КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Куплет 2 куплет 3 куплет
A B A1 B1 A2 B2 (8т) (8т) (5т) (8т) (8т) (8т) Каждый куплет состоит из двух частей. Первая часть во всех трех куплетах написана в характере народных плачей, причитаний. Мелодия хора напевна, плавна, этому способствует выбранный композитором темп Andante = 60, размер 3/4, нюанс p. Фактура изложения гармоническая. Ритмический рисунок состоит в основном из мелких длительностей- В первом куплете запевают альты: (ПРИМЕР №1 тт. 1-8)
Девушки, не торопясь, излагают княгине свою жалобу. Но во второй части они, волнуясь, перебивают друг друга; вступают сопрано, темп ускоряется, оркестровая ткань становится более выразительной, встречаются акценты, в хоровом изложении появляются имитации:
(ПРИМЕР №2 тт. 9-16)
Второй куплет («Мы к нему ходили…») начинается в первоначальном темпе и является своеобразной вариацией первого:
(ПРИМЕР №3 тт. 17-21)
Во второй части второго куплета (тт. 30-45) голоса вступают поочередно, тесситура повышается, темп – poco animato, напряжение нарастает, и все это приводит к кульминации хора – третьему куплету («Вот и просим, молим…»). Здесь звучит весь хор, причем мелодия вторых альтов перенесена на октаву вверх в партию сопрано, а тема первых альтов передана всей альтовой партии (такой прием встречается у Глинки в хоре «Ах ты, свет Людмила»). Акценты на последней восьмой в такте, которая приходиться на слабую долю, напоминают всхлипывание при плаче. В третьем куплете обе части звучат в ускоренном темпе, повышается тесситура и хора, и оркестра, усиливая кульминацию:
(ПРИМЕР №4 тт. 30-37)
Основная тональность cis moll, встречаются отклонения в h moll, H dur, dis moll. Есть приемы секвенционного развития.
Таким образом, все музыкальные средства выразительности направлены на то, чтобы показать черты народной крестьянской песни (в характере народных плачей, причитаний, и во взволнованном рассказе), которая является зеркалом русской души.
Хор «Мы к тебе, княгиня» написан для женского 4х голосного хора. Общий диапазон хора: g м.о.- g2
Сопрано 1: d1– g2
Сопрано 2: d1– f2
Альты 1: с1– e2
Альты 2: g м.о.- с2
В целом хор написан в удобной тесситуре, использованы «рабочие» звуки голосового диапазона. Как некоторую особенность, можно отметить активное задействование переходных звуков (особенно во вторых частях куплета), где потребуется поиск оптимального режима работы связок, а также соответствующей характеру тембральной краски: (ПРИМЕР № 7 тт. 22-29)
Границы диапазонов партий весьма условны, так как самые высокие ноты, впрочем, как и самые низкие, встречаются редко. Тем не менее, во избежание распада вертикалей нужно исполнять подобные места на хорошей певческой опоре.
Ансамбль хора- естественный. Манера звуковедения Legato. На динамике f, связанность не должна теряться, поэтому звук должен быть плотным, полноценным. Гласные при этом должны быть округлыми, собранными, «крупными», так как это не просто хоровое произведение, а часть оперной сцены.
Донесение до слушателя поэтического текста в значительной степени зависит от организации дикции хора – произношения гласных и согласных. Характер певческой дикции зависит от характера музыки, содержания произведения, его образности. В этом хоре произношение гласных требует протяжного, продолжительного звучания, согласные же наоборот, должны произноситься ясно, но коротко. Сложность может возникнуть в хоре «Ты помилуй нас». У сопрано звучит большой объём слов в быстром темпе. Необходимо чёткое произнесение согласных внутри слова и замыкающих слова в конце куплетов и фраз. Также необходимо чёткое интонирование и выстраивание аккордов и созвучий. Особенно важна эта работа в хоре «Ты помилуй нас» с ходами у партий на кварты, секунды с учётом быстрого темпа.
Удобная тесситура, отсутствие форсирования звука создают благоприятные условия для выстраивания хорового ансамбля. Особенности фактуры (в первых частях куплета – гармоническая, во вторых – имитации) обуславливают требования к ансамблю в каждом отдельном случае. Дирижеру следует найти правильное соотношение между голосами: голоса, ведущие основной тематический материал, и голоса, выполняющие роль сопровождения.
Звукообразование подразумевает мягкое неглубокое дыхание, фразы необходимо исполнять на цепном дыхании, чтобы не нарушить целостность хорового пласта.
В отношении мелодического строя этот хор особой трудности не представляет. Анализируя мелодический строй хоровых партий нужно отметить, что сущность мелодии проистекает из гармонии, подчиняется гармонической функциональной логике. Как следствие гармонического мышления – наличие в мелодических линиях партий скачков (связано со сменой функции или перемещением по звукам аккорда).
Во всех партиях имеются однотипные интонационные трудности:
1.Связанные с применением альтерированных звуков, появившихся в результате отклонений, использования различных видов минора, альтерированных аккордов:
(ПРИМЕР №8 тт. 9-14)
2.Следует обратить внимание на интонирование скачков. При исполнении скачков певцы должны следить за вокальной ровностью их соединения, контролируя их чистоту. Оба звука, составляющие интервал, нужно петь в единой позиции. Особое значение имеет плавное дыхание, свобода артикуляционного аппарата. (ПРИМЕР №9 тт. 12-16)
3. Так же, для чистого интонирования следует помнить, что большие интервалы интонируются с односторонним расширением, малые – с односторонним сужением. Чистые интервалы – ч5 и ч4 должны интонироваться устойчиво. (см. ПРИМЕР №9)
В отношении гармонического строя важно помнить о высокой позиции, подтянутом дыхании. На этапе разучивания для работы над гармоническим строем необходимо добиться чистого интонирования мелодической лини каждой из хоровых партий в отдельности. Также необходимо добиться того, чтобы восприятие специфики гармонической вертикали стало для певцов естественным, привычным, т.е., выработать у них некий певчески-слуховой опыт.
Выразительность исполнения зависит от фразировки. Вершиной фразы является смысловое ударение в тексте. В нашем случае вершина фразы в первой части каждого куплета – это 3й такт каждой фразы:
«Мы к тебе, княгиня, мы к тебе, родная, просим - молим, не оставь нас…»
«…Вот и просим – молим, мы твоей управы, не оставь ты, защити нас!...»
Во вторых частях каждого куплета фраза более длинная: «…Но не ночью вдруг нагрянул наш обидчик, девку взял да силою забрал ее в терем к себе…». Фразировка в хоровых номерах очень яркая, гибкая. В первом хоре «Мы к тебе, княгиня» логические ударения падают на 1 и 2 доли такта. С 3-ей цифры логическое ударение падает сначала на 3 долю, а затем снова на 1. В хоре «Ты помилуй нас» логические ударения падают на каждую первую долю такта.
Главная сложность в исполнении этого хора – это организация темповых соотношений. В каждой новой части происходит смена темпа: между двумя частями каждого куплета темп ускоряется, а между куплетами возвращение в Tемро I, при смене темпа дирижеру следует применить приближенный ауфтакт.
Оркестровую партию исполняет группа струнных инструментов. В первом и втором куплете они излагают тему, словно смущенные девушки рассказывают о своей беде. В третьем, кульминационном, куплете присоединяется группа деревянных духовых. Множество акцентов в последней части 3го куплета имитируют взволнованность девушек. Оркестр дублирует хор, благодаря оркестровой поддержке звучание хора становится еще более масштабным, мощным, колоритным. В хоре «ты помилуй нас» музыкальное сопровождение играет большую роль. Оно помогает более остро почувствовать волнение девушек, а благодаря постепенному уплотнению фактуры октавными унисонами и тональным изменениям передаётся рост эмоционального напряжения.
Для артистов хора очень важно передать эмоциональное состояние девушек. Сначала, в первом хоре, они робки и пугливы, а в завершении сцены – разгневанные и отчаявшиеся. Плотная фактура, выразительная динамика, акценты показывают всё отчаяние несчастных девушек.
Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов (и их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской классической музыки. Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина является замечательным примером оперного жанра не только среди сочинений русских композиторов, но и среди мировых шедевров.
Одна из лучших русских опер не была окончена Бородиным. Ее завершили А. Глазунов и Римский-Корсаков. В этом сочинении композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно.
Литература: 1. Бычков М.Н. «Популярный справочник. Творческие портреты композиторов» //"Музыка", 1990 2. И. Усова «Хоровая литература» // М. «Музыка» 1988 3. Т. Крунтяева, Н. Молокова «Словарь музыкальных терминов» //М. «Музыка» 2004 4. Романовский Н. Хоровой словарь. М., «Музыка».2000 5.Фоменков М. «О произношении в хоровом пении» // «Вопросы хорового исполнительства» Уфа-2000 6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Князь_Игорь_(опера) 7. К. Ольхов «Теоретические основы дирижерской техники» // Ленинград «Музыка» 1990 8. А. Сивизьянов «Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей»
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |