КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игры-тренинги. 1. Кейс «Два взгляда на лидерство»
ТЕСТЫ Кейсы 1. Кейс «Два взгляда на лидерство» Цель. Закрепление знаний об основных стилях лидерства; оценка эффективности каждого из них. Ситуация. На международной конференции врачей-стоматологов делегаты обменивались опытом не только в области новых методов лечения,использования современных лекарственных препаратов, но и в области менеджмента. Ниже приведены данные из выступлений двух выдающихся врачей, возглавляющих известные стоматологические лечебницы. Выступление доктора Смирнова К.Л. Уважаемые коллеги! Несколько лет назад я создал стоматологическую лечебницу, которую возглавляю и одновременно являюсь в ней практикующим врачом. Вместе со мной работают два дантиста. Являясь сотрудниками лечебницы, они получают заработную плату и дополнительно — определенный процент с моих чистых доходов. В результате их доход, как правило, выше среднего дохода частнопрактикующего дантиста у нас в регионе. Эта процедура оплаты помогает мотивировать моих сотрудников. В дополнение к традиционным стоматологическим услугам мы специализируемся еще в области реабилитационных услуг, поэтому в лечебнице есть собственный лабораторный техник, который делает зубные протезы, мосты и инкрустации. Реабилитационные услуги включают в себя, в частности, реконструкцию рта после травм, полученных в результате автомобильных аварий. Таких пациентов присылают к нам другие дантисты. Эта работа весьма сложна, присутствие в лечебнице квалифицированного техника просто необходимо. Кроме того, у нас работает одиннадцать ассистентов, но они не все работают в одно и то же время. Я знаю, что обычно нагрузка ассистентов планируется из расчета 40-часовой рабочей недели, но в нашей лечебнице они работают 4 дня в неделю, что меньше, чем в других местах. Это одна из причин, почему они остаются у меня так долго. У нас каждый дантист имеет своего собственного ассистента. Однако всякий раз, когда ассистент не занят, он помогает кому-нибудь еще. Хотя коллектив нашей лечебницы сравнительно невелик и достаточно дружен, тем не менее, периодически среди персонала возникают трения: стычки, ссоры и т.д. Я никогда не вмешиваюсь, чтобы сотрудники не думали, что у меня есть фавориты, и прошу их разобраться в ситуации самим. Они разрабатывают свои собственные графики работы, определяют периоды отпусков и т.д. Они всегда составляют план, который удовлетворяет всех. Я думаю, что для организации лучше, что они делают это самостоятельно: они знают, чего они хотят. Большинство из моих сотрудников работают со мной в течение долгого времени, и они, кажется, очень довольны своим положением. Что касается обучения, то я верю во взаимное обучение. Все мои сотрудники работали в регистратуре, в лабораториях, выполняли другие функции. Это обеспечивает нам гибкость, и сотрудники лучше понимают проблемы друг друга. Заработная плата сотрудников лечебницы устанавливается по ставкам, принятым для данного вида профессиональной деятельности. Только однажды мне пришлось уволить ассистента, который отставал от других. Когда я начинал свою деятельность в качестве частного практикующего врача, штат моих сотрудников состоял всего из пяти человек, но постепенно лечебница расширялась. Нам уже не хватало места. Мы переехали в новое помещение, которое и в самом деле очень просторное. Я всегда представлял себе лечебницу именно таких размеров. Наши пациенты должны быть удовлетворены. Им оказывают много внимания: с каждым пациентом я сам беседую, по крайней мере, несколько минут. Я также проверяю, чтобы каждый пациент получал необходимую помощь, пусть даже небольшую, и даже при первом визите. Я хочу, чтобы мои сотрудники понимали, что для пациента важно, что бы кто-то интересовался ими и их состоянием. Это срабатывает: к нам переходят пациенты из государственных клиник. Моим помощникам и сотрудникам тоже требуется мое внимание: они хотят, чтобы я был заинтересован в них и знал их проблемы. Они хотят быть востребованными, чувствовать себя частью чего-то. Мы помогаем друг другу: если лечащий врач занят, то пациента принимает другой дантист. Мы работаем достаточно эффективно. Я считаю, что наиболее важным элементом успешного управления являются люди. Вы создаете сплоченный работоспособный коллектив, привлекая специалистов и обеспечивая им хорошее жалованье, обучение и мотивируя их. Сотрудники заинтересованы в том, чтобы работать с полной отдачей, так как от своей работы они получают удовлетворение. Коллеги проявляют интерес к деятельности друг друга, анализируют ее. Сознание того, что кто-то еще собирается оценивать вашу работу, заставляет вас стараться. Все возникающие разногласия в отношении методов и способов лечения мы обсуждаем открыто даже в присутствии пациентов. Мы не спорим, а именно обсуждаем проблему. В данной дискуссии могут участвовать дантисты, ассистенты, техники. Я вполне удовлетворен результатами деятельности моей лечебницы и не планирую никаких изменений в системе менеджмента. Спасибо за внимание. Затем слово предоставили доктору Кравцову В.А., который поделился с коллегами своим опытом управления стоматологической лечебницей. В лечебнице Кравцова В.А. работают более двадцати сотрудников. Набирают персонал через объявления в газетах или по рекомендациям коллег и знакомых. Каждому кандидату назначают испытательный срок. Если работник не удовлетворяет требованиям, его увольняют через три месяца. Фактически, если они не подходят Кравцову В.А., то в конце испытательного срока им сообщают, что они не будут работать в лечебнице. Если же их решают оставить, то выплачивают за прошедшие три месяца существенную премию. Привлекать стараются только очень хороших специалистов и платят им в среднем на 20% больше, чем в других аналогичных организациях. Кравцов В.А. стремится, чтобы у него работали только самые лучшие. Размер заработной платы зависит от сложности выполняемых обязанностей и опыта. Ассистенты, работающие непосредственно с дантистами, имеют наиболее высокую заработную плату. Кравцов В.А. — жесткий руководитель, он требует от сотрудников значительно больше того, что от них требовали раньше. Он им больше платит, но и ожидает, что они многое умеют делать. Например, стоматолог и его ассистент должны не только лечить, но и оперировать: в лечебнице считают, что ассистент не должен впадать в истерику из-за вида капли крови. Кравцова интересуют амбициозные сотрудники, желающие работать еще более напряженно за большее вознаграждение, стремящиеся учиться и делающие все, что он скажет. Они знают, что их уволят, если они не смогут поддерживать высокий уровень работы. Их работа — это не только пломбирование зубов, и они несут ответственность за здоровье пациента. По мнению руководителя, его сотрудники более активны и заслуживают большего доверия, чем типичные ассистенты стоматолога. Он контролирует их только в течение операции. Все дела ведет старший помощник Кравцова В.А. Последний никогда не вмешивается в споры сотрудников: он вообще не допускает никаких конфликтов и препирательств. Сотрудники об этом знают. Одного из ассистентов, проработавших больше года, уволили за то, что он начал конфликтовать со своими коллегами. Личные проблемы сотрудников Кравцова В.А. не интересуют. Вопросы и задания. 1. Каковы основные различия в стилях лидерства Смирнова К.Л. и Кравцова В.А.? 2. Кто является более эффективным менеджером? Ответ обоснуйте, используя известные теории лидерства. 2. Кейс «Г. Форд в сравнении с А.П. Слоуном-мл.» Цель. Анализ и характеристика различных стилей управления. Ситуация. Г. Форд и А.П. Слоун-мл. противостояли друг другу в 1920-х гг., когда впервые возникла концепция управления. Г. Форд представлял собой пример авторитарного предпринимателя прошлого: склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда настаивающий на своем мнении, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг, он считал своих служащих «помощниками». Если «помощник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимать важное решение, то он обычно лишался работы. Форд расценил предложение А.П. Слоуна о реорганизации Ford Motors следующим образом: «...картинка с развесистой клюквой посередине... Человек вынужден слоняться взад-вперед, и от ответственности каждый увиливает, следуя мудрости лентяев, что две головы лучше одной». Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным». У Г. Форда было достаточно оснований насмехаться над новомодными идеями Слоуна для фирмы General Motors. Г. Форд сделал свою модель Т настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек. Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 долл., платя при этом своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени — 5 долл. в неделю. В 1921 г. Ford Motors контролировала 56% рынка легковых автомобилей США и почти весь мировой рынок. Фирма General Motors, которая в то время была конгломератом из нескольких небольших полунезависимых компаний, располагала всего 13% рынка и была на пути к банкротству. К счастью, семья Дюпонов ради спасения огромных капиталовложений в акции General Motors приняла на себя ведение ее дел. П.С. Дюпон, последовательный сторонник методов современного управления, назначил президентом фирмы А.П. Слоуна. Тот быстро превратил в реальность планы, над которыми насмехался Г. Форд, тем самым введя в практику то, что до сих пор остается главным принципом управления крупными компаниями. Реорганизованная General Motors располагала крупной и сильной группой управления, а множество людей получили право самостоятельно принимать важные решения. Слоун являл собой полную противоположность Форду. Его любимыми словами были «концепция», «методология» и «рациональность». Никто не «слонялся взад-вперед», как предсказывал Г. Форд, — напротив, на каждого руководителя были возложены определенные обязанности и каждому руководителю была дана свобода делать все, что необходимо для их выполнения. Важно и то, что Слоун разработал хитроумную систему контроля, позволявшую ему и другим руководителям высшего уровня всегда быть в курсе того, что происходит в их гигантской организации. В то время как Ford Motors сохраняла верность черной модели Т и традиции, согласно которой босс подает команды, а остальные выполняют, управленческая команда Слоуна быстро воплотила в жизнь новые концепции в соответствии с изменяющимися потребностями американцев. Фирма General Motors ввела в практику частые замены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений, а также доступный кредит. Доля Ford Motors на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руководителей сильно снизился. В 1927 г. фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его для выпуска весьма запоздавшей модели А. Это позволило фирме General Motors захватить 43,5% автомобильного рынка, оставив Ford Motors менее 10%. Несмотря на жесткий урок, Форд, вместо того чтобы учиться на опыте General Motors, продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма Ford Motors едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности США и почти каждый год несла финансовые потери. От банкротства ее спасало только обращение к резерву наличности в 1 млрд. долл., который Г. Форд накопил в удачные времена. Вопросы. 1. В чем причины успеха компании Ford Motors в начале 1920-х гг.? 2. Что позволило компании General Motors в 1927 г. занять лидирующие позиции на рынке, оставив далеко позади Ford Motors? 3. В чем отличия стилей управления Г. Форда и А. Слоуна? 4. Как вы относитесь к тезису: «В разное время и при различных условиях необходимы различные стили управления организациями»? 5. Как изменение ситуации в 1927 г. по сравнению с 1921 г. повлияло
1. Тест «Лидер» Выберите один из вариантов ответа. 1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих: а) да; б) нет. 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы: а) да; б) нет. 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы нежелание высказать свое мнение, а) да; б) нет. 4. Нравилось ли вам в детстве руководить играми ваших маленьких друзей: а) да; б) нет. 5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал: а) да; б) нет. 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком: а) да; б) нет. 7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире а) да; б) нет. 8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность: а) да; б) нет. 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми: а) да; б) нет. 10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас: а) да; б) нет. 11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять такое место за столом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание: а) да; б) нет. 12. Считаете ли вы обычно, что производите впечатление импозантного человека: а) да; б) нет. 13. Считаете ли вы себя мечтателем: а) да; б) нет. 14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые находятся в вашем окружении, не согласны с вашим мнением: а) да; б) нет. 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп: а) да; б) нет. 16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает ожидаемых результатов: а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого; б) умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято. 17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному: а) настоящий руководитель должен сам делать дело, вникая во все мелочи; б) настоящий руководитель должен уметь управлять. 18. С кем вы предпочитаете работать: а) с людьми покорными; б) с людьми строптивыми. 19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий: а) да; б) нет. 20. Часто ли вы в детстве сталкивались с властностью вашего отца: а) да; б) нет. 21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен: а) да; б) нет. 22. Представьте, что вы заблудились в лесу вместе с друзьями, а) вы считаете, что решение должен принять человек, наиболее компетентный в группе; б) вы просто полагаетесь на решение других. 23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли: а) быть первым в деревне; б) быть вторым в городе. 24. Считаете ли, что вы оказываете сильное влияние на других людей: а) да; б) нет. 25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда а) да; б) нет. 26. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот: а) кто самый компетентный; б) у кого самый сильный характер. 27. Всегда ли вы стараетесь понимать (оценивать) людей: а) да; б) нет. 28. Умеете ли вы ценить дисциплину: а) да; б) нет 29. Какой из двух типов руководителей кажется вам предпочтительным: а) тот, который все решает сам; б) тот, который постоянно советуется. 30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, наиболее благоприятен для эффективной работы предприятия: а) коллегиальный тип; б) авторитарный тип. 31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вашим хорошим отношением к ним: а) да; б) нет. 32. Какой из двух следующих портретов больше соответствует а) громкий голос, экспрессивные жесты, острословие; б) негромкий голос, сдержанные жесты, неторопливые ответы. 33. На рабочем совещании вы один (одна) имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как а) промолчите; б) будете отстаивать свою точку зрения. 34. Считают ли вас человеком, который подчиняет и свои, и а) да; б) нет. 35. Если на вас возложена очень большая ответственность за а) да; б) нет. 36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности: а) работать под руководством хорошего руководителя; б) работать, ощущая независимость. 37. Считаете ли вы справедливым утверждение: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»: а) да; б) нет. 38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали а) да; б) нет. 39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних: а) да; б) нет. 40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями: а) трудности обескураживают; б) трудности заставляют действовать активнее. 41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их заслуживают: а) да; б) нет. 42. Считаете ли вы, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженный жизненный темп: а) да; б) нет. 43. Каким образом вы предпочтете произвести реорганизацию фирмы: а) немедленно; б) постепенно. 44. Сумеете ли вы при необходимости прервать слишком болтливого собеседника: а) да; б) нет. 45. Согласны ли вы с утверждением «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»: а) да; б) нет. 46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-то выдающееся: а) да; б) нет. 47. Кем вам в молодости хотелось стать: а) известным художником, композитором, поэтом и т.д.; б) руководителем коллектива. 48. Какую музыку вам приятнее слушать: а) торжественную, громкую; б) классическую, тихую. 49. Испытываете ли вы волнение при встрече с влиятельными личностями: а) да; б) нет. 50. Часто ли вы считаете, что у другого человека более сильная воля, чем у вас: а) да; б) нет. Ключ к тесту. Подсчитайте количество набранных баллов. При ответе вы получаете балл только за вариант «а» или «б» (см. таблицу).
До 25 баллов — лидерство выражено слабо; 26— 35 баллов —средняя выраженность лидерства; 36—40 баллов — лидерство выражено в сильной степени; 40 баллов и более — склонность к диктату. 2. Тест «Есть ли у вас задатки лидера?» Признайтесь, бывало так, что вам хотелось повести народ вперед, но вы неожиданно тушевались и слава доставалась другому? Многие потенциальные лидеры многое теряют, так и не попытавшись «подхватить знамя». Предлагаем вам проверить, готовы ли вы возглавить управленческую команду, отдел или группу единомышленников. Вы должны согласиться («Верно») или не согласиться («Неверно») с каждым утверждением, а потом посмотреть расшифровку результатов. 1. Лидерами рождаются, а не становятся. Верно___ Неверно __ 2. Если я возьму на себя роль лидера, моя популярность возрастет. Верно__ Неверно___ 3. Настоящие лидеры предпочитают «не высовываться». Верно__ Неверно __ 4. Из вас получится настоящий лидер, если вы сумеете поладить с начальством. Верно__ Неверно __ 5. Настоящие лидеры всегда знают, что делать. Верно__ Неверно___ 6. Настоящий лидер должен подавлять окружающих. Верно __ Неверно __ 7. Моя внешность не имеет никакого или почти никакого значения для моего выдвижения в лидеры. Верно __Неверно___ 8. Я предпочитаю художественную литературу нехудожественной. Верно __ Неверно ___ 9. Если я принял решение, я буду его выполнять, даже если оно Верно __Неверно__ 10. Способность быстро принимать решения – отличительная черта настоящего лидера. Верно__ Неверно__ Ключ к тесту. Засчитайте себе по одному баллу за каждый правильный ответ. 1. Неверно. Способность руководить не передается по наследству. Мы можем этому научиться, как учимся всему остальному в жизни, но для этого потребуются упорство и настойчивость. 2. Неверно. Берясь за руль, вы должны быть готовы к тому, что окружающие будут испытывать к вам противоречивые чувства. Это странная смесь любви и ненависти, которую обычно испытывает «упряжка» к бегущему впереди вожаку. 3. Неверно. Хороший лидер должен быть заметен. Присутствие лидера придает уверенность членам команды и поднимает их дух. Нельзя быть одиноким волком и вожаком стаи одновременно. 4. Верно. Руководство, по крайней мере на работе, – это улица с двусторонним движением. Чтобы добиться успеха, нужно уметь «манипулировать» своим начальством. Как говорит консультант по менеджменту П. Друкер, честолюбивый лидер должен использовать своего шефа как «источник достижений, благодеяний и, будем откровенны, личного успеха». 5. Неверно. Если вы пробились наверх, не думайте, что у вас на все будет готов ответ. Даже наиболее удачные лидеры порой застывают в нерешительности. 6. Неверно. Превосходство – менее важное качество, чем наличие интеллекта и способностей к убеждению. Исследования проф. Р. Танненбаума, И. Вешлера и Ф. Массарика показали, что суть лидерства в межличностном влиянии, которое реализуется через общение. 7. Неверно. Хотя у некоторых исторических лидеров и была заурядная внешность (Наполеон, Ганди), но это скорее исключение, чем правило. Те, кто пробивается наверх, обычно физически более привлекательны, более энергичны и выше ростом, чем их коллеги. 8. Неверно. Люди, способные управлять действиями других, склонны к конкретизации. Художественной литературе они предпочитают документальную, а если и читают художественную литературу, то выбирают детективы. 9. Неверно. Хорошие руководители стремятся к гармонии. Они склонны к демократии, хотя это и замедляет принятие решения, и предпочитают выслушивать все стороны, чтобы узнать причины возражений. После этого они пересматривают решение, приводя его к компромиссу между своими взглядами и мнениями окружающих. 10. Неверно. Не расстраивайтесь, если кто-то из ваших подчиненных соображает быстрее вас. Исследования показали, что способность быстро принимать решение для лидера не так важна, как наличие здравого смысла и умения все хорошо продумать, прежде чем начать действовать. 8—10 правильных ответов. Из вас получится отличный лидер. Вы чутко относитесь к нуждам подчиненных, и если вы до сих пор не президент, то только потому, что работаете не в полную силу. 4—7 правильных ответов. У вас средние способности к руководству. Как и многие другие в этой категории, вы сможете чего-то добиться, если немного подучитесь. До 3 правильных ответов. Вы типичный подчиненный, вам не водить полки в атаку. Это не значит, что вы не сможете добиться своей цели, но вам придется нелегко, если для ее достижения понадобится кем-то руководить. Людям, набравшим немного баллов, лучше работать самостоятельно, а не руководить коллективом. 1. Упражнение «Кто я?» Цель. Выявление лидеров. Задание. За 10 минут самостоятельно необходимо ответить на один вопрос «Кто я?», используя для этого 12 слов или предложений. Не нужно искать верных ответов, следует писать первое, что приходит в голову. Каждый анализирует свои ответы с четырех позиций и ставит соответствующую букву напротив каждой: «Я – это зависит от меня», «Д – это зависит от других», «С – это зависит от судьбы», «П – просто так случилось». Чем больше ответов в секторе «Я», тем большая тенденция к лидерству прослеживается у участника. 2. Упражнение «Разбивка «от лидера» Цель. Выявление лидеров и формирование их ответственности. Задание. Вызываются 3 добровольца (они либо считают себя лидерами, либо претендуют на лидерство), которые будут капитанами команд. Дальше капитаны по очереди набирают себе членов (замов, помощников и т.д.) команды. Здесь важно не допустить перекладывания ответственности на других. Если доброволец решил стать капитаном, он должен сам выбрать себе команду.
3. Упражнение «Игры-головоломки» Цель. Развитие творческих и организаторских способностей; выявление уровня готовности к лидерству. Задание. Работа в командах. Раздаются конверты с играми-головоломками, вперемешку с расписанными на карточках. На каждой карточке – по одному предложению из истории. Команда должна собрать задачу и решить ее. Автомобильная авария. Мистер Смит и его сын ехали в автомобиле. Автомобиль попал в аварию. Отец погиб на месте. Сын был серьезно ранен и в критическом состоянии доставлен в больницу. Хирург взглянул на него и сказал: «Я не могу оперировать его. Это мой сын Артур». Как вы объясните это? Сколько было яблок? У торговца некоторое количество яблок для продажи. Один покупатель берет половину всех яблок и половину яблока. Второй покупатель берет половину оставшихся яблок плюс половину яблока. Третий покупатель забирает половину оставшегося количества яблок и половинку яблока. Никто не покупал разрезанные яблоки, количество яблок в покупках соответствовало целым числам. Сколько яблок было у торговца изначально? Проблема с носками. В ящике перепутано 12 белых и 49 красных носков. Носки лежат по одному, а не попарно. Все носки одинакового размера, изготовлены из одного материала, поэтому их не различить на ощупь. Какое минимальное количество носков вы должны, закрыв глаза, вытащить из ящика, чтобы быть уверенными, что среди них окажется одна подходящая пара? Вопросы. – Что помогало и что мешало работе? – Что произошло в группе во время работы? – Как себя чувствовал каждый участник? Какую роль выполнял? Почему? – Была ли возможность у каждого высказаться, внести предложение? – Всех ли выслушивали в процессе подготовки? – Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы сделали? 4. Упражнение «Действуй по инструкции» Цель. Развитие умения давать и точно выполнять инструкции. Пояснение. Лидеру важно научиться выполнять даваемые ему инструкции, давать инструкции самому. Человек, не способный подчиняться, вряд ли сможет успешно руководить другими. К тому же в жизни редко бывает, когда все время приходится руководить. Мы все одновременно находимся в разных позициях, поэтому мы должны уметь равно как управлять, так и подчиняться. Задание. Инструкция для выполнения строго в той же последовательности: «Вася, возьми карандаш, подойди к столу, возьми лист бумаги. Напиши на нем свое имя. Возьми этот листок, отнеси его Лене. Вернись на свое место». Далее участники в парах по очереди пишут инструкцию (7 действий) и командуют, а затем исполняют инструкцию своего соседа. Вопросы. – Удалось ли вам дать четкую инструкцию? – Что было легче: давать инструкции или выполнять их?
5. Упражнение «Правда или ложь?» Цель. Развитие умения убеждать, как одного из самых цивилизованных способов влияния. Задание. Необходимый реквизит: по одной монете и повязке на глаза каждой тройке участников. Для игры нужны три добровольца. Один из них станет кладоискателем: он будет с завязанными глазами искать монетку, которую двое других ребят, договорившись между собой, положат на пол на расстоянии примерно двух метров от кладоискателя. Эти двое ребят исполняют роли доброго и злого ангелов. Добрый — сообщая кладоискателю, куда нужно идти, говорит правду, а злой — отправляет кладоискателя в ложном направлении. Однако кладоискатель не знает о том, кто добрый, а кто злой. Вопросы. 1. Как кладоискатель определил, кто был добрым, а кто злым? 2. Что чувствовал каждый участник тройки, играя свою роль? 3. Что вы делали, чтобы перехитрить оппонента? 4. Какими средствами вы пользовались, чтобы добиться своей цели (давление, мольбы, угрозы и т.д.) 5. Умеете ли вы убеждать, уговаривать?
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 10885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |