КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международное законодательство о смежных правах
1. Помимо конвенций, охраняющих права авторов, приняты и действуют конвенции, направленные на защиту смежных прав, к которым относятся права исполнителей произведений, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. В октябре 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Эта Конвенция охраняет смежные права и основывает эту охрану на предоставлении зарубежным обладателем смежных прав в соответствии с законодательством страны, где испрашивается охрана. В то же время каждое государство-участник обязано обеспечить минимальный уровень охраны, установленный Конвенцией. Для артистов-исполнителей Конвенция предоставляет право воспрепятствовать передаче их исполнения в эфир, записи исполнения и воспроизведения записи, если они осуществлены без согласия исполнителей. Конвенция не имеет обратной силы и устанавливает минимальный срок действия охраны – 20 лет, который исчисляется с конца года, в котором была осуществлена запись исполнения или передача прозвучала в эфире. Республика Беларусь присоединилась к указанной Конвенции Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. № 440 «О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций»[123]. Всего в конвенции участвует более 70 государств. 2. В октябре 1971 г. в Женеве была подписана Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Главная цель Конвенции – борьба с незаконным распространением среди публики фонограмм, производимых без согласия производителей. Каждое государство самостоятельно определяет юридические меры, посредством которых Конвенция будет применяться, и в числе этих мер могут быть: охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций. Срок действия предоставляемой охраны определяется законодательством каждого государства-участника, но он не может быть менее 20 лет, начиная с конца года, в котором фонограмма была записана, или с конца года, когда она была впервые опубликована. 3. В рамках СНГ вопрос об авторском праве и смежных правах регулируется Соглашением государств-участников СНГ «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» от 24 сентября 1993 г. Соглашение содержит следующие важнейшие нормы: 1) государства-участники обязуются обеспечить международные обязательства, вытекающие из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), в связи с чем каждое государство считает себя связанным ее положениями с 27 мая 1973 г. (даты вступления в силу Конвенции в отношении СССР); 2) государства-участники применяют Всемирную конвенцию об авторском праве (в ред. 1952 г.) в отношениях между собой на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов; 3) государства-участники предпримут меры для разработки и принятия законопроектов, с целью обеспечить охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций; 4) государства-участники обязались проводить совместную работу по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав путем разработки конкретных программ и мероприятий; 5) государства-участники будут способствовать созданию и деятельности национальных авторско-правовых организаций в сфере управления авторскими правами, а также содействовать их сотрудничеству.
§ 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом 1. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах состоит из положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса, Закона Республики Беларусь «Об авторском и смежных правах» от 17 мая 2011 г. № 262-З, нормативно-правовых актов Президента Республики Беларусь, других актов законодательства Республики Беларусь. Статья 51 Конституции Республики Беларусь провозглашает право каждого на участие в культурной жизни путем обеспечения общедоступности к ценностям отечественной и мировой культуры и гарантирует охрану интеллектуальной собственности законом. В ГК Республики Беларусь авторское право и смежные права регулируются в главе 61, состоящей из шести статей, где определены следующие общие вопросы: предмет регулирования, сфера действия и объекты авторского и смежных прав. Нормативным документом, детально регулирующим авторские и смежные права, является Закон Республики Беларусь «Об авторском и смежных правах» от 17 мая 2011 (вступил в силу 1 декабря 2011 г.), который заменил ранее действовавший Закон от 16 мая 1996 г. В ст. 2 Закона 2011 г. определено, что если международным договором, в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора. В Законе 2011 г. определена сфера действия авторского права, к ней отнесены: произведения науки, литературы и искусства, существующие в какой-либо объективной форме. В Законе 2011 г. особо регулируется авторское право на компьютерную программу, которая может быть выражена на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Авторское право на компьютерную программу содержит право ее использования по прямому назначению, включая установку компьютерной программы на компьютер или иное устройство, запуск и работу с ней на условиях, установленных автором или иным правообладателем (ст. 13). Также в Законе 2011 г. установлено авторское право на базу данных, охраняемое как составное произведение (ст. 14). Однако охрана, предоставляемая базе данных, не распространяется на содержащиеся в ней данные или другую информацию. На территории Республики Беларусь авторское право действует независимо от гражданства авторов и их правопреемников; за пределами Республики Беларусь авторское право признается за гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками, а также за авторами-гражданами других государств и их правопреемниками в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Обладатель авторского права на произведение определяется по законодательству государства, на территории которого имели место действие или событие, послужившего основанием для обладания авторским правом. Для охраны произведения в соответствии с международными договорами Республики Беларусь необходимы два условия: 1) чтобы произведение не перешло в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в этой стране срока действия авторского права на это произведение; 2) чтобы произведение не перешло в общественное достояние в Республике Беларусь в соответствии со ст. 20 Закона, которая устанавливает срок охраны произведения в течение жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. В Законе 2011 г. значительно расширены личные неимущественные права автора, к которым отнесены: право авторства, т.е. право признаваться автором произведения; право на имя, под которым понимается право автора использовать свое подлинное имя, вымышленное имя (псевдоним) или обнародовать произведение без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения, т.е. право автора не допускать каких-либо изменений, сокращений и дополнений произведения; право на обнародование произведения; право на отзыв, т.е. право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании, а если произведение уже было обнародовано - «автор должен публично оповестить о его отзыве». Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае передачи исключительного права на произведение другому лицу. Любая передача личных неимущественных прав ничтожна. Действие личных неимущественных прав бессрочно. Имущественные права автора или его наследников заключаются в исключительном праве на произведение, т.е. праве использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. Исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. После этого срока произведение переходит в общественное достояние, которое характеризуется возможностью использовать произведение любым лицом, не нарушая личных неимущественных прав автора. Поскольку Республика Беларусь участвует во Всемирной конвенции 1952 г., то для оповещения о своих исключительных правах их правообладатель по своему усмотрению вправе использовать знак охраны авторского права, установленный в Конвенции, который состоит из трех элементов: 1) латинской буквы –с– в окружности; 2) имени (наименования) правообладателя; 3) года первого опубликования произведения. Оповещение о правах не является обязательным, о чем свидетельствует формулировка этой нормы в ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». 2. В отношении иностранных авторов в Республике Беларусь, исходя из взятых международных обязательств, существует два уровня защиты. К первому уровню относятся охраняемые произведения иностранных граждан из стран, подписавших Всемирную конвенцию 1952 г., опубликованные после 27 мая 1973 г. Из произведений, охраняемых Бернской конвенцией 1886 г., к этому уровню относятся произведения иностранных авторов, опубликованные после 12 декабря 1997 г. Ко второму уровню защиты относятся неохраняемые произведения, в отношении которых не защищаются исключительные права авторов, но это не значит, что в Республике Беларусь не соблюдаются личные неимущественные права иностранных авторов. Эта защита в любом случае будет предоставлена. Следует отметить, что ныне действующее законодательство по авторскому праву Республики Беларусь признает обладателями авторских прав лишь физических лиц, творческим трудом которых созданы произведения. Признание даже в ограниченных случаях авторства юридических лиц, как это имело место в ст. 482–483 ГК БССР 1964 г., исключается. Это означает, что иностранные юридические лица не смогут защищать авторские права в Республике Беларусь из-за отсутствия в нашем законодательстве признания за ними таких прав. Передача исключительных прав полностью или в части на охраняемые произведения может производиться только по авторскому договору, который должен быть оформлен в письменном виде. 3. Международные конвенции по авторскому праву обеспечивают защиту не только прав иностранных авторов в Республике Беларусь, но, в равной степени, и прав белорусских авторов в странах-участницах этих конвенций. Поскольку признание авторских прав не требует соблюдения формальных процедур, за исключением тех, что предусмотрены Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г., то произведения белорусских авторов получают охрану во всех других странах-участниках Всемирной или Бернской конвенции, а также в странах СНГ по Соглашению от 24 сентября 1994 г. Необходимо отметить, что право свободно распоряжаться своими произведениями не только в пределах своей страны, но и за рубежом, белорусские авторы получили относительно недавно. Во времена СССР исключительные права на произведения всех советских авторов принадлежали созданному в 1973 году Всесоюзному агентству по авторским правам (ВААП), которое заключало сделки с зарубежными пользователями с согласия советских первопользователей. Такая ситуация была связана с монополией советского государства на внешнеэкономическую деятельность. Только в результате постановления Совета Министров СССР от 26 октября 1990 г. № 1095 «О мерах по демонополизации в области экспорта и импорта авторских прав»[124] право заключения договоров по распоряжению авторскими правами получили издательства и другие правообладатели. В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» 2011 г. появилась специальная глава, которая регулирует коллективное управление имущественными правами. Это очень важный практический вопрос в деле охраны авторских прав за рубежом, поскольку авторы или правообладатели, как правило, не в состоянии самостоятельно выявлять факты нарушения их прав в других государствах. В целях обеспечения имущественных прав авторов или иных правообладателей Закон 2011 г. предусматривает возможность создания организации по коллективному управлению имущественными правами. Такие организации могут создаваться в форме: 1) некоммерческих организаций, основанных на членстве авторов или иных правообладателей; 2) учреждений, имущество которых находится в государственной собственности. В Законе специально подчеркнуто, что деятельность по управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей на коллективной основе не является предпринимательской. Функцию по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав в Республике Беларусь осуществляло Республиканское унитарное предприятие «Беларускае аўтарскае таварыства» (БЕЛАТ). В 2007 г. РУП БЕЛАТ было присоединено к Национальному центру интеллектуальной собственности, который и осуществляет в настоящее время защиту имущественных прав белорусских правообладателей на коллективной основе. В то же время Закон 2011 г. допускает возможность существования и некоммерческих организаций, основанных на членстве авторов и иных правообладателей.
§ 5. Охрана смежных прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом
1. Охрана смежных прав в законодательстве Республики Беларусь является новым правовым институтом, которого не было в ГК БССР 1964 г. Категория смежных прав рассматривается во взаимосвязи с авторскими правами, но эта самостоятельная категория исключительных прав. В Законе 2011 г. к объектам смежных прав отнесены: исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания. Связь между авторскими правами и смежными заключается в том, что исполнительская деятельность, производство фонограмм, организация эфирного и кабельного вещания предполагают использование чужих произведений (литературных, музыкальных, кинематографических и т.д.), для чего необходимо получение согласия автора. При этом исполнитель должен в свою очередь соблюдать права автора исполняемого произведения, производитель фонограммы должен соблюдать права автора произведения и исполнителя, а организация, ведущая эфирное или кабельное вещание, обязана соблюдать права производителя фонограмм, записавшего произведение. Таким образом, сама исполнительская деятельность, ее фиксация путем изготовления фонограмм рассматриваются как продукты интеллектуальной деятельности, в связи с чем она и получает охрану. Как и в отношении авторского права, возникновение и осуществление смежных прав не требует соблюдения каких-либо формальностей. Однако, согласно Закону 2011 г. исполнитель и производитель фонограммы, а также иной обладатель права на исполнение или фонограмму для оповещения о своих правах вправе по своему усмотрению использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов: - латинской буквы –Р– в окружности; - имени (наименования) обладателя исключительных прав; - года первого опубликования фонограммы. Права исполнителя в Республике Беларусь признаются, если: - исполнитель является гражданином Республики Беларусь; - исполнение впервые имело место на территории Республики Беларусь; - исполнение записано на фонограмму, производителем которой является гражданин или юридическое лицо Республики Беларусь и фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь; - исполнение, не записанное на фонограмму, включено в передачу в эфир или передачу по кабелю, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. Впервые в Законе 2011 г. определены личные неимущественные права, к которым отнесены: право авторства в отношении исполнения; право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать исполнение под подлинным именем исполнителя, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность исполнения, то есть право, обозначающее, что без согласия исполнителя не допускаются внесения в его исполнение любых изменений, сокращений и дополнений за исключением случаев, предусмотренных Законом. Исключительное право на исполнение включает право исполнителя или иного правообладателя использовать исполнение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. Исключительное право на фонограмму и исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания означают право производителя фонограммы или иного правообладателя, и соответственно, право организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя использовать фонограмму и передачу по своему усмотрению и любым способом. Личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно. Исключительные права исполнителей, производителей фонограмм, исключительные права на передачу организации эфирного или кабельного вещания действуют в течение пятидесяти лет. Охрана смежных прав белорусских физических и юридических лиц осуществляется на основе международных договоров, направленных на охрану смежных прав, в которых участвует Республика Беларусь. Как уже отмечалось, Республика Беларусь является участницей Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г., Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.; Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г., принятого в рамках СНГ.
§ 6. Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет 1. Телекоммуникационные сети, всемирная паутина или Интернет стали неотъемлемой частью жизни современного общества. Интернет расширяет пространственные рамки общения, открывает доступ в мировое информационное пространство, состоящее из всего накопленного научного и культурного знания. Вместе с тем Интернет вызвал определенные проблемы в деле охраны авторских и смежных прав, среди которых: легкость копирования любого произведения, исполнения, фонограммы и т.д., сложность установления самого факта нарушения авторских или смежных прав, отсутствие в Интернете национальных границ, что вызывает сложности определения компетентного суда, а также признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных и судебных решений, восстанавливающих нарушенные авторские и смежные права. Для разрешения этих проблем на дипломатической конференции в Женеве 20 декабря 1996 г. были приняты два новых международных договора, предложенных Всемирной организацией интеллектуальной собственности: Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, которые также называют «Договоры ВОИС по Интернету». Договоры имеют тождественные преамбулы, где следующим образом сформулированы цели их принятия: желание более эффективно и единообразно совершенствовать и поддерживать охрану прав авторов, исполнителей и производителей фонограмм; необходимость введения новых международных правил и более четкого толкования некоторых уже существующих; признание влияния развития информационных и коммуникационных технологий на создание и использование литературных и художественных произведений, на производство и использование исполнений и фонограмм. 2. Договор ВОИС по авторскому праву адаптирует Бернскую конвенцию к возникшей всемирной телекоммуникационной системе. Эту же задачу решает Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам по отношению к Международной конвенции об охране интересов исполнителей, производителей и вещательных организаций, заключенной в Риме 26 октября 1961 г. (Римской конвенции). В связи с тем, что уже к середине 1990-х годов выявилась широкая тенденция размещения на страницах сайтов произведений, исполнений, фонограмм без согласия их правообладателей, в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву, а также в ст. 10, 14 и 15 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам было сформулировано правило, что авторы, исполнители, производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих исполнений и фонограмм «по проводам или средствам беспроволочной связи, включая доведения своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору». В соответствии с Согласованным заявлением к ст. 1(4) Договора ВОИС по авторскому праву было установлено, что «хранение произведения в цифровой форме в электронном средстве связи представляет собой воспроизведение в смысле ст. 9 Бернской конвенции». Такое же положение было включено в Согласованное заявление по ст. 7, 11 и 16 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. Это означает, что без согласия автора, исполнителя или производителя фонограмм помещение в цифровую сеть объектов их прав недопустимо, поскольку оно рассматривается как воспроизведение. Пункт 4 ст. 15 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам установил, что в случае, если фонограммы стали доступными для всеобщего сведения по проводам или средствам беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по выбору, то такое опубликование должно считаться произведенным в коммерческих целях. 3. Помимо правовой защиты авторских прав, Интернет создает возможность установления технической защиты авторских прав, к которым относятся установка паролей доступа, либо паролей, которые позволяют осуществлять воспроизведение или изменение информации. Однако парадокс состоит в том, что технические средства защиты сами нуждаются в защите от их обхода или устранения. Статья 18 Договора ВОИС по исполнениям В целях обеспечения охраны авторских прав, прав исполнителей и производителей фонограмм охраняемые объекты могут содержать информацию об управлении правами, под которой в Договорах ВОИС понимают информацию, которая идентифицирует произведение автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение, исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму и т.д. Информация об управлении правами может содержать цифры или коды, в которых представлена такая информация. Статьи 12 и 19 договоров ВОИС обязывают Договаривающиеся Стороны предусмотреть соответствующие и эффективные меры в отношении любого лица, которое намеренно устраняет или изменяет любую электронную информацию об управлении правами, а также осуществляет распространение, импорт с целью распространения, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения без соответствующего разрешения произведений, исполнений, экземпляров записанных исполнений или фонограмм, зная, что в них без разрешения была устранена или изменена электронная информация об управлении правами. В то же время информацию об управлении правами нельзя рассматривать как какую-либо формальность при осуществлении охраны авторских прав и обладателей смежных прав, поскольку они не допускаются Бернской и Римской конвенциями, а также Договорами ВОИС, которые адаптируют указанные конвенции к техническим возможностям Интернета. Размещение информации об управлении правами производится только по желанию самого автора, исполнителя или производителя фонограмм. Такая информация может содержаться и в скрытой форме, что позволяет предотвратить ее обнаружение и удаление лицом, нарушающим авторские и смежные права. 3. Участником Договоров ВОИС по Интернету может быть любое государство-член ВОИС. Административные функции по Договорам выполняет Международное бюро ВОИС. Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. вступил в силу 6 марта 2002 г. Как и Бернская конвенция 1886 г., Договор имеет обратную силу действия. Его участниками являются около 40 государств. Республика Беларусь оформила свое участие в Договоре принятием Закона от 10 июня 1998 г. «О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву»[125]. Договор ВОИС по исполнению и фонограммам от 20 декабря 1996 г. вступил в силу 20 августа 2002 г. В настоящее время в нем более 40 участников. Договор имеет обратную силу. Присоединение к Договору Республики Беларусь произошло в результате принятия Закона от 10 июня 1998 г. «О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву»[126].
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |