Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана прав на товарный знак, знак обслуживания и географическое указание места происхождения товаров




1. В условиях рыночной экономики с ее жесткими законами конкуренции особое значение приобретает защита прав на товарный знак, знак обслуживания и географическое указание места происхождения товаров. По утверждению специалистов до половины товаров в мире продаются под чужими товарными знаками. Товарный знак и знак обслуживания – это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарных знаков регистрируются обозначения, представляющие собой слова, буквенные и цифровые обозначения, изобразительные знаки, сочетания цветов, объемные обозначения, а также комбинации таких обозначений.

Охрана товарного знака устанавливается на основании его регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности, для чего необходимо подать заявку. При установлении охраны товарного знака учитывается приоритет, который устанавливается по дате подачи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. При этом заявка должна поступить в течение шести месяцев с указанной даты первой подачи. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в патентный орган и продляется по заявлению владельца в течение последнего года ее действия каждый раз на десять лет.

Товарный знак может быть зарегистрирован в отдельном иностранном государстве, а также возможна его международная регистрация. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается в соответствии с международными договорами, в которых участвует Республика Беларусь.

Основанием досрочного прекращения действия товарного знака является его неиспользование без уважительных причин непрерывно в течение любых пяти лет с даты его регистрации.

Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или ® в окружности либо словесных обозначений «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающих на регистрацию товарного знака в Республике Беларусь.

Закон о товарных знаках устанавливает ответственность за незаконное использование товарного знака, а также обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения. Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака, помимо требований о прекращении нарушения и взыскании причиненных убытков, включает:

1) удаление с товара или упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения;

2) ареста или уничтожения товаров, в отношении которых был незаконно применен товарный знак;

3) наложения штрафа в пользу потерпевшей стороны в размере стоимости товара;

4) передачи в пользу потерпевшей стороны товара, на котором незаконно применен товарный знак.

2. Новым объектом исключительных прав, охрана которого начала вводиться в 90-е годы прошлого столетия, стало наименование места происхождения товара. Обычно под ним понимают название любого географического объекта страны, населенного пункта или местности, ставшего известным широкому кругу потребителей товаров. Необходимость охраны вызвана прямой связью между особыми свойствами товаров и особенностями природных, климатических условий места происхождения товаров. Еще одним фактором, с которым потребители связывают высокое качество товаров, являются исторические производственные традиции и навыки в производстве определенных товаров – например, оренбургские пуховые платки, хохломская роспись и т.п. Поскольку в международных конвенциях используется более широкое понятие – «географическое указание», которым охватывается и место наименования происхождения товара (природный фактор), и место указания его изготовления (производственный фактор), в Республике Беларусь 17 июля 2002 г. был принят Закон «О географических указаниях»[133].

В п. 1 ст. 1 Закона дано определение географического указания: «Обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны или из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением». Согласно Закону 2002 г. понятие «географическое указание» включает в себя понятие «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара». Право на использование географического указания устанавливается свидетельством. Иностранные юридические и физические лица, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, ведут дела по получению свидетельств на право пользования наименованием мест происхождения товаров через поверенных Республики Беларусь. К заявке на получение свидетельства иностранный заявитель должен приложить документ, подтверждающий его право на пользование заявленным наименованием места происхождения товара. В целом процедура получения свидетельства на охрану наименования происхождения товара идентична процедуре получения свидетельства на охрану товарного знака.

3. Вопрос охраны товарных знаков разрешается и в международных конвенциях. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. содержит специальные нормы об охране прав на товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования.

Условия подачи заявки и регистрации товарных знаков согласно Конвенции определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством. Товарный знак, зарегистрированный в одной стране Союза, рассматривается как независимый от знаков, зарегистрированных в других странах Союза. Эта норма означает, что свидетельство на один и тот же товарный знак может в разных государствах принадлежать разным лицам.

Страны Союза берут обязательство отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов.

Парижская конвенция установила ряд унифицированных материально-правовых норм, которые должны действовать на территории всех государств-участников. К ним относятся:

1) признание действительности передачи знака только в случае передачи промышленного или торгового предприятия или его части;

2) возможность заявлять товарный знак, зарегистрированный в стране происхождения, в других странах Союза с установлением охраны;

3) обязанность стран Союза охранять знаки обслуживания, не предусматривающая регистрацию этих знаков[134];

4) недопустимость регистрации знака агентом или представителем владельца без разрешения последнего;

5) запрет на использование характера продукта, для которого предназначен товарный знак, в качестве препятствия к его регистрации;

6) обязанность принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия;

7) охрана фирменного наименования без обязательной подачи заявки или регистрации;

8) применение административных мер в виде ареста или запрета на ввоз в отношении товаров, незаконно снабженных товарным знаком или фирменным наименованием;

9) обязанность стран Союза предоставлять в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или признанных таковыми выставках.

4. Особо следует остановиться на охране фирменного наименования в странах Парижского Союза без обязательной подачи заявки или регистрации. Это упрощенная форма охраны, поскольку она не требует выполнения каких-либо формальностей со стороны иностранных обладателей прав на фирменное наименование, являющихся представителями стран Союза.

Следует напомнить, что в п. 4 ст. 50 ГК Республики Беларусь указано: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования». Указанная норма будет действовать и в случаях, если за охраной прав на фирменное наименование в Республике Беларусь будут обращаться юридические лица, принадлежащие государствам, не входящим в состав Союза.

Логическим развитием охраны прав на товарные знаки и знаки обслуживания является ст. 10-bis Парижской конвенции, устанавливающая защиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, который противоречит честным обычаям в промышленных или торговых делах. В соответствии с этим подлежат запрету:

1) все действия, способные вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.