Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения. Анализ спроса и предложения, данный в предшествующих разделах, позволил выявить общие направления их изменения под воздействием ценовых и неценовых факторов и




Анализ спроса и предложения, данный в предшествующих разделах, позволил выявить общие направления их изменения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовые законы рынка: закон спроса и закон предложения.

Однако очень часто нужна более точная количественная оценка увеличения или падения объема спроса и объема предложения, так как указанные изменения могут быть быстрыми или медленными, сильными или слабыми. Безусловно, что покупатели по-разному отреагируют на снижение цен на автомобили и французские духи, с одной стороны, хлеб и молоко, с другой. В первом случае объем продаж может существенно возрасти, во втором - изменится мало. Для того чтобы разобраться в этом аспекте, необходимо изучить понятие рыночной эластичности.

В целом э ластичность - это степень реакции одной величины на изменение другой. Применительно к характеристике рынка, эластичность - это чувствительность рыночного спроса и рыночного предложения к изменению цен, доходов или какого-либо другого рыночного фактора. Понятие эластичности впервые было введено в экономическую теорию А. Маршаллом.

Введение понятие эластичности в экономический анализ имеет огромное значение: понятие важно в маркетинговых исследованиях, необходимо для объяснения полученных результатов и для выработки поведения со стороны производителей товаров. Эластичность определяется на основе расчета специального коэффициента.

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одной величины (y), выраженной в процентах, при изменении другой величины - фактора (х) на один процент. Применительно к спросу могут быть следующие виды эластичности: 1) эластичность спроса по цене; 2) эластичность спроса по доходом; 3) перекрестная эластичность.

1. Эластичность спроса по цене выражает чувствительность рыночного спроса к изменению цены данного товара. Коэффициент эластичности спроса по цене (Е) показывает степень количественного изменения величины спроса (в процентах) при изменении цены на 1 % и при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

(3)

 

 

 

где Р0 и Q0 - первоначальные параметры цены, величины спроса;

Р1 и Q1 - полученные в результате изменения параметры цены и величины спроса;

∆ Р и ∆ Q - количественное выражение изменения цены и величины спроса.

 

Существует пять вариантов эластичности спроса по цене:

- эластичный спрос, когда при незначительном снижении цены объем покупок значительно возрастает (ЕРd >1);

- единичная эластичность спроса, когда процентное изменение цены, равно процентному изменению объема покупок (ЕРd=1);

- неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж (0 < ЕРd < 1);

- а бсолютно эластичный спрос, если потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса (ЕРd à ∞), то есть когда при неизменной цене или ее крайне незначительных колебаниях спрос на продукцию сокращается или увеличивается до предела покупательских возможностей;

- абсолютно неэластичный спрос, если потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цены, то есть изменение цены не вызывает никакого изменения величины спроса (ЕРd =0).

Графически все пять видов ценовой эластичности представлены на рис. 8.

 

Рис. 8. Графическая интерпретация спроса

с различной эластичностью

 

Среди факторов, воздействующих на ценовую эластичность спроса, наиболее значимыми являются:

1. Наличие и доступность товаров-заменителей. Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос.

2. Фактор времени. Рыночный спрос на большинство товаров является более эластичным в долгосрочном периоде. С одной стороны, большинству людей требуется время на изменение своих потребительских вкусов. Например, резкий рост цен на кондитерские изделия не снизит мгновенно объем их продаж. С другой стороны, спрос на определенный товар может быть связан с наличием (запасом) подобного товара у потребителя. К примеру, рост цен на бензин в краткосрочном периоде может не вызвать существенного сокращения поездок. Однако в долгосрочном периоде он приведет к замене старых автомобилей на более экономичные и малолитражные марки, что позволит значительно сократить потребление бензина.

3. Удельный вес расходов на определенный товар в общей структуре расходов. Спрос на товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичен, а на товары, занимающие незначительную долю в бюджете покупателя, неэластичен.

4. Значимость товара для потребителя. Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши (драгоценности, меха, черная икра) и других достаточно дорогих предметов потребления (автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и т.д.).

Неэластичным является спрос по цене на товары и услуги первой необходимости (хлеб, картофель, лапша, соль, некоторые виды одежды и обуви, общественный транспорт).

Абсолютно неэластичным будет спрос на жизненно важные лекарства, например, на инсулин, который необходим для больных сахарным диабетом.

Абсолютно эластичным будет спрос по цене на определенные виды товаров к определенным праздникам, например, на елочные украшения к Новому году, на пасхальные яйца и куличи - к пасхе.

При эластичном спросе выручка (TR=PxQ) изменяется в противоположном направлении к изменению цены товара, то есть если цена уменьшается, то выручка увеличивается, а если цена увеличивается, то выручка уменьшается. При неэластичном спросе на товар выручка изменяется в том же направлении, как изменяется цена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.