Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические упражнения. Вопросы к семинарским занятиям




Темы рефератов

Вопросы к семинарским занятиям

Тактические способы власти

• Убеждение (использование цифр, фактов, тщательно продуман­ная презентация идей и материалов);

• дружелюбие (создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к человеку с просьбой);

• коалиции (объединение усилий, получение поддержки со сто­роны других людей);

• соглашение (использование переговоров для достижения согласия и получения желаемых результатов);

• требования считаться с установленными правилами (напоми­нание об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряже­ниях и принятых решениях);

• обращение к авторитетам (получение поддержки на высоком
уровне управления, обращение к примерам из практики известных преуспевающих компаний);

• применение санкций (использование системы поощрений и
мер дисциплинарного воздействия).

1. Менеджер и лидер

2. Выдвижение лидера как процесс групповой динамики.

3. Механизмы взаимоотношения лидера с группой.

4. Заменители лидерства.

 

1. Современные оценки феномена лидерства.

2. Обучение лидеров.

3. Психология влияния и власти.

 

1. Задание «Личностные качества эффективного руководителя»

Цель.

Развитие умения применять основные теории лидерства на практике при подборе руководителей.

Задание.

Назовите важнейшие личностные качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать идеальный кандидат на вакансию вице-президента крупной промышленной компании.

 

1. ___________________________________

2._________________________________

3._________________________________

4._________________________________

5. ___________________________________

 

Перечислите вопросы, которые в процессе интервью при приеме на работу помогут вам определить наличие этих качеств у претенден­та на имеющуюся вакансию.

 

2. Упражнение «Стиль руководства»

Цель.

Изучение специфики различных стилей руководства.

Пояснения.

Выбор индивидуального стиля руководства коллективом — одна из наиболее важных задач для менеджера. Обычно выделяют пять основных стилей руководства.

1. «Невмешательство»: низкий уровень заботы о производстве и людях. Руководитель не руководит, много делает сам. Он добивается минимальных результатов, которых достаточно только для решения им своей должности в данной организации.

2. «Теплая компания»: высокий уровень заботы о людях. Стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы иудобного темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли достигнуты конкретные и устойчивые результаты.

3. «Задача»: внимание руководителя полностью сосредоточено на производстве. Человеческому фактору либо вообще не уделяется внимания, либо уделяется крайне мало.

4. «Золотая середина»: руководитель старается в достаточной степени сочетать ориентацию как на интересы человека, так и на выполнение задачи. Он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.

5. «Команда»: руководитель полностью поглощен стремлением к достижению оптимального сочетания интересов и производства, и персонала. Общие обязательства, которые берут на себя сотрудники, стремящиеся к достижению целей организации, способствуют установлению доверия и уважения друг к другу.

Задание.

Какой стиль руководства, по вашему мнению, является наилучшим? Аргументируйте свою позицию. В то же время нельзя утверждать, что есть некий оптимальный стиль руководства, который всегда оправдан, — поскольку ситуации сильно отличаются друг от друга. Может ли быть гибкий стиль руководства?

 

3. Упражнение «Типы принятия управленческих решений»

Цель.

Исследование типов принятия управленческих решений.

Пояснения.

В рамках менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в бизнесе. На практике встречаются следующие варианты:

• руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;

• руководитель принимает решение и объясняет, почему он принял;

• руководитель принимает решение, но при этом интересует­ся мнением подчиненных, получая таким образом возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;

• руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку;

• руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие бу­дут предложения, и, выслушав их, принимает решения;

• руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждения варианта;

• руководитель излагает проблему и принимает решение группы.

Вопросы.

Какой из предложенных вариантов вы считаете предпочтитель­ным? Почему?

4. Упражнение «Качества руководителя»

Цель.

Анализ качеств руководителя (согласно японской модели принятия решений).

Пояснения.

Использование японской модели принятия решений в практи­ке управления диктует необходимость развития у руководителя некоторых качеств, если они ему не присущи изначально. Соглас­но японским традициям, это концептуальные способности и вы­сокие «личные стандарты».

Концептуальные способности — это способности чувствовать связи между организацией и средой и воспринимать систему орга­низации как единое целое. От руководителя требуется умение ви­деть главные направления, создающие для организации благопри­ятные возможности или угрозу. Концептуальные способности, та­ким образом, включают в себя:

• широту взглядов и глобальный подход;

• долгосрочное предвидение и гибкость;

• энергичную инициативность, в том числе в условиях риска;

• упорную работу и непрерывное самосовершенствование и обучение.

Высокие личные стандарты — это:

• умение четко формулировать цели и установки;

• готовность и умение выслушивать мнения других;

• беспристрастность и бескорыстие;

• умение предвидеть последствия принимаемых решений;

• способность полностью использовать возможности сотруд­ников;

• личное обаяние;

• способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем.

Задание.

Проанализируйте состояние концептуальных способностей и наличие личных стандартов у известных вам руководителей.

5. Упражнение «Укрепление группового единства»

Цель.

Исследование правил укрепления единства группы.

Задание.

Проанализируйте приведенные ниже правила укрепления группового единства, предлагаемые руководителю для работы с фор­мальной группой, оцените их эффективность и приведите примеры. Дополните правила.

Для укрепления группового единства руководителю необходимо:

1) помогать группе испытывать общий успех;

2) укреплять доверие членов группы друг к другу и к ее лидеру;

3) культивировать чувство принадлежности к группе, активно привлекать членов группы к общим мероприятиям;

4) заботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость и отвечала стремлению к престижу;

5) поддерживать веру в реальность стоящих перед группой целей.

 

6. Упражнение «Методы влияния»

Цель.

Сравнение различных методов влияния.

Задание.

Приведите примеры эффективного и неэффективного влияния, подобные представленному ниже, и объясните, почему невозможно применение одного и того же метода в различных си­туациях и в различных сферах полномочий и компетентности ра­ботников.

 

 

Метод Объект влияния Плюсы Минусы
Прямые методы
Влияние на основе обязанности Поведение в преде­лах зоны, которую другой считает законной в свете сво­их обязанностей Быстрота; не требу­ет больших затрат денежных ресурсов Не действует за пределами зоны, а если заходит слишком далеко, становится незаконным
Влияние через предполагаемую компе­тенцию Поведение и отношения в зоне пред­полагаемой компе­тенции влияющего Быстрота; не требу­ет затрат ресурсов То же, что и в пер­вом случае
Влияние харизмы (отождествление с руководителем) Поведение и отношения, не противо­речащие идеалам, лежащим в основе отождествления Быстрота; не требу­ет затрат ресурсов Ограничено влияни­ем, не противоре­чащим идеалу — в основе отождест­вления
Влияние через представление о зависимости Широкий спектр управляемого поведения Быстрота; действует, когда другие ме­тоды не работают Повторяющееся влияние поощряет исполнителя к приобретению власти над влияющим
Влияние через убеждение Широкий диапазон поведения Может производить внутреннюю мотивацию, которая не требует управления; не требует власти и расходов ограниченных ресурсов Необходимы более продолжительное время и умение слушать и общаться
Влияние через принуждение и представление о зависимости Широкий диапазон легко управляемого поведения Быстрота действия; применение в край­них случаях Предрасполагает работника к ответному удару; очень рискованный метод
Сочетание различных прямых мето­дов Зависит от точности сочетания и необходимости управле­ния объектами Может быть более действенным и ме­нее рискованным, чем использование одного метода Более дорогостоя­щий подход, требу­ет специальных зна­ний
Косвенные методы
Манипулирование человеком и его окружением Широкий диапазон поведения и отношений Может дать резуль­тат, когда другие ме­тоды неэффективны Требует много времени, усилий и виртуозности; рискован и сложен для ис­пользования
Изменение внешней к индивиду среды в организации Широкий диапазон поведения и отношений на непрерывной основе Имеет непрекращающееся действие, а не разовый эффект; может быть самым эффективным методом Часто требует проявления значитель­ной власти для дос­тижения целей и больших расходов



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.