Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы предложения




Рыночное предложение. Закон предложения.

Инфляционные и дефляционные ожидания потребителей.

2. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. Например, при переключении спроса с печатных машинок на домашние компьютеры снижение цены на печатные машинки не приведет к увеличению спроса на них.

3. Эффект сноба. Потребители могут сокращать спрос на товар при снижении его цены, так как данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хотят быть «как все».

4. Эффект показательного потребления (спрос на престижные товары). Спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может возрасти, если цены на них вырастут, так как богатый покупатель приобретает эти товары (драгоценности, дорогие автомобили, антикварные изделия) прежде всего из-за престижных соображений.Например, появившиеся в начале 1990-х гг. на российских дорогах дорогостоящие иномарки свидетельствовали о стремлении отдельных людей продемонстрировать свое материальное благополучие на фоне экономического кризиса.

5. Эффект Гиффена. Данный парадокс наблюдается при спросе на товары, которые занимают в структуре потребления преобладающую долю. При росте цены на «товары Гиффена» они вытесняют из потребления остальные товары, и спрос на них растет. Первым эту зависимость проследил английский экономист А. Гиффен, изучив ситуацию со спросом на картофель, являвшийся в прошлых столетиях основным продуктом питания в семьях ирландских шахтеров. Именно наибольшее повышение цены картофеля в связи с неурожаем в начале XIX века вызвало повышенный спрос на этот товар.

 

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию и экономическое поведение на рынке со стороны продавца. Предложение на рынке по преимуществу является результатом производства и отражает желание производителей продавать свой товар.

Предложение - это желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставляемого на рынок товара. Состав товаров, являющихся объектами предложения постоянно меняется, а именно: увеличивается их объем, усложняется их структура, появляются новые товары, в том числе объекты интеллектуальной собственности (информация, лицензии, патенты). Каждая товарная группа порождает свой товарный рынок.

Для количественной оценки предложения используется понятие «величина предложения». При анализе рыночной конъюнктуры различают рыночное и индивидуальное предложение. Рыночный объем предложения товара является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения всех производителей-продавцов этого товара при всех возможных его ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители. На величину предложения влияет огромное количество факторов. Количественную зависимость между величиной предложения и определяющими ее факторами называют функцией предложения.

Функция предложения записывается следующим образом:

 

Qs = f (P, C, T, К, N, W, Z), (2)

 

где S (supply) - предложение;

Qs - величина предложения рассматриваемого товара;

Р1, Р2… Рn - возможные параметры цены за единицу рассматриваемого товара;

C, T, К, N, W, Z - неценовые факторы предложения.

 

Если все неценовые факторы принять за неизменные, то функция предложения имеет вид: QS = f(Р).

Функциональная зависимость между величиной предложения и ценой может быть представлена двумя способами: 1) табличным, 2) графическим (рис. 3).

 

1. Табличный способ

 

Варианты А В С Д Е
Р, руб. за единицу товара          
Q, штук          

 

2. Графический способ

 

 


Рис. 3. Кривая предложения

Для большинства рынков кривая предложения имеет восходящий характер, или положительный наклон. Это связано с тем обстоятельством, что чем выше цена, тем большее количество фирм будет производить и продавать данный товар. Более высокая цена будет направлять действующие фирмы на расширение производства путем привлечения дополнительной рабочей силы и дополнительных материальных ресурсов.

Прямая зависимость между ценой и величиной предложения выражается в действии закона предложения: при прочих равных условиях увеличение цены на какой-либо товар приводит к росту величины предложения этого товара.

Следует различать изменение рыночного предложения товара в целом и изменение величины предложения.

Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности прочих факторов рыночной конъюнктуры. Это изменение отражает дви-жение вдоль кривой предложения (например, от точки А к точке В на рис. 3). Изменение предложения, напротив, происходит под воздействием определенных факторов при неизменной цене на товар. Графически это отображается (рис. 4) смещением кривой предложения S вправо и (или) вниз до положения S2 (при расширении предложения) и соответственно при уменьшении предложения - смещением влево и (или) вверх до положения S1.

Даже если цена сохраняется на прежнем уровне, следует ожидать повышения или понижения выпуска продукции.

Рис. 4. Изменение предложения

Выделяют следующие неценовые факторы:

1. Цена экономических ресурсов. Величина издержек определяется ценой на экономические ресурсы, используемые фирмой в производственной деятельности, включая заработную плату, процент за кредит, стоимость сырья и другие показатели. Чем ниже цены на экономические ресурсы и, следовательно, ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и тем выше рыночное предложение товаров (кривая предложения смещается право и (или) вниз до положения S2). И наоборот, чем выше цены на экономические ресурсы, тем меньше рыночное предложение (кривая предложения смещается влево и (или) вверх).

2. Налоги и дотации. Сокращение величины налогов с компаний, как правило, является положительным фактором развития и ведет при прочих равных условиях к росту рыночного предложения, а усиление налогового бремени - к его сокращению. В свою очередь увеличение дотаций приводит к увеличению рыночного предложения, а уменьшение - к сокращению рыночного предложения.

3. Технология производства. Усовершенствование технологии является важным фактором сокращения производственных затрат, повышения эффективности производства, роста производительности труда, а следовательно, это приводит к росту рыночного предложения. И наоборот, увеличение физического и морального износа оборудования приводит к уменьшению предложения.

4. Количество производителей. Чем больше фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его рыночное предложение. Напротив, монополизация отрасли даже при неизменности общего объема производственных мощностей может привести к сокращению рыночного предложения.

5. Цены на товары на сопряженных рынках. Рост цен на товары-конкуренты ведет к уменьшению предложения данного товара, ибо продавцы переориентируются на продажу другого товара. Например, рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение сельскохозяйственной продукции, выращенной при помощи «химии».

В свою очередь, изменение цены товара, производимого во взаимосвязи с рассматриваемым товаром, приводит к противоположной ситуации. Так, рост цены на нефть может вызвать рост предложения нефтепродуктов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.