - металлический стакан 7, плотно закрытый крышкой 8 - свободно надет на ось 5. Сквозь крышку пропущены две маслозаборные трубки б и 11 с калиброванными отверстиями 10 в наружных концах, направленными касательно к окружности ротора. Когда через маслоподводящий канал 9 в оси нагнетается масло, оно сначала заполняет всю полость ротора, а затем проходит в маслозаборные трубки и выбрасывается в отверстия 10. Вследствие большой скорости истечения масла из отверстия на трубки 6 и 11 действуют реактивные силы, направленные по касательной к окружности ротора - в сторону противоположную выходу масла. Эти силы вращают ротор вместе с заполняющим его маслом, поэтому механические примеси под действием центробежных сил устремляются к стенкам ротора и отлагаются на них, а из отверстия 10 выбрасывается очищенное масло. По мере накопления осадка 12 ротор периодически разбирают и очищают. Диаметр нижней шейка оси 5 несколько больше, чем верхней, поэтому площадь верхнего днища стакана ротора меньше площади нижней крышки. Вследствие разности площадей общая сила давления масла, действующая на днище стакана и направленная вверх, больше силы, действующей на крышку. Благодаря этому ротор как бы всплывает и разгружает опорный торец крышки. Если давление в роторе превысит нормальное, то он переместится вверх. Ограничивает его перемещение упор 4.
Контрольные вопросы 1. Назовите составные части и приборы смазочной системы. 2. Каково назначение редукционного клапана масляного насоса? 3. Как происходит очистка масла от механических примесей в центрифуге? 4. Как проверяют уровень масла в картере двигателя и как его доливают? 5. Чем регулируют давление в каналах смазочной системы двигателя?
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |