Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование труда иностранцев




в Республике Беларусь

 

1. Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь осуществляется Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом, Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г., Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30 декабря 2010 г. и иными нормативно-правовыми актами.

В отношении иностранцев действует положение ст. 11 Конституции Республики Беларусь, устанавливающий национальный режим применительно к их правам и обязанностям, который распространяется и на сферу трудовых отношений с участием иностранцев. В Трудовом кодексе не выделено специально регулирование трудовых отношений с участием иностранцев, но права и обязанности, содержащиеся в Кодексе, в полном объеме действуют и в отношении иностранцев в случае их трудовой деятельности на территории Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами, с учетом ограничений, которые действуют для иностранцев в отношении занятия должностей, назначение на которые требует принадлежности к гражданству Республики Беларусь. В частности, иностранные граждане не могут быть в Республике Беларусь судьями, занимать должность прокурорского работника, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов.

Для временно пребывающих и временно проживающих иностранцев порядок занятия трудовой деятельностью определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь.

Временно пребывающие и временно проживающие иностранцы не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не установлено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Непосредственное правовое регулирование труда иностранцев содержится в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. «О внешней трудовой миграции». В Законе содержится определение: трудящийся-иммигрант – это иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь и осуществляющий трудовую деятельность по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность.

В качестве основных принципов внешней трудовой миграции в Законе названы: добровольность; недопустимость незаконной внешней трудовой миграции; защита рынка труда Республики Беларусь; недопустимость найма трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов на условиях, унижающих их человеческое достоинство и наносящих вред здоровью; недопустимость дискриминации трудящихся-эмигрантов и трудящихся-мигрантов по каким-либо основаниям; недопустимость подмены трудовых отношений, основанных на трудовых договорах, обязательствами, возникающими из гражданско-правовых договоров Республики Беларусь.

2. Трудоустройство иностранцев в Республике Беларусь может осуществляться как при содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала, так и самостоятельно.

В Законе «О внешней трудовой миграции» названы следующие условия трудовой деятельности трудящихся-мигрантов в Республике Беларусь:

1) если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

2) получение трудящимися-иммигрантами специального разрешения и заключения трудового договора.

Закон предусматривает возможность установления Советом Министров Республики Беларусь с учетом государственных интересов, ситуации на рынке труда Республики Беларусь квот на привлечение иностранцев в Республику Беларусь для осуществления трудовой деятельности.

Наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, если количество иностранцев у нанимателя превышает десять человек.

3. Порядок получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы определен в Инструкции о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел от 7 июля 2011 г. № 247. Разрешение на привлечение иностранцев для осуществления трудовой деятельности выдается нанимателю Департаментом по гражданству и миграции при наличии заключения областного или Минского городского комитета по труду, занятости и социальной защите населения. Для получения разрешения наниматель или его представитель подает в Департамент по гражданству и миграции заявление установленной формы, а также другие документы. Каждый трудящийся-иммигрант обязан получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Заявление о выдаче специального разрешения подается нанимателем либо его представителем в подразделение по гражданству и миграции по месту государственной регистрации нанимателя Республики Беларусь. Для получения заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности в Республике Беларусь подразделение по гражданству и миграции направляет запрос в орган по труду, занятости и социальной защите по месту государственной регистрации нанимателя. Прием на работу иностранцев без специального разрешения влечет к административной ответственности нанимателей.

4. Наниматель обязан заключить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом. В договоре, помимо сведений и условий, предусмотренных частью второй ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь, также должны быть указаны:

- порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора;

- условия переезда в Республику Беларусь, питание, проживание, медицинского обслуживания трудящегося-мигранта.

Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме на русском или белорусском языке, а также на родном или понятном для трудящегося-иммигранта языке.

Трудящимся-иммигрантам при осуществлении трудовой деятельности в Республике Беларусь гарантируется:

- равное с гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, вознаграждение за труд равной ценности;

- выплаты, предусмотренные законодательными актами для граждан в связи с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- информирование подразделениями по гражданству и миграции трудящихся-иммигрантов о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь;

- получение в государственных органах информации о законодательстве Республики Беларусь.

Взимание налогов с трудящихся-иммигрантов производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь. В частности, Республикой Беларусь заключен ряд межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, сфера регулирования которых охватывает и доходы, получаемые от трудовой деятельности за рубежом.

Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» в качестве прав трудящихся-мигрантов определяет:

- доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств нанимателей и иных источников;

- пенсионное обеспечение в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

- беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь заработанных денежных средств в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь;

- ввоз в Республику Беларусь инструментов и оборудования, необходимых для исполнения трудовых обязанностей;

- осуществление иных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

К обязанностям трудящегося-мигранта относятся:

- соблюдение законодательства Республики Беларусь;

- наличие специального разрешения на трудовую деятельность;

- выезд за свой счет из Республики Беларусь после прекращения трудового договора, если не имеется иных оснований для пребывания в Республике Беларусь, за исключением случаев досрочного расторжения трудового договора по требованию трудящегося-иммигранта в связи с нарушением нанимателем законодательства Республики Беларусь о труде.

Если провести сравнение законодательства Республики Беларусь, регулирующего труд иностранцев и нормы международных конвенций, то следует признать, что в белорусском законодательстве не нашли отражения такие важные моменты по регулированию труда иммигрантов, как предельный срок пребывания трудящихся-иммигрантов в стране, участие в профсоюзах и, соответственно, коллективная защита трудовых прав, возможность въезда в страну семьи иммигранта и другое.

 

§ 5. Правовое регулирование труда граждан Республики Беларусь за рубежом

 

1. В силу сложившейся еще в годы прошлого столетия социально-экономической ситуации в стране, граждане Республики Беларусь активно занимаются поисками работы в сопредельных странах и, в первую очередь, в России, куда направляется основной паток трудящихся-иммигрантов из Беларуси.

В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. «О внешней трудовой миграции» содержится определение трудящегося-эмигранта – это гражданин Республики Беларусь или иностранец, постоянно проживающий в Республике Беларусь и выезжающий за пределы Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности у иностранного нанимателя по трудовому договору.

В главе 3 Закона содержится подробное регулирование трудоустройства за рубежом граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь.

Трудоустройство граждан Республики Беларусь и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за рубежом возможно двумя путями: при содействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальную лицензию, выданную Министерством внутренних дел, на ведение такого рода деятельности, и самостоятельно.

В ранее действовавшем Законе Республики Беларусь «О трудовой миграции» 1998 г. самостоятельное трудоустройство не упоминалось в качестве возможного способа трудовой миграции для граждан Республики Беларусь. На практике же абсолютное большинство граждан Республики Беларусь выезжали и выезжают на работу за пределы Республики Беларусь самостоятельно. Очевидно, указание самостоятельного способа трудоустройства в новом Законе – это признание сложившейся практики в трудовой эмиграции граждан Республики Беларусь.

При самостоятельном выезде для трудоустройства за пределы Республики Беларусь, граждане и иностранцы, постоянно проживающие в Республики Беларусь, вправе уведомить подразделения по гражданству и миграции по месту жительства о выезде за пределы Республики Беларусь для трудоустройства, а в случае заключения трудового договора с иностранным нанимателем, до выезда в государство трудоустройства – представить его копию (ст. 12).

Следует отметить, что закон не устанавливает обязанность уведомления подразделений миграции о выезде за пределы Республики Беларусь для трудоустройства. Очевидно, что законодатель понимает всю сложность введения обязательного контроля за процессом трудовой миграции.

В ч. II ст. 13 Закона установлено, что трудовая деятельность трудящихся-эмигрантов в государстве трудоустройства осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства, что соответствует основной коллизионной привязке в трудовом праве.

Новым положением в Законе является норма о праве трудящихся эмигрантов, являющихся гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь, на защиту и покровительство со стороны Республики Беларусь в государстве трудоустройства, которая должна осуществляться дипломатическими и консульскими учреждениями Республики Беларусь.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по трудоустройству за пределами Республики Беларусь обязаны:

- заключать договоры о трудоустройстве или о содействии в трудоустройстве;

- обеспечивать заключение иностранными нанимателями трудовых договоров с трудящимися-эмигрантами либо заключать трудовые договоры с трудящимися-эмигрантами по поручению иностранного нанимателя от своего имени;

- регистрировать договоры о трудоустройстве и трудовые договоры, заключенные с трудящимися-эмигрантами, в подразделениях по гражданству и миграции в месячный срок после их заключения;

- выдавать трудящимся-эмигрантам до отъезда в государство трудоустройства один экземпляр трудового договора, зарегистрированного в подразделениях по гражданству и миграции;

- формировать и вести банк данных о гражданах и иностранцах, постоянно проживающих в Республике Беларусь, обратившихся к ним с целью трудоустройства за границей.

В ст. 20 Закона регулируется трудоустройство за пределами Республики Беларусь по студенческим программам. Такое трудоустройство имеет следующие особенности:

- осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора о трудоустройстве, содержащего положения о взаимных обязательствах сторон о возвращении в Республику Беларусь после окончания срока действия трудового договора граждан и иностранцев, которые трудоустроены за пределами Республики Беларусь по студенческим программам;

- трудовой договор заключается на срок не более трех месяцев;

- необходимо заключение Министерства образования Республики Беларусь о возможности трудоустройства за пределами Республики Беларусь граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, по студенческим программам, которое дается в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

Беларусь активно развивает экономическое сотрудничество со многими странами мира. В ряде случаев такое сотрудничество предполагает осуществление проектов в странах – партнерах белорусскими предприятиями и организациями. Так, по соглашениям с Республикой Венесуэла белорусская сторона взяла на себя обязательства построить в этой стране предприятия по сборке белорусских тракторов, большегрузных автомобилей, карьерных самосвалов, бытовой техники. Кроме этого белорусские строители должны построить в этой латиноамериканской стране двадцать тысяч квартир. Созданное совместное венесуэльско-белорусское предприятие, где белорусской стороне принадлежит 40% акций, ведет добычу нефти, предназначенной для Беларуси. Разработка нефтяного месторождения ведется белорусскими специалистами и в Исламской Республике Иран.

Осуществление таких проектов требует направления за рубеж значительного количества белорусских специалистов и рабочих. Для регулирования их труда применяется белорусское трудовое право, поскольку такая трудовая деятельность рассматривается как зарубежная командировка. Трудовые контракты в случае зарубежной командировки заключаются в Беларуси и важнейшие условия, связанные с оплатой труда, социальным обеспечением, определяются белорусским правом. Однако находясь за границей, белорусские специалисты и рабочие подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях, где они фактически работают, в каком бы качестве они не выступали. Согласно соглашению о строительстве Республикой Беларусь жилья в Венесуэле, только 10% специалистов и рабочих будут составлять представители белорусской стороны, а остальные 90% – местная рабочая сила. В такой ситуации белорусская сторона, отвечающая за весь ход строительства, не может определять условия и режим труда венесуэльских рабочих, которые подчинены местному законодательству.

2. При направлении белорусских граждан за рубеж в командировку, правовое регулирование производится в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 115.

Инструкция определяет порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при служебных командировках за границу, в том числе на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации).

Расчет и выплата денежных средств командированным работникам производится на основании приказа (распоряжения) нанимателя о направлении работника в командировку.

Наниматель при командировании работников за границу обязан выдать задание на командировку, которое должно носить конкретный характер. В задании должно быть указано государство и цель командировки, время нахождения за границей, план встреч и переговоров, перечень вопросов, подлежащих решению или изучению. За работником, направленным в командировку, сохраняется место работы (службы) и должность, а также заработная плата (денежное довольствие) в размере среднего заработка в течение всего срока командировки. При продолжительности командировки за границу, в том числе в связи с обучением и стажировки более 60 дней лицам, которым принимающая сторона обеспечивает питание и производит выплату пособия на личные расходы, средний заработок по основному месту работы, начиная с 61-го дня, не сохраняется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.